Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 4. Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов.






Общий надзор при всей своей всеохватности не осуществляется хаотично. Как мы выяснили, для «включения» своих полномочий, по общему правилу, прокурору требуется наличие у него информации о фактах неисполнения закона. Но только путем реагирования на уже произошедшие нарушения общенадзорные задачи прокуратуры решены быть не могут. Должна иметь место надлежащая организация этой деятельности, такое распределение внимания, которое обеспечит эффективное выявление и устранение нарушений в важнейших сферах жизни общества и государства.

Можно обозначить следующие элементы организации надзора за исполнением закона, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

1) Выделение главных (приоритетных) направлений осуществления общего надзора. Направления, на которых прокурорам следует сосредоточить усилия определяются и корректируются с учетом состояния законности в конкретном регионе или поднадзорных органах. Ознакомившись с приказом № 195, можно без труда выделить приоритетные направления данного вида надзора на настоящем этапе.

2) Закрепление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина за конкретными лицами. В прокуратурах городов, районов осуществление надзора за исполнением законов, как правило, возлагается на ведущих этот участок работы помощников прокурора (руководят заместители прокурора либо непосредственно прокуроры).

В прокуратурах субъектов РФ, Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав подразделений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. В Генеральной прокуратуре, например, функционирует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

3) Накопление, систематизация и анализ информации о фактах нарушения законов. Без данного элемента организации эффективный надзор вряд ли осуществим. Помимо накопления информации о нарушении законов, в органах прокуратуры ведутся и базы данных нормативных актов (для чего применяется планомерное истребование таких актов в прокуратуру).

4) Взаимодействие прокуратуры с контролирующими органами. В организации работы по надзору за исполнением законов важное место отводится отношениям прокуратуры с контролирующими органами. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяют контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров. О полномочиях прокуроров поручать контролирующим органам проведение проверок и ревизий мы уже говорили.

5) Организация проведения конкретных прокурорских проверок. Это ключевой элемент организации работы по надзору. Именно на прокурорские проверки, в конечном итоге, замыкаются все действия организационного характера.

Проверки бывают различного характера. Их можно различать по масштабу исследуемых вопросов, кругу проверяемых объектов, длительности охватываемых проверками периодов и др. Проверка может охватывать анализ практики применения законов в одной или нескольких правовых сферах (налоговое, земельное, таможенное, банковское законодательство). Проверка может осуществляться в отношении одного поднадзорного органа, но может распространяться и на систему органов в целом.

Различают проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение об их производстве.

В основном проводятся проверки текущего характера, поводом для которых служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения законов.

Другие проверки носят более масштабный характер и заранее планируются. Проводятся они на основании результатов анализа статистических данных, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами.

Плановый и периодический характер носят проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами. Они осуществляются независимо от поступления информации о нарушениях законности.

В содержании прокурорской проверки можно выделить три этапа:

1. Подготовительный этап: изучение нужного законодательства, определение задач проверки, источников получения необходимых данных, состава лиц, силами которых будет осуществляться проверка (включая специалистов).

2. Собственно проверка. Получение массива информации, позволяющей выявить нарушения закона и создать условия для их устранения. Решается это путем реализации рассмотренных нами полномочий прокурора.

3.Реализация материалов проверки. Происходит оценка полученных материалов и принятие решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона. Решения реализуются в форме актов прокурорского реагирования.

6) Контроль за исполнение принятых прокурором мер. Окончанием проверки работа прокурора на поднадзорном объекте до следующей проверки не заканчивается. Требуется контроль за исполнением принятых прокурором мер. Т.е. контролируется соблюдение установленного порядка рассмотрения прокурорских документов (сроки, своевременность принятия мер). Производится сопоставление сведений, содержащихся в сообщении о принятых мерах, с данными, которыми располагает прокуратура. Может быть назначено проведение контрольной проверки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.