Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель процесса коммуникации, его элементы и этапы. Причины неэффективности межличностной коммуникации и пути их устранения.






В процессе коммуникации можно выделить4 базовых элемента, которым соответствуютчетыре этапа.

1-й элемент – отправитель (передатчик), источник информации, т.е. субъект, генерирующий идеи, обрабатывающий информацию, которой предстоит стать сообщением. Этим действиям соответствует1-й этап – генерирование и формулирование идей сообщения. Уже на этом этапе из-за некачественного формулирования содержания сообщения коммуникация может дать сбой. Поэтому его лейтмотив: «Не начинайте передавать информацию, не обдумав ее содержание».

2-й элемент процесса – сообщение (послание), т.е. информация, закодированная посредством знаков, символов или сигналов. Информация обладает смысловым содержанием, объемом и ценностью, которые и должны дойти до получателя и быть им расшифрованы. Этому элементусоответствует2-й этап – кодирование, т.е. трансформирование передаваемого содержания в знаковую форму, для чего выбираются кодовые знаки – носители информации: звук, шрифт, свет, физические действия, которые соответствующим образом организуются: речь, текст, рисунок, жест, поза.

3-й элемент – канал связи, т.е. линия передачи информационного сообщения, среда, в которой движутся знаки или сигналы. Важно, чтобы избранный тип канала связи был совместим с формой сообщения и типом знаков (символов), примененных при кодировании. Тип канала должен соответствовать и содержанию сообщения.

Иногда в канале связи есть передатчик и приемник – в том случае, если они не совпадают, отправителем и получателем сообщения - такие дополнительные элементы усложняют коммуникационный процесс. 3-му элементу процесса ком-ии соответствует3-й этап – передача сообщения. Как только передача сообщения началась, информация распространяется по каналу связи и вернуть ее нельзя (но, можно повторять с корректировкой). Если в процессе движения по каналу в послании искажаются носители информации или форма сообщения, то передача не может считаться состоявшейся. Целесообразно дублировать как формы сообщения, так и каналы связи – это всегда позволяет повысить эффективность передачи послания.

4-й элемент – получатель (приемник) тот, кому предназначено сообщение, и кто декодирует его содержание, интерпретирует и оценивает его. Данному элементу и выполняемой им роли соответствует4-й этап процесса – декодирование. Декодирование предполагает расшифровку символов или сигналов, обнаружение в них содержания с определенным объемом, смысловым значением и полезностью, восприятие (что получил), интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял) получатель. Проблема 4-го этапа состоит в том, что «получить» сообщение – это еще не означает верно «понять» его содержание, а «понять» – еще не означает «принять» (согласиться с ним и действовать, как в нем предписано).Главная сложность ком-ии в том, что содержание сообщения должно быть не только понято, но и принято. Степень же его принятия обусловлена системой интересов, ценностей, норм и т.д. – системой критериев, которой придерживается получатель, и степенью ее совпадения с системой критериев отправителя.

5-й элемент помехи, или шум ( все, что так или иначе создает помехи прохождению информации) – это любые вмешательства в процесс коммуникации на любом участке, искажающие смысл сообщения. Источниками шума могут быть как характеристики самих элементов процесса коммуникации (например, нечеткость формулирования, плохое состояние канала связи) так и организационные характеристики (многоуровневость, объем управления, пересечение формальных и неформальных связе). В определенной степени шум присутствует всегда, отсюда всегда происходит некоторое искажение в цепи коммуникации, поэтому руководителю не нужно этим сильно огорчаться. Главная его задача - не допустить высокого уровня шума, т.е. такого уровня, который может привести к заметной утрате сообщения или даже блокировке информационного обмена.

Многие проблемы в коммуникационной цепи позволяет разрешить ее 6-й элемент – обратная связь. Именно обратная связь позволяет проверить, получено ли сообщение адресатом, понято ли оно и принято ли.

8 информационных сообщений, различных по содержанию:


1. Сообщение, которое отправитель намеревается послать.

2. Сообщение, которое он на самом деле посылает.

3. Сообщение, которое доходит до получателя.

4. Сообщение в интерпретации получателя.

5. Ответ, задумываемый получателем.

6. Ответ, реально посылаемый получателем.

7. Ответ, доходящий до отправителя.

8. Ответ получателя в интерпретации отправителя.


Факторы, которые снижают эффективность организационной коммуникации, называются коммуникационными барьерами. Их можно подразделить на макробарьеры и микробарьеры.

К коммуникационным макробарьерам относятся преимущественно факторы, отражающие глобальные изменения в общих условиях информационного обмена человечества. Среди них можно указать на такие:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.