Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.






< Надзор > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < > гражданина< > < выделен > < как > < ключевое, > < приоритетное > < направление > < всей > < деятельности > < прокуратуры. > < В > < настоящее > < время > < он > < > рассматривается< > < в > < качестве > < самостоятельной > < надзорной > < отрасли, > < > поскольку< > < имеет > < собственный > < предмет > < надзора > < и > < характеризуется > < свойственными > < ему > < полномочиями > < прокурора. > < В > < настоящее > < время > < ему > < посвящена > < глава > < 2 > < раздела > < 3 > < (ст. > < 26—27) > < Закона > < о > < прокуратуре. > < Выделение > < данного > < направления > < деятельности > < прокуратуры > < свидетельствует > < о > < признании > < значительно > < воз­> < росшего > < в > < современной > < конкретно-исторической > < ситуации > < > правозащитного< > < потенциала > < прокуратуры, > < о > < существенном > < > усилении< > < позиций > < органов > < прокуратуры > < в > < механизме > < > государственной< > < охраны > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина. > < Следует > < вместе > < с > < тем > < отметить, > < что > < соблюдение > < прав > < и > < свобод > < > человека< > < и > < гражданина > < входит > < в > < предмет > < не > < только > < рассматриваемо­> < го > < направления > < прокурорского > < надзора. > < Оно > < входит > < также > < в > < сферу > < надзора > < за > < исполнением > < законов > < органами, > < > осуществляющими< > < оперативно-розыскную > < деятельность, > < дознание > < и > < > предварительное< > < следствие, > < надзора > < за > < исполнением > < законов > < > администрациями< > < мест > < содержания > < задержанных > < и > < заключенных > < под > < стражу, > < администрациями > < органов > < и > < учреждений, > < > исполняющих< > < наказание > < и > < назначаемые > < судом > < меры > < > принудительного< > < характера, > < в > < ходе > < осуществления > < функции > < уголовного > < преследования. > < > Предметом < надзора, > < определяемого > < ст. > < 26 > < За> < кона > < о > < прокуратуре, > < охватывается > < соблюдение > < только > < тех > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина, > < которые > < не > < относятся > < > < к > < предмету > < других > < отраслей > < прокурорского > надзора.

Формирование в Российской Федерации правового государства обусловило обратить особое внимание на защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи на органы прокуратуры был возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время это направление стало приоритетным в деятельности прокуратуры.

В специальной литературе много говорится о том, что органы управления и их должностные лица наделены дискреционными полномочиями, которые необходимы им для эффективной реализации возложенных на них государством задач. При этом отмечается, что бесконтрольное осуществление властных полномочий чревато рядом опасностей: незаконное использование власти или должностного положения, принятие необоснованных или противоправных решений во вред интересам общества и в целях личной выгоды, административный произвол и т.п. «Чиновник - отмечал французский юрист Ш. Деббаш, не ощущающий на себе давление контролирующих механизмов, рискует отодвинуть общий интерес на второй план перед личными выгодами… Из слуги общества он может превратиться в его хозяина».

Исходя из этого, другой французский процессуалист М. Валин отмечал, что главной целью и заботой административной юстиции должно быть недопущение тирании государства над личностью, равно как и искоренение анархии и бюрократии из управленческой деятельности. А это может быть достигнуто путем установления прочного правового механизма, обеспечивающего защиту управляемых, от притеснения власть имущих. Следовательно, целью административного процесса, по его мнению, является защита слабого от угрозы сильного. В этой связи важно подчеркнуть что правовое государство – тип государства, в котором господствует принцип верховенства закона, основой законодательства служат так называемые естественные права человека и гражданина, провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН в о «Всеобщей декларации прав человека». Принципы этой декларации предусматривают приоритет интересов человека и гражданина над интересами государства; построение богатого государства из богатых и счастливых людей равное подчинение закону любого гражданина, защищенность граждан от политического насилия, социального бесправия всех форм геноцида. На прокуратуру РФ государством возлагается обязанность наполнение реальным содержанием ст.2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – это достижение такого положении, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе и прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод определяются в приказах и указаниях генерального прокурора.

