Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий словарь понятий и терминов






Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств, предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Авангардная педагогика. В ее рамках разрабатываются и проверяются педагогические идеи и инновации, значительно отличающиеся от общепринятых и допускаемых в сфере образования, отражающие стремление части педагогов к поиску новой парадигмы воспитания и обучения молодежи. А.п. на много опережает время, предлагая коренную и принципиальную перестройку в сфере теоретической и практической педагогики. А. п. позволяет предвидеть и прогнозировать развитие содержания обучения и образовательных технологий на много лет вперед. Примерами могут служить Школа завтрашнего дня, Школа диалога культур и др.

Адаптация – способность организма (личности) приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды.

Аксиология - философское учение о ценностях; аксиологичес-кий - имеющий ценностное значение.

Акмеология - наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Альтернативная педагогика - это система научно-педагогичес­кого знания, противостоящая принятой в обществе государственной нормативной педагогике. Она развивается в рамках альтернативных движений, основанных на экологической философии. «Альтернативисты» считают, что ресурсы планеты ограниченны, что производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому нужно отказаться от технократического мышления и технологического детерминизма. Они ратуют за формирование альтернативной культуры, альтернативного образования и образа жизни, за возвращение отношения к человеку «как мере всех вещей». В задачи А. п. входит выработка такого научного знания, которое способствовало бы гуманизации и экологизации отношений между людьми, а также человеком, природой и обществом, созданию условий для саморазвития и самовыражения личности.

Анализ - метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкет, анкетный опрос.

Антропология – наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека.

Антропологический центризм. Согласно ему центром Вселенной является человек. Только от него и через него можно понять природу, общество и само человеческое мышление. А.Ц. пришел на смену теологическому центризму, который считал человека образом и подобием Божьим. В его обязанности входило принимать и разъяснять Слово Божье, подчиняться божественным силам, терпеть земные тяготы и восхвалять Создателя.

Сегодня ученые предсказывают зарождение космоцентризма. Сог­ласно этой теории Человек понимается только в единстве с космосом Сторонники ее доказывают существование трансцендентного (выходя­щего за пределы самого человека и даже Земли) мышления, единой космической (ноосферной) мыслительной оболочки Вселенной.

Базовое образование – общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования.

Беседа – 1) метод психолого-педагогического исследования, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации; 2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащегося в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.

Вариативные знания - мобильные знания, отражающие характер, специфические особенности, теорию и практику проблемы, состояние какого-либо явления в конкретно-исторических, социально-педагогических условиях. В.з. иллюстрируют, конкретизируют инвариант.

Воспитание. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитанность – мера сформированности социально и лично значимых качеств и свойств личности, характеризует результат воспитательного процесса.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-то явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достойной научной теорией.

Диалог – форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся на психологическое равенство позиций его участников.

Дедукция - вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования.

Дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дополнительное образование – образование, приобретаемое человеком в соответствии с его интересами и потребностями, с целью изучения какой-либо новой для него области знаний или профессиональных знаний в свободное от основной работы или учебы время. Дети могут получить Д.о. в специальных учреждениях (домах творчества, станциях юных техников, домах природы и т.п.).

Имидж учителя (от англ. Image – образ) – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании И.у. реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Индукция - логическое рассуждение, двигающееся от утвержде­ний менее общего характера к утверждению более общего характера.

Инвариантные знания - фундаментальные знания, представляющие собой общую основу, лежащую за частными знаниями. И. з. позволяют смоделировать обобщенные приемы познавательной деятельности, пригодные во всех частных случаях.

Инновационная деятельность - социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности (инновация - принципиальное новообразование).

Карьера – 1) последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека; 2) продвижение индивида по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.

Когнитивный - связанный с познанием.

Мотивы - то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Образование. Происходит от слова «образ». Под 0. понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Педагогический стиль - это устойчивые и многократно повторяющиеся компоненты, связи, признаки и свойства педагогической деятельности, придающие ей неповторимость и оригинальность.

Перцепция социальная - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.д.).

Профессиональное развитие – приобретение работником новых знаний, умений и навыков, которые он использует или будет использовать в своей профессиональной деятельности; процесс наполнения компонентов профессионального опыта человека новым, отличным от предыдущего, содержанием. Основные методы П.р.: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

Развитие профессиональное – рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.

Рефлексия - обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.

Самоанализ педагогической деятельности – изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции педагогического анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

Самообучение – процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Синтез - метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

Социализация учителя профессиональная – процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогического опыта, овладение стандартами и ценностями педагогического сообщества. Активной реализации накопленного опыта.

Становление – приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивиду­альных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Экстенсивный - в противоположность интенсивному означает не качественное, а лишь количественное увеличение, расширение, распространение.

Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Я-концепция учителя профессиональная – та часть Я-концепции личности учителя, которая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»); того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают другие люди – его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.