Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тесты для самоконтроля. 1. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью:






 

1. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью:

1) желание учиться и развиваться;

2) умение контролировать;

3) правильно оценивать результат;

4) быть справедливым?

 

2. Кто может заниматься педагогической деятельностью:

1) профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

2) взрослый человек;

3) родители;

4) человек, имеющий высшее образование?

 

3. Как называется роман А.С. Макаренко, в котором отражена история колонии им. М. Горького:

1) «Книга для родителей»;

2) «Флаги на башне»;

3) «Педагогическая поэма»;

4) «Марш 30–го года»?

 

4. Какие качества приоритетны для педагога:

1) профессионально-педагогические;

2) общественные;

3) индивидуальные;

4) личностные?

 

Литература:

 

1. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.

Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978

3. Гаврилова Т. Т. Остаться собой или быть другим // Ма­гистр. 1992. № 4.

4. Горбатов Д. С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий // Педагогика. 1994. № 2.

5. Громкова М.Т. Образование - стимул саморазвития личности // Педагогика, 1993, N 3.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1996.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.

8. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек - оркестр: микроструктура общения. - М., 1993.

9. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.

10. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

11. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

12. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М., 1977.

РАЗДЕЛ VII.

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

 

7.1. Индивидуальные образовательно-профессиональные

программы

 

Все большее значение сегодня приобретает личностный подход к обучению, так как он позволяет максимально раскрыть всю многогранность и неповторимость индивидуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставит ему в дальнейшем возможность самореализации в быстро меняющейся социальной среде. Ориентация на способности и склонности студента, на уровень его начальной подготовки, стремление научить его самостоятельно собирать информацию, анализировать ее и применять на практике, соотносить с реальным миром требуют от высшей школы составления принципиально новых образовательно-профессиональных программ, пересмотра содержания образования, форм и методов обучения, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение материала.

Возможности индивидуальных образовательно-профессиональ-ных программ достаточно обширны. Помимо того, что студенты имеют право выбирать материал, они также решают, с кем, где и как его изучать. При этом сохраняются строгие требования. Студент обязан изучать предписанные для всех темы и предметы.

При составлении индивидуальных образовательно-профес-сиональных программ большое место отводится самостоятельной работе студента. Индивидуальному изучению выбранной темы предшествует составление плана, в котором детально записывается цель работы в виде постановки отдельных задач. Детализируется и процесс обучения - прочитать литературу в библиотеке, побеседовать со специалистом, написать реферат. В плане предусматривается также форма отчетности (написание реферата или доклада по изученной теме), а также собеседование по данной теме с педагогом.

При составлении индивидуальных образовательно-профес-сиональных программ основными являются три фактора: содержание курса, время обучения и уровень достигаемых знаний. Содержание во многом определяется теми целями, которые ставятся перед студентом при изучении данного материала.

Если предмет базовый и профессионально ориентированный, то всем студентам предлагается обязательный минимум его содержания. Второй компонент - время изучения установленного объема материала. Здесь перед студентами ставится задача: изучить тему таким образом, чтобы иметь высокий уровень знаний и практически владеть приемами по выполнению определенных операций. Третий компонент программы - объем теоретических знаний, получаемых студентами в результате изучения курса.

При составлении индивидуальных образовательно-профес-сиональных программ рекомендуется учитывать следующие факторы: количество студентов, переходящих на индивидуальные программы, количество учебного времени, отводимого на индивидуальное обучение, учебные материал, методы изучения элективных предметов, формы организации учебного процесса, выделение основного компонента в изучаемом предмете, роль руководства в изучении данного предмета, соотнесе­ние содержания предмета с окружающей средой, структура изучения, методика оценивания достижений учащихся.

При составлении индивидуальных программ учитываются:

- эмоциональная и социальная зрелость, уровень знаний, склонности, взгляды, духовные ценности, интересы, стиль учебы, личностные качества, готовность изучать данный предмет по индивидуальному плану;

- какие качества будут развиваться у студента в процессе обучения, что поможет их накоплению, существует ли возможность альтернативного подхода к изучению данного материала;

- концепции, лежащие в основе разработки программ, структура преподавания курса (в хронологическом порядке, отдельными темами, основные понятия при изучении тем, умения, необходимые для более полного усвоения материала, ведущая деятельность студента и преподавателя).

Разработанная программа является индивидуальным рабочим планом студента, однако она может меняться в любое время в связи с изменениями исходных предпосылок. Корректировка программы ведется совместно - студентом и преподавателем.