< Предмет > < прокурорского > < надзора > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < составляют > < законность > < действий и > < > < > < правовых > < актов > < федеральных > < министерств, > < государственных > < > < > < > < > < комитетов, > < служб, > < иных > < федеральных > < органов > < исполнительной > < власти, > < представительными > < (законодательными) > < и > < исполни­> < тельными > < органами > < субъектов > < Российской > < Федерации, > < органов > < местного > < самоуправления, > < органов > < военного > < управления, > < > органов< > < контроля, > < их > < должностных > < лиц, > < а > < также > < органов > < > управления< > < и > < руководителей > < коммерческих > < и > < некоммерческих > < > организаций<, > < связанных > < с > < соблюдением > < конституционных > < норм > < и > < положений > < законов, > < регламентирующих > < права > < и > < свободы > < чело­> < века > < и > < гражданина.

> < Закон > < о > < прокуратуре, > < определяя > < предмет > < надзора, > < исходит > < из > < понятия > < конституционных, > < т.е. > < > установленных< > < главным > < законом > < страны > < — > < Конституцией > < Российской > < Федерации, > < — > < прав > < и > < свобод > < граждан. > < Это > < позволяет > < > прокуратуре< > < осуществлять > < надзор > < за > < соблюдением > < основных > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина, > < признаваемых > < в > < Российской > < Федерации, > < как > < сказано > < в > < ст. > < 17 > < Конституции > < России, > < согласно > < общепризнанным > < принципам > < и > < нормам > < международного > < права.> >

< < > < Предмет > < надзора > < обусловливает > < необходимость > < следования > < прокуроров > < в > < своей > < работе > < конституционным > < принципам, > < > определяющим< > < значение, > < порядок > < и > < условия > < соблюдения > < прав > < человека > < и > < гражданина. > < Прокуратура > < в > < Российской > < Федерации > < относится > < к > < числу > < органов, > < непосредственно > < выполняющих > < обязанность > < государства > < по > < соблюдению > < и > < защите > < прав > < и > < > свобод< > < человека. > < Именно > < от > < прокуратуры > < в > < значительной > < мере > < зависит > < наполнение > < реальным > < содержанием > < положений > < ст. > < 2 > < Конституции > < Российской > < Федерации > < о > < признании > < человека, > < его > < прав > < и > < свобод > < высшей > < ценностью. > < Надзорная > < практика > < > прокуроров< > < строится > < на > < основе > < принципа > < непосредственного > < > действия< > < прав > < и > < свобод, > < предопределяющего > < необходимость > < > обеспечения< > < полного > < соответствия > < конституционным > < нормам > < всей > < законотворческой > < и > < правоприменительной > < деятельности > < (ст. > < 18 > < Конституции > < Российской > < Федерации). > < Важным > < для > < организации > < надзорной > < практики > < органов > < прокуратуры > < является > < > конституционный< > < принцип > < равенства > < всех > < перед > < законом, > < > гарантированного< > < государством > < равенства > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < > гражданина< > < независимо > < от > < пола, > < расы, > < национальности, > < языка, > < происхождения, > < имущественного > < и > < должностного > < положения, > < места > < жительства, > < отношения > < к > < религии, > < убеждений, > < > принадлежности< > < к > < общественным > < объединениям, > < а > < также > < других > < > обстоятельств<.>

< Соблюдение > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < по > < > правилам<, > < установленным > < Конституцией > < Российской > < Федерации, > < исключает > < любое > < ограничение > < прав > < граждан > < по > < признакам > < социальной, > < расовой, > < национальной, > < языковой > < или > < > религиозной< > < принадлежности > < (ст. > < 19). > < Ограничение > < прав > < и > < свобод > < > допускается< > < только > < по > < основаниям > < и > < в > < случаях, > < предусмотренных > < законом. > < Об > < этом > < прямо > < записано > < в > < ч. > < 3 > < ст. > < 55 > < Конституции > < > Российской< > < Федерации, > < гласящей: «> < Права > < и > < свободы > < человека > < и > < гражданина > < могут > < быть > < ограничены > < Федеральным > < законом > < только > < в > < той > < мере, > < в > < какой > < это > < необходимо > < в > < целях > < защиты > < основ > < конституционного > < строя, > < нравственности, > < здоровья, > < прав > < и > < законных > < интересов > < других > < лиц, > < обеспечения > < обороны > < > страны< > < и > < безопасности > < государства».>

< > < Прокурорский > < надзор > < охватывает > < весь > < комплекс > < прав > < и > < свобод, > < установленных > < Конституцией > < Российской > < Федерации. > < В > < теории > < конституционного > < права > < и > < международно-правовой > < практике > < принято > < различать > < три > < группы > < прав > < и > < свобод > < чело­> < века > < и > < гражданина.

> < К > < первой > < группе > < относятся > < личные > < права > < и > < свободы: > < право > < на > < жизнь, > < право > < на > < охрану > < достоинства > < > личности< > < государством, > < право > < на > < свободу > < и > < личную > < > неприкосновенность<, > < право > < на > < неприкосновенность > < частной > < жизни, > < > личную< > < и > < семейную > < тайну, > < защиту > < своей > < чести > < и > < доброго > < имени, > < право > < на > < неприкосновенность > < жилища > < и > < др. > < Соблюдение > < > личных< > < прав > < граждан > < имеет > < важное > < значение > < для > < утверждения > < цивилизованных > < условий > < существования > < гражданского > < > общества<, > < обеспечения > < гарантий > < государственно-правовой > < > защищенности< > < личности.>

< Вторую > < группу > < образуют > < политические > < права > < и > < свободы > < граждан. > < С > < их > < помощью > < обеспечивается > < участие > < граждан > < в > < политической > < жизни > < общества, > < влияние > < граждан > < на > < > формирование< > < важнейших > < государственно-правовых > < институтов > < > страны<. > < В > < группу > < политических > < прав > < и > < свобод > < входят: > < право > < на > < свободу > < мысли > < и > < слова, > < свобода > < совести, > < право > < на > < > объединение<, > < включая > < право > < создавать > < профессиональные > < союзы > < для > < защиты > < своих > < интересов, > < право > < собираться > < мирно, > < без > < > оружия<, > < проводить > < собрания, > < митинги > < и > < демонстрации, > < шествия > < и > < пикетирования, > < право > < участвовать > < в > < управлении > < делами > < > государства< > < как > < непосредственно, > < так и > < через > < своих > < > представителей<, > < избирательные > < права > < и > < др.>

< Третью > < группу > < составляют > < социально-экономические > < > права< > < и > < свободы > < человека > < и > < гражданина. > < С > < помощью > < данных > < прав > < и > < свобод > < обеспечивается > < социальная > < защищенность > < человека, > < Достигается > < цель > < экономического > < самовыражения > < граждан, > < их > < активного > < включения > < в > < процесс > < общественного > < производства. > < К > < числу > < социально-экономических > < прав > < относятся: > < право > < на > < > свободное< > < использование > < своих > < способностей > < и > < имущества > < для > < предпринимательской > < и > < иной, > < не > < запрещенной > < законом > < > экономической< > < деятельности, > < право > < частной > < собственности, > < > включая< > < право > < частной > < собственности > < на > < землю > < право > < свободно > < > < > < > < распоряжаться > < своими > < способностями > < к > < труду, > < выбирать > < род > < деятельности > < и > < профессию, > < право > < на > < социальное > < обеспечение > < право > < на > < охрану > < здоровья > < и > < медицинскую > < помощь > < и > < др.> >

