Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание. Составьте рассказ о Меншиковой башне как фрагмент экскурсии “ Пушкинская Москва “, используя выдержки из путеводителей и цитаты из поэмы Пушкина “Полтава”




Составьте рассказ о Меншиковой башне как фрагмент экскурсии “ Пушкинская Москва “, используя выдержки из путеводителей и цитаты из поэмы Пушкина “Полтава”

 

 

N78

 

1. В послании “любовь, надежда, тихая слава”, названные обманом, исчезают, как сон, и душа, откликаясь на “отчизны ... призыванье”, пробуждается для более сильных и значимых переживаний: любви - к “вольности святой”, веры - в пленительное счастье, когда рухнет самовластье; ожидания громкой славы борца за свободу Отечества.

 

2. Сходство подкрепляется единством размера и двухчастным строением.

 

3. В обоих стихотворениях изображены перемены в душевном состоянии, в первом - от мирных, тихих, частных радостей, “юных забав” - к восторгу гражданского служения, во втором - от сильных возвышенных чувств - к разочарованию.

 

4. Стихотворения “К Чаадаеву” и “Демон” написаны с интервалом в 5 лет: первое в Петербурге в пору близкой дружбы с деятелями тайных обществ, второе - на юге, когда рухнули надежды на торжество свободы в Греции, Испании, Италии и это, наряду с другими, личными причинами, привело Пушкина к духовному кризису.

 

5. Торжественное нарастание пафоса создается и сквозным мотивом пробуждения (“исчезли юные забавы, как сон”, “Россия вспрянет ото сна”), и все усложняющимся синтаксисом, и двукратным призывом к другу и единомышленнику (“мой друг, отчизне посвятим...”, “товарищ, верь...”).

 

6. И дальше подряд идут до итогового двустишия однострочные простые предложения, разрушительный перечень; ощущение методичного разрушения создается и многократным монотонным повторением местоимения “он”.

 

7. Если в оптимистическом послании “мы” означало содружество людей, объединенных и общим разочарованием в прошлом, и общей высокой целью, то в “Демоне”, отражающем другой, романтический этап сознания поэта, его духовной биографии, личность раздваивается на вдохновенное “я” и язвительное “он”; но “он” не заменяет “я”, хотя и воздействует на “я”.

 

8. Классицистически четко и логично построено стихотворение - на движении от ложных ценностей к истинным.

 

9. Оценочная лексика помогает выявить главное противопоставление: понятия “любовь”, “надежда”, “слава”, лишенные внутреннего конфликта, ощущаются как слабые (это подкрепляется эпитетом “тихий” и сравнением с утренним туманом) и противопоставляются напору и высоте новых чувств, возникших при осознании “гнета власти роковой”, самовластья; именно эти гражданские чувства, “души прекрасные порывы”, описываются языком любовной лирики: “горит ... желание”, “томленье упованья”.



 

10. Образ счастья, создаваемый всеми этими отвлеченными понятиями и эпитетами “возвышенные” и “вдохновенные”, разрушается катастрофически, не естественно, как в послании “исчезли юные забавы”, а вдруг, вторжением в середину фразы слов “тоска внезапная”.

 

11. Что бы ни символизировал этот демон для поэта - воздействие извне или внутренний голос, - он осознается как зло, но зло таинственное и романтически обаятельное: он навещает поэта “тайно”, у него “чудный взгляд”, и “хладный яд” проникает в душу.

 

12. В стихотворении нет ни настоящего, ни, тем более, будущего времени. И поэтому кажется, что опустошительное отрицание, которым оно заканчивается, - в прошлом, это эпизод, один из этапов, который может быть преодолен, смениться другим.

 

13. В “Демоне” нет противопоставления личного как слабого и ложного гражданскому - истинному и святому.

 

14. Вначале одинаково “сильно волновали кровь” героя и “впечатленья бытия” (привычный лирический перечень: “взоры дев”, “шум дубровы”, “пенье соловья”), и “возвышенные чувства” (рядом поставлены, а не противопоставлены “свобода, слава и любовь” и через несколько строк “надежды и наслаждения” и еще искусства).

 

15. Демон, герой II части стихотворения, воспринимается поэтому как злое начало; он не предлагает новые ценности взамен разушенных, но все отрицает; заканчивается стихотворение отрицанием всеобщим: “И ничего во всей природе благословить он не хотел”.

 

16. Контраст настроений I и II частей подкрепляется и синтаксически: вся первая часть - цепь придаточных предложений, произносимых с восходящей интонацией; это восхождение прерывается появлением “злобного гения”, названного в главном.

 

17. Возвышенному и вдохновенному противопоставлены язвительность, насмешка, клевета.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал