Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация в организациях, ее классификация. Особенности неформальной коммуникации.






Сэмьюэл С. Серто: коммуникацию как «процесс предоставления информации другим индивидам».

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - коммуникация как «процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми» и объединяют ее с процессом принятия решений в группу интегративных процессов менеджмента. О.С. Виханский и А.И.Наумов - коммуникация как «передача информации от одного субъекта к другому».

3 аспекта коммуникации:

- семантический (содержательная сторона сообщения, его смысл, значение),

- синтактический (знаковая, структурная, количественная сторона),

- аксиологический, или прагматический (т.е. ценность, полезность информации для решения тех или иных задач). Говоря о коммуникации в управлении, нельзя игнорировать ни один из указанных аспектов. Для управления важны и своевременность передачи, поступления, приема, расшифровки информации. Социальная информация обладает и конкретными свойствами, обусловленными ее содержанием, количеством, ценностью и своевременностью доставки: достоверностью, правдивостью, полнотой, глубиной, точностью, убедительностью, доказательностью, новизной, эффективностью, оптимальностью, оперативностью, надежностью, выразительностью и т.д.

В единстве указанных 4-х аспектов социальная информация выступает и как уменьшение, снятие неопределенности в положении социального субъекта, что имеет важное значение именно в отношениях управления.

Коммуникация – это сложный информ-ый процесс, материальная основа которого – передача значения, смысла посредством знаков (символов). Но коммуникация – это и соц.процесс, отражающий структуру социальных отношений и выполняющий в ней функцию связи. Поэтому закономерно, что некоторые авторы (например, Герберт А Саймон, Дональд У.Смитбург, Виктор У. Томпсон) вкл. систему коммуникации в состав элементов структуры организации.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ:

В системе организационной коммуникации можно выделить 2 большие подсистемы:

1) систему коммуникации между организацией и ее внешней средой;

2) систему коммуникации внутри организации.

В системе внутриорганизационной коммуникацииможновыделить такие её виды:

- межуровневая коммуникация, т.е. коммуникативные связи между различными уровнями управления;

- горизонтальная коммуникация, т.е. коммуникативные связи между одноуровневыми подразделениями;

- коммуникация внутри подразделений.

В зависимости от каналов связи, по которым осуществляются эти три вида коммуникации, каждый из них представляет собой либо формальный тип связи, либо неформальный.

Межуровневая коммуникация имеет вертикальный характер. Ее можно подразделить на два подвида:

- коммуникацию по нисходящей, т.е. с высших уровней структуры на низшие. По таким линиям до подразделений, нижестоящих руководителей, работников доводятся цели организации, конкретные задачи (задания), процедуры исполнения, нормы оргкультуры, приказы и инструкции.

- коммуникацию по восходящей, т.е. с низших уровней структуры на высшие. По этой линии как раз и осуществляется обратная связь, руководители получают информацию о реакции подчиненных на их предложения, распоряжения, указания, предложения ''снизу'' об улучшении условий труда и быта, модернизации оборудования, повышению производительности труда.

Горизонтальная коммуникация играет важную роль в координации действий подразделений одного иерархического уровня, обеспечении их слаженной деятельности в достижении общих целей организации.

Как правило, от такого коммуникационного взаимодействия получают и сопутствующий позитивный эффект – повышения у работников ощущения удовлетворенности от осознания ''командной работы'', устойчивых равноправных отношений в организации.

Коммуникация внутри подразделений может быть подразделена на следующие подвиды:

- Коммуникация ''руководитель-подчиненный'' -это разновидностью вертикальной, но в подразделении, то есть в формальной группе, имеет свои особенности.

- Коммуникация ''руководитель-группа'' - та совокупность отношений, которая складывается в группе.

- Коммуникация ''подчиненный-подчиненный'' – это вид горизонтальной коммуникации внутри группы.

Все указанные выше разновидности в совокупности образуют реально действующую систему коммуникации. Однако, очевидно, что до сих пор мы имели в виду планируемую руководством или работниками передачу информации по должностным, официальным каналом, то есть формальную коммуникацию.

Реальных же каналов связи в организации намного больше, так как формальная система коммуникации всегда дополняется неформальной.

Система формальной коммуникации в организации представляет собой структуру официальных информационных каналов, которая должна функционировать по единому формальному плану распределения и движения информации. Эта система обусловлена системой официальных властных полномочий, формальной оргструктурой.

Но формальный информационный обмен, как правило, не может удовлетворить потребности субъектов организационных отношений в коммуникации – он не столь гибок и разнообразен, как это им необходимо. Поэтому реальная коммуникация шире, разнообразнее, чем официальная схема, включает много неформальных контактов. Параллельно формальным каналам связи, на их пересечениях, иногда – вместо них и т.д. образуется СИСТЕМА НЕФОРМАЛЬНЫХ КАНАЛОВ СВЯЗИ.

Эти каналы – еще и каналы распространения слухов. В западной управленческой литературе применяется термин - grapevine, т.е. '' виноградная лоза ''. Известный американский исследователь коммуникации Кит Дэвис указывает, что происхождение этого термина (означающего также ''систему тайного сообщения'' и ''ложные сведения'') относится ко времени гражданской войны в США, когда армия Севера использовала протянутые провода, которые постоянно запутывались, а передаваемые по ним сведения – искажались.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.