Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное проектирование как средство формирования гражданских компетенций




Эффективным средством развития гражданской инициативы является технология социального проектирования. Социальное проектирование – это формирование системы социальных ценностей и практик, укрепляющих социальные отношения. Социальное проектирование представляет собой процесс моделирования и конструирование новых социальных объектов, связей и отношений, направленных на изменение социальной среды. Социальное проектирование начинается с выявления противоречий, несоответствий в работе социальных институтов, системы управления, коммуникативных связей. Выявление, анализ и обобщение этих противоречий является основанием для формулирования проблемы, поиска путей, средств её решения.

Социальное проектирование, направленное на изменение политической, социально-экономической, культурной, бытовой сфер жизни, ориентирует его участников на обращение к нормативно-правовым документам, развивает умения и навыки информационного поиска, актуализирует креативные возможности, готовность отстаивать свою точку зрения, способствует осознанию собственной социальной позиции.

[83 Бочаров О. Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов: Автореф. дис. …канд.пед.наук.- Кострома,2009].

 

Концептуальными основами проектной деятельности являются её активный характер, применение исследовательских методов, получение реальных результатов в решении социально значимых проблем. Метод проектов как основа проектной технологии обучения – совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать проблемно-поисковые задачи в результате самостоятельных действий студентов с обязательным представлением полученных результатов. Признаками проектной технологии являются: познавательная активность; информационный поиск; выявление противоречий, несоответствий; формулирование целей, задач, предполагаемых способов достижения цели; самостоятельная работа; применение совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов; реальность полученного результата. По характеру доминирующей деятельности проекты возможно классифицировать как исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные; по содержанию - монопроекты и межпредметные; по характеру представительства – команда школы, вуза, города, региона, страны, международные объединения. Обязательное условие эффективности проектной образовательной технологии - практическая значимость результатов, внедрение полученных результатов в практику. Методическим условием реализации проектной технологии является соблюдение определённой последовательности, порядка действий: определение проблемы и постановка задач («мозговой штурм», «круглый стол»); выдвижение гипотезы; обсуждение методов решения (наблюдений, опросов, эксперимента и др.); обсуждение способов представления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов (презентаций, процедуры защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.); формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования. Отличительной особенностью социального проектирования является направленность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем. Например, студентам возможно предложить следующие темы социальных проектов: «Организация международной студенческой конференции», «Подготовка и проведение студенческого бала», «Разработка факультетской символики и атрибутики», «Информационно-консультационный пункт для первокурсника», «Ремонт общежития», «Университетская библиотека - центр студенческого общения». Что касается выбора тематики проектов, то, как показывает опыт, «студентам лучше предлагать реальные проекты, по которым у них имеются базовые знания, достаточные для получения ясного представления о конечных результатах и основных рабочих пакетах. Масштабные, сложные проекты непригодны, поскольку студенты воспринимают их как игру в большого руководителя. Кроме того, в этом случае студенты не отвечают за последствия, и поэтому у них может возникнуть иллюзия возможности принятия серьёзных решений без знания дела (что, к сожалению, мы часто видим на всех ступенях государственного управления). Фактически это ведёт к дальнейшему утверждению непрофессионализма» [ 84 Дульзон А.А. Опыт обучения управлению проектами // Высшее образование в России.-2013.-№10.- С.83-90 (с.83)]. Примерами успешного студенческого социального творчества могут служить проекты по созданию объединённого интернет-телевидения в СКФУ, ежегодных университетских Кирилло-Мефодиевских чтений.



Формирование у студентов гражданских компетенций в процессе проектной деятельности обеспечивается решением комплекса методических задач:



-развитие умений и навыков выявления, анализа жизненных противоречий, формулирования проблем, обоснования актуальности, целей и задач проекта;

- овладение приёмами, способами информационного поиска, оценки информации: понимание, что уже сделано в решении данной проблемы и что предстоит сделать;

-овладение умениями анализа имеющихся ресурсов, оценки оптимального соотношения ресурсов и ожидаемых результатов;

-развитие умений и навыков моделирования, планирования проектной деятельности;

-овладение способами решения проблемы, достижения поставленных целей и задач;

-овладение навыками составления проектной документации;

-овладение способами презентации результатов проекта, защиты в условиях конкуренции, состязательности;

-формирование умений прогнозирования востребованности проекта, внедрения его результатов, перспектив развития проекта.

Технология формирования у студентов проективных компетенций включает три этапа [85 Малова О. Социальное проектирование как средство гражданского воспитания студентов // Высш. образ. в России.- 2007.-№10. –С.125-128].

Первый этап – подготовка проектировочных команд факультета. В программу обучения целесообразно включить следующие темы: «Особенности проектной деятельности. Социальное проектирование», «Выявление противоречий, формулирование проблемы, обоснование её актуальности», «Постановка цели и задач проекта», «Как организовать информационный поиск. Оценка информации», «Определение оптимальных способов проектной деятельности», «Составление портфолио и презентация результатов проекта».

Оценка учебных достижений студентов осуществляется по следующим параметрам.

Студенты должны знать: цели, задачи, технологию социального проектирования; особенности применения метода проектов, процедуры выявления проблемы; основные этапы работы над проектом; виды источников информации; методы работы с информацией; методы решения проблем; способы планирования; технологию организации групповой деятельности; цель и структуру портфолио; процедуру защиты социальных проектов; критерии оценки результатов проектной деятельности.

Студенты должны уметь: выявлять и формулировать проблему, обосновывать её актуальность; ставить цель, задачи проектной деятельности; оценивать свои возможности, имеющиеся ресурсы, их достаточность для успешного выполнения проекта; проводить информационный поиск, оценивать и практически использовать полученную информацию; проводить социологические и педагогические исследования (наблюдение, анкетирование, интервьюирование); обрабатывать и интерпретировать результаты исследований; осуществлять деловую переписку; вести переговоры с представителями общественности, властных структур; взаимодействовать со средствами массовой информации; планировать и организовывать деятельность; составлять портфолио; публично защищать проект; работать в малых группах; участвовать в дискуссиях и дебатах.

Второй этап – самостоятельная проектная деятельность команд и педагогическое сопровождение проектной деятельности. Деятельность студентов на данном этапе организуется в следующем порядке: выбор проблемы, сбор информации, разработка вариантов решения проблемы, реализация плана действий команды, подготовка к защите.

Работа проектной команды на втором этапе предполагает прохождение ряда ступеней.

1. Выбор проблемы. Методом мозгового штурма выявляется спектр проблем, представляющих интерес для членов команды и подлежащих возможной реализации в рамках социального проекта. Список проблем выносится на всестороннее обсуждение, выбирается наиболее значимая из них с учётом имеющихся возможностей. Оценка актуальности выбранной проблемы осуществляется на основе проведения пилотажных исследований.

2. Сбор информации. Студентами осуществляется поиск и обработка информации по проблеме. Изучается законодательная и нормативно-правовая база проектной деятельности. Изучается имеющийся опыт по данной проблеме. Проводятся опросы, анализируются материалы СМИ (публикации, телепередачи, ресурсы Интернета). Проводятся встречи с компетентными специалистами, экспертами. Информационный поиск должен способствовать формированию максимально полной картины изучаемой проблемы.

3. Разработка варианта решения проблемы. Участники проекта ищут варианты, способы решения проблемы: разрабатывается план действий, описывается и систематизируется ресурсное обеспечение (материально-техническое, финансовое,нормативно-правовое, информационное и т.д.).

4. Реализация плана действий проектной команды. Проектная идея реализуется на практике: распределяются зоны ответственности, обязанности, конкретизируются задачи, определяются временные рамки.

5. Подготовка к защите проекта. Результаты реализации проекта описываются в форме отчёта. Подготавливается материал для презентации проекта (стенд, портфолио).

Третий этап.Публичная защита социального проекта. Для этого процесс разработки и реализации проекта, его результаты, выводы должны быть описаны в отчёте в форме портфолио. Процедура защиты проекта состоит из двух компонентов: презентации командой своего проекта и ответов на вопросы жюри и зрителей. Представление хода и результатов проектной работы должно быть обеспечено электронной презентацией, что позволит участникам в яркой наглядной форме продемонстрировать свои достижения.

Экспертная оценка осуществляется на основе следующих критериев:

актуальность поставленной проблемы; социальная значимость проекта; юридическая правомерность действий; самостоятельность разработки проекта; разноуровневость взаимодействия с органами управления; реалистичность; экономичность; перспективность; результативность.

Важным методическим условием успешного прохождения проектной командой каждого этапа является педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов: консультирование, оказание помощи, морально-психологическая поддержка.

В процессе сопровождения проектной деятельности, как показывает опыт, наиболее часто приходится оказывать помощь на этапе самостоятельной работы. Наибольшие затруднения возникают в процессе выбора проблемы. В качестве типичных следует отметить следующие недостатки:

-выбор проблемы, которую студенты не могут решить за данный период времени;

-принятие в качестве проблем существующих трудностей, которые являются не самостоятельными проблемами, а их следствиями;

-выбор проблемы, которую можно решить без разработки проекта;

-определение проблем, которые принципиально не могут быть решены студентами.

