Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация в организациях, ее классификация. Особенности неформальной коммуникации.




Сэмьюэл С. Серто: коммуникацию как «процесс предоставления информации другим индивидам».

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - коммуникация как «процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми» и объединяют ее с процессом принятия решений в группу интегративных процессов менеджмента. О.С. Виханский и А.И.Наумов -коммуникация как «передача информации от одного субъекта к другому».

3 аспекта коммуникации:

- семантический (содержательная сторона сообщения, его смысл, значение),

- синтактический(знаковая, структурная, количественная сторона),

- аксиологический, или прагматический (т.е. ценность, полезность информации для решения тех или иных задач). Говоря о коммуникации в управлении, нельзя игнорировать ни один из указанных аспектов. Для управления важны и своевременность передачи, поступления, приема, расшифровки информации. Социальная информация обладает и конкретными свойствами, обусловленными ее содержанием, количеством, ценностью и своевременностью доставки: достоверностью, правдивостью, полнотой, глубиной, точностью, убедительностью, доказательностью, новизной, эффективностью, оптимальностью, оперативностью, надежностью, выразительностью и т.д.

В единстве указанных 4-х аспектов социальная информация выступает и как уменьшение, снятие неопределенности в положении социального субъекта, что имеет важное значение именно в отношениях управления.

Коммуникация – это сложный информ-ый процесс, материальная основа которого – передача значения, смысла посредством знаков (символов). Но коммуникация – это и соц.процесс, отражающий структуру социальных отношений и выполняющий в ней функцию связи. Поэтому закономерно, что некоторые авторы (например, Герберт А Саймон, Дональд У.Смитбург, Виктор У.Томпсон) вкл. систему коммуникации в состав элементов структуры организации.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КОММУНИКАЦИИ:

В системе организационной коммуникации можно выделить 2 большие подсистемы:

1) систему коммуникации между организацией и ее внешней средой;

2) систему коммуникации внутри организации.

В системе внутриорганизационной коммуникацииможновыделить такие её виды:

- межуровневаякоммуникация, т.е. коммуникативные связи между различными уровнями управления;

- горизонтальнаякоммуникация, т.е. коммуникативные связи между одноуровневыми подразделениями;

- коммуникация внутри подразделений.

В зависимости от каналов связи, по которым осуществляются эти три вида коммуникации, каждый из них представляет собой либо формальныйтип связи, либо неформальный.

Межуровневаякоммуникация имеет вертикальныйхарактер. Ее можно подразделить на два подвида:



- коммуникацию по нисходящей, т.е. с высших уровней структуры на низшие. По таким линиям до подразделений, нижестоящих руководителей, работников доводятся цели организации, конкретные задачи (задания), процедуры исполнения, нормы оргкультуры, приказы и инструкции.

- коммуникацию по восходящей,т.е. с низших уровней структуры на высшие. По этой линии как раз и осуществляется обратная связь,руководители получают информацию о реакции подчиненных на их предложения, распоряжения, указания, предложения ''снизу'' об улучшении условий труда и быта, модернизации оборудования, повышению производительности труда.

Горизонтальная коммуникацияиграет важную роль в координации действий подразделений одного иерархического уровня, обеспечении их слаженной деятельности в достижении общих целей организации.

Как правило, от такого коммуникационного взаимодействия получают и сопутствующий позитивный эффект – повышения у работников ощущения удовлетворенностиот осознания ''командной работы'', устойчивых равноправных отношений в организации.

Коммуникация внутри подразделений может быть подразделена на следующие подвиды:

- Коммуникация ''руководитель-подчиненный''-это разновидностью вертикальной, но в подразделении, то есть в формальной группе, имеет свои особенности.

- Коммуникация ''руководитель-группа''- та совокупность отношений, которая складывается в группе.

- Коммуникация ''подчиненный-подчиненный'' –это вид горизонтальной коммуникации внутри группы.

Все указанные выше разновидности в совокупности образуют реально действующую систему коммуникации.Однако, очевидно, что до сих пор мы имели в виду планируемуюруководством или работниками передачу информации по должностным, официальнымканалом, то есть формальную коммуникацию.



Реальных же каналов связи в организации намного больше, так как формальная система коммуникации всегда дополняется неформальной.

Системаформальной коммуникации в организации представляет собой структуру официальных информационных каналов, которая должна функционировать по единому формальному плану распределения и движения информации. Эта система обусловлена системой официальных властных полномочий, формальной оргструктурой.

Но формальный информационный обмен, как правило, не может удовлетворить потребности субъектов организационных отношений в коммуникации – он не столь гибок и разнообразен, как это им необходимо. Поэтому реальная коммуникация шире, разнообразнее, чем официальная схема, включает много неформальных контактов. Параллельно формальным каналам связи, на их пересечениях, иногда – вместо них и т.д. образуется СИСТЕМА НЕФОРМАЛЬНЫХ КАНАЛОВ СВЯЗИ.

Эти каналы – еще и каналы распространения слухов.В западной управленческой литературе применяется термин - grapevine, т.е. ''виноградная лоза''. Известный американский исследователь коммуникации Кит Дэвис указывает, что происхождение этого термина (означающего также ''систему тайного сообщения'' и ''ложные сведения'') относится ко времени гражданской войны в США, когда армия Севера использовала протянутые провода, которые постоянно запутывались, а передаваемые по ним сведения – искажались.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал