Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия по выявлению нарушений закона






Полномочия по выявлению нарушений закона – полномочия, обеспечивающие установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, о лицах, ответственных за его совершение, причиненном вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения.

1) Право беспрепятственного входа на территорию и в помещения поднадзорных органов (п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).

По сложившемуся в практике надзора пониманию данное право может быть реализовано прокурором независимо от наличия у него информации о фактах нарушения законов, требующих прокурорского реагирования.

Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность «попадания прокурора в нужное время и место к нужному лицу». Прокурор должен иметь свободный доступ во все помещения поднадзорных органов. Хотя и не считается, что реализация указанного полномочия является прокурорской проверкой, являясь на объект надзора, прокурор может установить нарушения путем личного наблюдения, изучения документов на месте. При этом прокурор может сразу раскрыть правонарушение – т.е. получить в полном объеме сведения, позволяющие сделать вывод о наличии или об отсутствии факта нарушения, об обстоятельствах, способствовавших нарушению и т.п.

2) Право иметь доступ к документам и материалам поднадзорных органов (п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).

Данное право используется в сочетании с правом беспрепятственного входа на территорию и в помещения поднадзорных органов, поскольку данный доступ реализуется по прибытии на поднадзорный объект.

3) Истребование и изучение необходимых документов (п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).

Данное право перекликается с правом доступа к документам и материалам поднадзорных органов, однако образует самостоятельное полномочие прокурора. Во-первых, как правило, истребуются конкретные документы, их перечень при истребовании четко обозначен. Это осуществляется при разрешении конкретных материалов о нарушениях закона. Во-вторых, документы истребуются для пополнения информационной базы прокуратуры. Основанием истребования документов обычно служит выполнение заданий, предусмотренных планами прокурорских проверок в отличие от работы прокурора с документами непосредственно на объекте – когда есть необходимость оперативного получения нужной информации. Реализации указанного полномочия посвящен п.15 приказа Генпрокурора № 195 от 7 декабря 2007 г.: «При проведении плановых, внеплановых проверок исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место.

Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных».

Данное право дополнительно подкреплено положениями ст.6 Закона о прокуратуре, в соответствии с которыми статистическая и иная информация, справки, документы, их копии предоставляются по требованию прокурора безвозмездно, исключений в данном правиле не предусмотрено.

4) Получение информации от физических и должностных лиц (абз.3 п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).

Такое полномочие предполагает получение прокурором объяснений и в целом оно мало отличается от истребования объяснений в других областях государственной деятельности. Детально получение прокурором объяснений законом не регламентируется, но, как правило, осуществляется при вызове граждан и должностных лиц в органы прокуратуры. Возможно получение объяснения прокурором и непосредственно на поднадзорном объекте.

5) Использование помощи специалистов (абз.2 п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).

Играет существенную роль при выполнении задач надзора. Это эффективный способ преодоления дефицита знаний, находящихся за пределами профессиональной подготовки прокуроров. Специалисты требуются для выяснения возникших в ходе осуществления надзорной деятельности вопросов.

Формами использования помощи специалиста выступают:

а) дача консультаций;

б) привлечение специалиста для участия в прокурорской проверке;

в) вынесение специалистом заключения по поставленным перед ним вопросам.

Помощь специалистов прокурорами широко применяется в практике надзора за исполнением банковского, финансового, земельного законодательства, при решении иных вопросов, требующих применения специальных знаний.

Реализация данного полномочия осуществляется путем направления прокурору соответствующим должностным лицам требования.

6) Проведение проверки исполнения законов (абз.1 п.1 ст.22 Закона о прокуратуре).

Это комплексное полномочие, при котором реализуются все вышеперечисленные права прокурора. Для реализации данного полномочия, как уже рассматривалось, прокурору требуется наличие у него сведений о фактах нарушения законов, требующих прокурорского реагирования, т.е. повода для проверки. Вместе с тем, в практике надзора понятие повода для проверки трактуется достаточно широко. Так, в соответствие с п.6 приказа Генпрокурора № 195 «проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.