Затруднения могут возникнуть и при формулировании цели и задач проекта:

-чрезмерно общий характер, неконкретность цели (обобщённые, расплывчатые формулировки);

-нереальность поставленных целей;

-неоперациональность целей (отсутствуют способы и ресурсы достижения данной цели);

-невозможность реализовать поставленную цель через совокупность поставленных задач.

Недостатком в проектной деятельности студентов зачастую является также небрежность при проведении социологических и педагогических исследований.

В плане оказания методической поддержки следует назвать критерии положительной оценки проекта: наличие оригинальной идеи, чёткость поставленной цели; наличие социального взаимодействия, убедительной переписки; интересная и яркая подача материала, умелые выступления, наличие командной атрибутики; глубина и компетентность ответов на вопросы в ходе защиты; высокий уровень оформления портфолио (эстетичность, содержательность). Преподаватели университета, как правило, имеют опыт разработки научных проектов, опыт их представления на различных конкурсах грантов. В первую очередь следует назвать образовательные проекты, предназначенные для реализации в университете. В реализацию этих проектах целесообразно привлекать в качестве исполнителей студентов, аспирантов. Студенты могут найти применение своим силам в проведении совместно с преподавателями исследований, в подготовке организационных мероприятий, оформлении документации, в информационном обеспечении, в разработке учебно-методических материалов. Качество выполненных студентами и студенческими коллективами работ будет различно. Среди них есть чрезвычайно интересные проектные идеи, выполненные на высоком уровне, проработанные и реализованные с большой тщательностью. Но есть и неудовлетворительные работы, имеющие целью исключительно выполнение необходимых квалификационных требований для получения положительной оценки по дисциплине. Однако даже за такими проектами стоит подмеченная автором некая проблема, способ разрешения, пусть и недостаточно продуманный и обоснованный. И это уже важно в воспитательном отношении, потому что уже сама попытка проектирования вовлекает студентов в жизнь общества, ставит перед ними требующие преодоления задачи и открывает новые возможности. Молодой человек постепенно, поэтапно становится не только «потребителем» общественных благ, но и носителем механизма социальных инноваций, улучшающих жизнь в обществе [86 Луков В.А., Миневич Я.В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 54 с. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/monographs/Lukov&Minevich/].

В настоящее время в высшей школе интенсивно развивается новая информационная технология, получившая название образовательные Web-квесты. Web-квесты, являясь одним из видов проектной деятельности, - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции всевозможных интернет-ресурсов в различные учебные программы. Методика организации проектной деятельности средствами Web-квестовой образовательной технологии строится на основе критериев оценки, соответствующих структуре, логике постановке и выполнения квестовых заданий: проблемность, мотивирующая и познавательная ценность задания; чёткое описание алгоритма действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки (вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий); адекватный выбор задач, функций, ресурсов для каждой роли; адекватность критериев оценки задания (четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы).

[87. Bernie Dodge и Tom March http://ozline.com/learning/index.htm]

Действенным средством усиления воспитательного потенциала данной технологии является организация конкурсов социальных проектов. Примером одного из самых массовых является ежегодный открытый Национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России» для молодёжи с 14 до 25 лет. Цель конкурса, учредителем которого является Межрегиональная общественная организация «Национальный совет социальной информации», - воспитание и социализация подрастающего поколения через утверждение нравственных ценностей, развитие и укрепление позитивных отношений в обществе. Девиз Конкурса: «Измени жизнь к лучшему!». Работа над конкурсными проектами призвана способствовать воспитанию молодёжи через социальное творчество посредством формирования и утверждения в молодёжной среде социальных перспектив: здорового образа жизни, семейных ценностей, культуры, трудолюбия, патриотизма, доброй воли и нравственности, через создание медиатекстов в форме сочинения-сюжета и социальной рекламы.

Проведение данного конкурса осуществляется в русле программ реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Приоритетных Национальных Проектов в Российской Федерации.

Задачами Конкурса являются:

- социализация молодёжи посредством вовлечения их в сферу социального творчества,

- духовное и гражданское воспитание молодёжи через привитие им нравственных ценностей: правовых норм в обществе, справедливости в социальных отношениях, человеколюбия и доброй воли в мировоззрении личности, развития гармоничных отношений, приобщение к национальной культуре и духовному самосовершенствованию.

- формирование условий для молодёжи по представлению своих произведений общественному и профессиональному сообществу с целью сравнения качественного и профессионального уровня работ в области социального проектирования и развития гражданского, нравственного, творческого и профессионального потенциала, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

- определение лучших молодёжных работ в области создания медиатекстов социальной рекламы и социально ориентированного творчества.