< < Формулировка > < предмета > < прокурорского > < надзора > < за > < > соблюдением< > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < указывает > < на > < то, > < что > < в > < сферу > < надзора > < входит > < соблюдение > < прав > < и > < свобод, > < по > < крайней > < мере, > < трех > < категорий > < лиц: > < граждан > < России, > < граждан > < России, > < имеющих > < также > < гражданство > < иностранного > < > государства< > < (двойное > < гражданство), > < иностранных > < граждан > < и > < лиц > < без > < гражданства. > < Названные > < категории > < лиц > < отличаются > < объемом > < предоставляемых > < им > < прав > < и > < свобод. > < В > < полном > < объеме > < ими > < пользуются > < граждане > < России. > < Несколько > < меньшим > < выглядит > < диапазон > < лиц > < с > < двойным > < гражданством, > < хотя > < наличие > < у > < > гражданина< > < Российской > < Федерации > < гражданства > < иностранного > < > государства<, > < согласно > < ст. > < 62 > < Конституции > < Российской > < > Федерации<, > < не > < умаляет > < его > < прав > < и > < свобод > < и > < не > < освобождает > < от > < > обязанностей<, > < вытекающих > < из > < российского > < гражданства. > < > Исключения< > < из > < этого > < правила > < могут > < быть > < предусмотрены > < только > < федеральным > < законом > < или > < международным > < договором > < > Российской< > < Федерации. > < Такого > < рода > < исключения, > < например, > < > предусмотрены< > < Федеральными > < законами «> < О > < прокуратуре > < Российской > < Федерации», «> < Об > < основах > < государственной > < службы > < Российской > < Федерации» > < и > < др. > < Иностранные > < граждане > < и > < лица > < без > < > гражданства< > < практически > < пользуются > < правами > < и > < свободами > < наравне > < с > < российскими > < гражданами > < за > < исключением > < некоторых > < видов > < прав, > < которые > < могут > < принадлежать > < гражданам > < Российской > < Федерации > < (например, > < право > < избирать > < и > < быть > < избранным > < в > < органы > < государственной > < власти > < и > < органы > < местного > < > самоуправления<, > < право > < поступления > < на > < государственную > < службу > < и > < т.п.). > >

< Основные > < права > < и > < свободы > < человека > < и > < гражданина > < четко > < и > < последовательно > < определены > < в > < Конституции > < Российской > < Федерации. > < Вместе > < с > < тем > < конкретизация > < прав > < и > < свобод, > < > существенные< > < аспекты > < порядка > < их > < реализации > < нашли > < закрепление > < в > < ряде > < федеральных > < законов. > < В > < достаточно > < большой > < > совокупности< > < таких > < законов > < выделяются > < повышенной > < актуальностью > < соблюдения > < регулируемых > < ими > < прав > < и > < свобод > < граждан, > < > Законы<: «> < О > < праве > < граждан > < Российской > < Федерации > < на > < свободу > < > передвижения<, > < выбор > < места > < пребывания > < и > < жительства > < в > < > пределах< > < Российской > < Федерации», «> < Об > < общественных > < > объединениях<», «> < О > < социальной > < защите > < граждан, > < подвергшихся > < > воздействию< > < радиации > < вследствие > < катастрофы > < на > < Чернобыльской > < АЭС», «> < О > < ветеранах» > < и > < др.>

< > Пределы < надзора > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < определяются > < по > < тем > < же > < правилам, > < что > < и > < > проблемы< > < надзора > < за > < исполнением > < законов > < (общего > < надзора). > < > < > < Осуществляя > < надзор > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < чело­> < века > < и > < гражданина, > < прокуроры > < исходят > < из > < их > < органической > < связи > < с > < деятельностью > < прокуратуры > < по > < защите > < интересов > < > государства< > < и > < общества.

 

Вопрос № 2. Полномочия прокурора. >

< Объем > < полномочий > < прокурора > < при > < осуществлении > < > надзора< > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < в > < > основной< > < своей > < части > < идентичен > < полномочиям > < прокурора > < по > < > надзору< > < за > < исполнением > < законов. > < > < Здесь > < также > < для > < выявления > < нарушений > < прав > < человека > < и > < гражданина > < прокуроры > < используют > < > предоставленные< > < им > < законом > < возможности > < беспрепятственно > < входить > < в > < помещения > < и > < органы, > < указанные > < в > < п. > < 1 > < ст. > < 26 > < Закона > < о > < > прокуратуре<, > < иметь > < доступ > < к > < документам > < и > < материалам, > < проверять > < исполнение > < законов > < в > < связи > < с > < поступившей > < в > < органы > < > прокуратуры< > < информацией > < о > < фактах > < нарушения > < закона, > < требовать > < от > < руководителей > < и > < других > < должностных > < лиц > < представления > < не­> < обходимых > < документов, > < материалов, > < статистических > < и > < иных > < сведений, > < выделения > < специалистов, > < проведения > < проверок > < и > < > ревизий<, > < получение > < объяснений > < от > < должностных > < лиц > < и > < граждан > < по > < поводу > < нарушений > < законов.>

