Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая позиция






 

Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

В позиции педагога проявляется его личность, характер, социальные ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога определяется системой взглядов, убеждений и ценностных ориентации.

Профессиональная позиция тесно связана с социальной позицией. На выбор профессиональной позиции педагога решающее влияние оказывают его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Учитель может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.

Профессиональные знания и умения.

Каждый учитель независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью общечеловеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности.

В философии знание определяется как «продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей; как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого». В психологии - это результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий. В педагогике знание рассматривается как «верное отражение действительности в мышлении человека; проверенный общественной практикой результат процесса познания». Общеупротребительное понимание знания как обладания сведениями, осведомленности в какой-либо области, совокупности сведений.

В педагогических исследованиях часто употребляется определение знания как «способности включать полученную информацию в различные виды деятельности». Характер использования знаний различен: они могут быть воспроизведены целиком; применены в своем узкофункциональном виде, когда из всей совокупности знания востре-буется лишь какой-либо минимум свойств, необходимых для совершенствования конкретного действия; использованы с учетом существенных связей в знаемом.

Е.В. Ильенков подчеркивает, что ум, мудрость человека - не в знании самом по себе, не в совокупности сведений, «заложенных образованием в память. Это умение правильно знаниями распоряжаться, соотносить знания с фактами и событиями реальной жизни».

Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.

Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания.

В педагогической литературе умение рассматривается как «приобретенное в опыте мастерство, готовность или способность человека быстро и легко находить приемы решения проблемы, возникающей в ситуации усвоения новых навыков и знаний» (Ходжава З.И.). С таким определением согласно большинство исследователей, считая, что умение по своему характеру предполагает всегда сознательное установление взаимоотношений между целью деятельности и условиями или способами ее выполнения; по структуре - совокупность различных знаний и навыков; по механизму реализации - самостоятельный перенос известных способов поведения в новые условия.

В профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.

В исследованиях педагогической деятельности вычленяются профессиональные умения в зависимости от предмета исследования: Н.В. Кузьмина отмечает в качестве методологического - умение переводить общегосударственные задачи в задачи педагогические; В.А. Сластенин выделяет следующие общепедагогические умения: определять уровень воспитанности и обученности личности и коллектива: умение проектировать развитие личности и коллектива: умение прогнозировать результаты обучения и воспитания; умение выделять и точно формулировать задачи, определяя условия их решения; умение предвидеть характер реакции учащихся на педагогическое воздействие; умение наблюдать и анализировать педагогический процесс.

В блок базовых педагогических умений учителя, по мнению А.И. Пискунова, входят следующие типы умений:

- диагностические - умение оценивать уровень умственного, нравственного и физического развития детей, выявлять их индивидуально-психологические особенности, а также специфику межличностных отношений в сообществах учащихся, учителей, взрослых;

- проективные - умение прогнозировать педагогическую деятельность, ее цели, задачи и ход с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей учащихся, их социального окружения;

- конструктивные - умение целенаправленно организовывать и проводить целостный педагогический процесс на основе теоретических и технологических знаний, эффективно применять в различных сочетаниях методы и средства обучения в условиях совместной деятельности взрослых и детей;

- коммуникативные - умение общаться с детьми, их родителями, коллегами, организовывать сотрудничество учащихся друг с другом и взрослыми, владеть культурой демократического общения;

- аналитические - умение выделять, систематизировать и предвидеть возможные просчеты в своей профессиональной деятельности, возможности и способы их предотвращения; выделять напряженные, конфликтные и экстремальные моменты в профессиональной деятельности, проводить психолого-педагогический анализ учебно-педагогического процесса как в целом, так и по частям; анализировать педагогический опыт как таковой и личностный опыт профессиональной деятельности, делая из этого соответствующие практические выводы.

 

Проблемные вопросы и практические задания

 

1. Каждый ли человек может стать учителем? Если да, что для этого требуется?

2. Что приоритетно для каждого человека как педагога - качества личностные или профессиональные? Какие профессионально-значимые качества личности важно иметь педагогу?

3. Как вы думаете, что представляет собой профессиографический метод изучения профессии? Имеет ли он свою историю? Что вы можете сообщить по данному вопросу?

4. В каком соотношении находятся профессиональные знания и умения педагога?

5. Какие функции выполняет учитель (педагог), воспитатель в школе, в других образовательных учреждениях?

6. Из текстов художественной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные профессиональные качества личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.