В 2012/2013 учебном году на Конкурс принимались работы по пяти номинациям,включающим содействие работе МЧС России, МВД России, Министерства обороны России и помощи людям с ограниченными возможностями:

1. «Закон – азбука чужих ошибок» (поддержка правовых норм и пропаганда безопасности жизнедеятельности);

2. «Решись быть справедливы» ( содействие утверждению справедливости);

3. «Мир начинается с уважения» (укрепление человеколюбия);

4. «Любовь – это …» (развитие гармоничных отношений);

5. «Рецепты счастья» (приобщение к национальной культуре и духовному самосовершенствованию).

Организаторы Конкурса предлагают участникам самые разнообразные возможности для самовыражения. Материалы могут быть представлены в жанре сочинения литературного текста на тему одной из номинаций.Его форма может представлять собой описание героико - патриотического события; бытовой сюжет; юмореску; историческую новеллу; притчу; сказку; фантастический рассказ. Сочинение-сюжет должно представлять собой литературное произведение, действующие лица которого своими поступками, диалогами формируют у читателя чёткое представление, каким образом делать социальный выбор, совершать социальные действия в соответствии с правовыми и моральными нормами.

Результатами творческого поиска также могут быть плакаты, рисунки, фотографии, видеоролики. Главное требование: работы, представленные на Конкурс, должны носить созидательный, позитивный, жизнеутверждающий характер. Особо приветствуются работы (плакаты, видеоролики), созданные с использованием ясного, чёткого языка, удобного для восприятия лицами с ограниченными возможностями. Лейтмотивом содержания проектов должно стать выражение позитивного, нравственного взгляда на окружающий мир с целью пробуждения взаимной доброй воли, милосердия и гражданской ответственности, способности реальными действиями всемерно содействовать укреплению гражданского общества, созданию условий для всеобщего благополучия и личной возможности стать гармоничным, культурным человеком.

Открытость проведения Конкурса заключается в том, что каждый желающий может ознакомиться с результатами работы экспертной комиссии: работы-победители размещаются на сайте Конкурса, принимают участие в российских выставках и социальных рекламных кампаниях, организуемых Национальным советом социальной информации.

Особо следует отметить воспитательную роль Всероссийского творческого конкурса студенческих курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. Задачами Конкурса, вызвавшего большой интерес у студенчества, являются: формирование гражданских и патриотических качеств учащейся молодёжи, активной социальной позиции, уважения к истории, традициям и культуре России; выявление и поддержка талантливых студентов, проявляющих интерес к исследованиям в области социальных и гуманитарных наук, к проблемам, связанным с развитием институтов гражданского общества в России; воспитание у молодёжи позитивных социальных ценностей, умения и готовности жить в открытом поликультурном и многоконфессиональном обществе, противодействовать ксенофобии, агрессивности; развитие инновационных форм и методов работы педагогических коллективов вузов по патриотическому воспитанию молодёжи. Педагогическая ценность данного Конкурса, организованного в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», заключается, прежде всего, в том, что он способствует расширению количества студентов, включённых в исследовательскую работу, ориентирует авторов работ на поиск путей совершенствования социальной, политической, культурной, психологической ситуации в современном российском обществе. Творческому развитию студентов способствуют критерии оценки конкурсных работ: оригинальность замысла, самостоятельность, авторский характер работы, выраженность гражданской позиции, социальная значимость.

Педагогически ценный опыт организации конкурсов школьников, студентов и молодых учёных имеет и Ставропольский Дворец детского творчества. Это проведение соревнований молодых исследователей в Северокавказском и Южном федеральных округах России в рамках программы «Шаг в будущее». Программа эта создана по инициативе Московского государственного университета им. Н.Э. Баумана. В настоящее время в программе «Шаг в будущее» участвует более 150 тысяч школьников, студентов и молодых учёных из большинства субъектов Российской Федерации. Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» ежегодно организует (при поддержки Администрации Президента РФ) национальные форумы научной молодёжи в федеральных округах России.

Защита проектов требует от участников умений яркой подачи материала, готовности отстаивать свою позицию, объективно оценивать свои возможности, желания воплотить полученные результаты на практике. Критериями оценки презентации являются: логика построения выступления, ораторское мастерство, свободное владение материалом, умение отвечать на вопросы, аргументированность, грамотное построение презентации, использование технических средств.

Воспитательное значение проектной работы, таким образом, заключается в том, что достижение значительного успеха вызывает у авторов и их наставников творческое удовлетворение, повышает веру в себя, самоуважение, вызывает желание принести общественную пользу, формирует активную жизненную позицию.

[88 Программа «Социальное проектирование».- Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/29/77766.php].

 

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал