Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вверх вниз влево вправо. При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑






При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

Сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно

Цикл ПОКА < условие> команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 0

НАЧАЛО

ПОКА < слева свободно> вверх

ПОКА < сверху свободно> вправо

ПОКА < справа свободно> вниз

ПОКА < снизу свободно> влево

КОНЕЦ

             
         
         
             
             
         
             

Решение:

1) особенность этой задач в том, что РОБОТ проверяет стенку в одном направлении, а движется в другом

2) рассмотрим первый цикл:

ПОКА < слева свободно> вверх

понятно, что при движении вверх РОБОТ остановится в первой же клетке, где слева будет стена

3) рассуждая аналогично, находим, что во втором цикле при движении вправо РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена сверху; в третьем цикле (движение вниз) РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена справа;

4) наконец, в четвертом цикле РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена снизу; при этом он должен попасть обратно в исходную клетку, обозначенную на рисунке красной точкой;

5) кроме этих четырех стенок, необходимо, чтобы коридор, выделенный на рисунке зеленым фоном, был свободен для прохода, иначе РОБОТ врежется в стенку

6) теперь отметим на карте все клетки-кандидаты, где снизу есть стена:

 

        ·    
  ·          
             
          ·  
    ·        
· · · · · ·  
A B C D E F  

 

7) при движении из клеток B5, D1, E1, E6, F1 и F3 РОБОТ врежется в стенку, потому что слева стены нет и условие «слева свободно» всегда истинно:

    ·  
  ·        
             
          ·  
    ·      
· · · · · ·  
A B C D E F  

8) начав движение с клетки A1, C1 или C2, РОБОТ также врезается в стенку и разрушается:

             
           
             
             
    ·        
· · ·        
A B C D E F  

 

9) и только путь, начатый в клетке B1, приводит РОБОТА обратно в точку старта:

             
             
           
             
             
  ·          
A B C D E F  

 

10) таким образом, только клетка B1 удовлетворяет условию задачи, поэтому …

11) правильный ответ – 1.

Еще пример задания:

В приведенном ниже фрагменте алгоритма, записанном на алгоритмическом языке, переменные a, b, c имеют тип «строка», а переменные i, k – тип «целое». Используются следующие функции:

Длина(a) – возвращает количество символов в строке a. (Тип «целое»)

Извлечь(a, i) – возвращает i -тый (слева) символ в строке a. (Тип «строка»)

Склеить(a, b) – возвращает строку, в которой записаны сначала все символы
строки
a, а затем все символы строки b. (Тип «строка»)

Значения строк записываются в одинарных кавычках (Например, a: ='дом' ). Фрагмент алгоритма:

i: = Длина(a)

k: = 2

b: = 'А'

пока i > 0

Нц

c: = Извлечь(a, i)

b: = Склеить(b, c)

i: = i – k

Кц

b: = Склеить(b, 'Т')

Какое значение будет у переменной b после выполнения вышеприведенного фрагмента алгоритма, если значение переменной a было ‘ПОЕЗД’?

1) ‘АДЕПТ’ 2) ‘АДЗЕОП’ 3) ‘АДТЕТПТ’ 4) ‘АДЗОТ’

Решение:

1) эта задача более близка к классическому программированию, здесь выполняется обработка символьных строк; вся информация для успешного решения, вообще говоря, содержится в условии, но желательно иметь хотя бы небольшой опыт работы с символьными строками на Паскале (или другом языке)

2) заметим, что последняя команда алгоритма, b: =Склеить(b, 'Т'), добавляет букву 'Т' в конец строки b, поэтому ответ 2 – явно неверный (строка должна оканчиваться на букву 'Т', а не на 'П')

3) для решения будем использовать ручную прокрутку; здесь пять переменных: a, b, c, i, k, для каждой из них выделим столбец, где будем записывать изменение ее значения

4) перед выполнением заданного фрагмента мы знаем только значение a, остальные неизвестны (обозначим их знаком вопроса):

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?

5) в первой команде длина строки a (она равна 5 символам) записывается в переменную i:

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?
i: =Длина(a)          

6) следующие два оператора записывают начальные значения в k и b:

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?
i: =Длина(a)          
k: =2          
b: ='А'   'A'      

7) далее следует цикл пока с проверкой условия i> 0 в начале цикла; сейчас i=5> 0, то есть, условие выполняется, цикл начинает работать и выполняются все операторы в теле цикла:

  a b c i k
  'ПОЕЗД' ? ? ? ?
i: =Длина(a)          
k: =2          
b: ='А'   'A'      
i > 0? да
c: =Извлечь(a, i) i: =Длина(a)        
b: =Cклеить(b, c) k: =2        
i: =i–k          

· поскольку i=5, вызов функции Извлечь(a, i) выделяет из строки a символ с номером 5, это 'Д';

· следующей командой этот символ приписывается в «хвост» строки b, теперь в ней хранится цепочка 'АД';

· в команде i: =i-k значение переменной i уменьшается на k (то есть, на 2)

8) далее нужно перейти в начало цикла и снова проверить условие i> 0, оно опять истинно, поэтому выполняется следующий шаг цикла, в котором к строке b добавляется 3-й символ строки a, то есть 'Е':

  a b c i k
... 'ПОЕЗД' 'АД'    
i > 0? да
c: =Извлечь(a, i)     'Е'    
b: =Cклеить(b, c)   'АДЕ'      
i: =i–k          

9) условие i> 0 истинно, поэтому тело цикла выполняется еще один раз, к строке b добавляется 1-й символ строки a, то есть 'П':

  a b c i k
... 'ПОЕЗД' 'АДЕ'    
i > 0? да
c: =Извлечь(a, i)     'П'    
b: =Cклеить(b, c)   'АДЕП'      
i: =i–k       –1  

10) теперь i=-1, поэтому при очередной проверке условие i> 0 в начале цикла оказывается ложным, выполнение цикла заканчивается, и исполнителю остается выполнить единственную строчку после цикла, которая дописывает в конец строки b букву 'Т':

  a b c i k
... 'ПОЕЗД' 'АДЕП' –1  
i > 0? нет
b: =Склеить(b, 'Т')   'АДЕПТ'      

11) у нас получилось, что в конце выполнения фрагмента алгоритма в переменной b будет записана последовательность символов 'АДЕПТ'

12) таким образом, правильный ответ – 1.

Возможные проблемы: · таблица получилась достаточно громоздкая, однако она позволяет наиболее наглядно решить задачу

 

Еще пример задания [1]:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.