Построенный на основе данных индивидуальной программы процесс профессиональной подготовки приобретает для студента личностно значимый характер, становится более мотивированным, носит коррекционный характер.

Деятельность преподавателя-консультанта связана с координацией работы всех преподавателей, работающих с закрепленными за ним и студентами, организацией их самовоспитания.

 

7.2. Способы саморазвития

 

Саморазвитие - собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможности самовоспитания - в процессе естественного физиологического, психического, социального развития.

Саморазвитие может быть осознанным и бессознательным. Бессознательное, спонтанное саморазвитие: физическое и физиологическое развитие любого организма. Сознательное саморазвитие выступает как самовоспитание и самосовершенствование.

Учитель обязан постоянно совершенствоваться, так как опыт, не обогащаемый притоком свежих знаний, перестает быть источником движения. Уровень образования определяется не только способностью специалиста владеть совокупностью технологических навыков, но и способностью к профессиональному мышлению на уровне современных и перспективных технологий, способностью к постоянному самосовершенствованию. Все грани педагогического ума вырастают на почве постижения науки, искусства и действительности.

Для студента - будущего учителя положение о саморазвитии является руководством для подготовки своей личности к предстоящей педагогической деятельности.

Овладение любой деятельностью происходит в процессе самой этой деятельности. Не составляет исключения и саморазвивающая деятельность.

Творческая работа по саморазвитию предполагает:

- осознание готовности к саморазвитию;

- знакомство с основами саморазвития;

- разработку долгосрочной программы собственного самостоятельного совершенствования в системе непрерывного самообразования;

- определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки и выработку активной позиции по отношению к своей личности, к своей будущей профессиональной деятельности;

- формирование первоначальных умений работать над собой.

К способам саморазвития можно отнести следующие: тренинги самопознания; самообразование; работу с общеобразовательными и психолого-педагогическими источниками; педагогическую практику;

изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагоги­ческое творчество и научно-поисковую деятельность.

В профессиональном саморазвитии педагога можно выделить три основные направления:

а) приобретение новых знаний;

б) рефлексию;

в) приобретение и использование навыков саморегуляции;

Основными источниками новых знаний являются психолого-педагогическая литература, журналы по специальности, методические пособия и рекомендации, нормативные акты и иная документация (законы, указы, программы развития образования и др.), газетные статьи, теле- и аудипрограммы, видеоматериалы. С распространением сети Интернет в ней появляется все больше сайтов, затрагивающих проблемы детей, подростков и молодежи, работы с ними, различные аспекты воспитания и обучения. Важным для учителя является пополнение общекультурного багажа (знания истории, литературы, культуры), понимание социальных и политических тенденций в обществе. Новые знания можно приобрести как индивидуально, так и посещая курсы повышения квалификации, лектории и иные формы занятий.

Один из основных способов саморазвития будущего учителя – педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского –«обращение назад») – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Но рефлексия – это не просто понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в процессе общения. Это еще и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные и когнитивные особенности, эмоциональные реакции. Высший уровень педагогической рефлексии – размышления о себе в профессии.

Существуют несколько основных способов рефлексивного анализа:

- индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);

- обращение к помощи наставника – более опытного коллеги;

- рефлексия в группе равных по уровню квалификации коллег.

В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотражение людьми друг друга (я в своих глазах, я в глазах другого), результатом чего становится понимание человеком того, каков же он на самом деле.

Приведем примерный перечень вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе рефлексии:

- что я думаю о своей работе;

- что я думаю о детях, как я их воспринимаю;

- каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные) и как они проявляются в работе;

- как я воспринимаю себя в профессии и др.

Анализ себя должен восприниматься каждым педагогом независимо от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной. Например, анализ, проведенный после урока или классного часа, поможет педагогу не только прояснить свое поведение в их ходе, положительные или негативные моменты, но и «поставить точку».

В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:

- сосредоточенность – не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути возникающих ассоциаций;

- самоуглубленность – никто и ничто не должно отвлекать;

- акцент на свои действия и свои эмоции.

Эмоции и чувства – обязательный элемент рефлексии. Необходимо обдумывать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.

Приобретение и использование навыков саморегуляции – третий главный фактор саморазвития педагога. Для представителей всех профессий, объектом которых является человек (педагоги, врачи, психологи и др.) периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники.

«Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.