Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Коррекционно-развивющая направленность образовательного урока






    Урок в школе VIII вида должен иметь коррекционную направленность.

    Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

    Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

    Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

    В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

    Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.

    Общая коррекция заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.

    Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов. Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.

    Коррекционная направленность уроков особо значима при работе с такими детьми. Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физической культуры. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики.

    Кроме основных предметов в учебный план включены предметы коррекционной направленности такие, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), социально-бытовая ориентировка (СБО).

    Занятия ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков.

    Уроки ритмики. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки.

    Уроки «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель: максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий деятельности.

    Уроки устной (разговорной) речи. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.

    Занятия с учителем-логопедом. Цель: коррекция речевых нарушений.

    Уроки СБО. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

    Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

    Основные направления коррекционной работы:

    1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

    -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

    -развитие навыков каллиграфии;

    -развитие артикуляционной моторики.

    2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    -развитие зрительного восприятия и узнавания;

    -развитие зрительной памяти и внимания;

    -формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина.)

    -развитие пространственных представлений и ориентации;

    -развитие представлений о времени;

    -развитие слухового внимания и памяти;

    -развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    3.Развитие основных мыслительных операций:

    -навыков соотносительного анализа;

    -навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

    -умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

    -умения планировать деятельность;

    -развитие комбинаторных способностей.

    4.Развитие различных видов мышления:

    -развитие наглядно-образного мышления;

    -развитие словесно-логического мышления(умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

    5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

    -развитие навыков адекватного общения.

    6.Развитие речи, овладение техникой речи.

    7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    Работая учителем детей с нарушением интеллектуального развития необходимо знать особенности проведения уроков. Рассмотрим основные общедидактические требования. Эти требования общие и для коррекционных и для общеобразовательных школ.

    Успешность обучения и воспитания во многом зависит от адекватности выбранных методов, форм и содержания работы особенностями учащихся, для которых эта работа предназначена. Соотношение сохранных и нарушенных функций у каждого ребенка своеобразно. Поэтому выстраивать коррекционно-развивающий процесс нужно с опорой на индивидуальные особенности детей.

    Учебно-воспитательный процесс в группе «Особый ребенок» носит фронтальную коррекционно-развивающую направленность, которая предполагает проведение мероприятий, нормализующих социальную среду ребенка, регулирующих психическую и эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, что совпадает с содержанием психогигиенической и психопрофилактической работы. Разумно организованная среда, предупреждение перегрузок способствует оптимизации протекания психических процессов. Кроме того, в групповой работе применяется специально разработанная система психокоррекционных приемов и методик, направленных на развитие и компенсацию недостатков, например, зрительного гнозиса, мыслительных операций, мелкой моторики, речи, эмоциональной сферы. Педагоги применяют следующие специальные психокоррекционные системы, основанные на ведущей для данного возраста онтогенетической формы деятельности: игровая коррекция, психогимнастика, музыкотерапия. Элементы этих систем используются и на других занятиях.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.