< Для > < устранения > < нарушений > < прав > < граждан, > < их > < причин > < и > < условий, > < восстановления > < нарушенных > < прав > < прокурор > < > опротестовывает< > < противоречащие > < закону > < правовые > < акты, > < вносит > < представления, > < возбуждает > < уголовное > < дело > < или > < производство > < по > < делам > < об > < административных > < правонарушениях, > < принимает > < меры > < к > < привлечению > < лиц, > < нарушивших > < закон, > < к > < иным > < видам > < ответственности, > < освобождает > < своим > < постановлением > < лиц, > < не­> < законно > < подвергнутых > < административному > < задержанию > < на > < > основании< > < решений > < несудебных > < органов. > < В > < целях > < > предупреждения< > < нарушения > < прав > < граждан > < прокурор > < объявляет > < > должностным< > < лицам > < предостережение > < о > < недопустимости > < нарушения > < закона. > < Совпадая > < по > < форме > < с > < правами > < прокурора > < при > < > осуществлении< > < надзора > < за > < исполнением > < законов, > < указанные > < > полномочия< > < различаются > < по > < содержанию > < решаемых > < задач.>

< Вместе > < с > < тем, > < наряду > < с > < названными > < полномочиями > < при > < осуществлении > < надзора > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека и > > < гражданина, > < прокурор > < наделен > < полномочиями, > < > принадлежащими< > < только > < данному > < направлению > < деятельности > < органов > < > прокуратуры<. > < Специфическим > < для > < надзора > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < является, > < прежде > < всего, > < право > < Рассмотрения > < и > < проверки > < заявлений, > < жалоб > < и > < иных > < сообщений < > < о > < нарушении > < прав > < и > < свобод > < граждан. > < Заявления > < и > < жалобы > < > служат< > < основным > < поводом, > < определяющим > < необходимость > < > прокурорского< > < вмешательства. > < Сообщения > < о > < нарушении > < прав > < и > < > свобод< > < человека > < и > < гражданина > < могут > < поступать > < как > < от > < лиц, > < чьи > < права > < нарушены, > < так > < и > < от > < иных > < лиц, > < а > < также > < > государственных< > < органов, > < различных > < организаций.>

< Рассмотрение > < поступающих > < в > < прокуратуру > < сообщений > < (жалоб, > < заявлений) > < позволяет > < прокурору > < установить > < состав > < правонарушения, > < определить > < меры, > < необходимые > < для > < > пресечения< > < фактов > < нарушения > < прав, > < устранения > < причин > < и > < условий, > < способствующих > < выявленным > < правонарушениям. > < Обычно > < по­> < ступающие > < в > < прокуратуру > < материалы > < содержат > < достаточные > < для > < принятия > < решения > < данные. > < В > < случае > < неполноты > < > материалов< > < проводится > < проверка. > < Проверка > < сообщений > < > предпринимается< > < прокурором > < для > < получения > < необходимой > < информации > < о > < событии > < нарушения > < прав, > < обстоятельствах > < их > < совершения, > < ли­> < цах, > < допустивших > < нарушения > < прав > < и > < свобод > < граждан, > < выбора > < правовых > < средств > < прокурорского > < реагирования.>

< Характерным > < для > < данного > < вида > < надзорной > < деятельности > < прокуратуры > < являются > < полномочия > < прокурора, > < выражающи­> < еся > < в > < разъяснении > < пострадавшим > < порядка > < защиты > < их > < нарушен­> < ных > < прав > < и > < свобод. > < Потребность > < в > < реализации > < данного > < полно­> < мочия > < возникает > < в > < тех > < случаях, > < когда > < восстановление > < нару­> < шенных > < прав > < требует > < обращения > < в > < органы, > < обладающие > < соот­> < ветствующей > < компетенцией, > < а > < заявитель > < необходимой > < для > < этого > < информацией > < не > < обладает > < и > < не > < может > < обладать > < в > < силу > < своего > < образовательного > < уровня, > < недоступности > < платной > < кон­> < сультативно-юридической > < помощи, > < либо > < иных > < причин.>

< Конституцией > < Российской > < Федерации > < (ст. > < 46) > < каждому > < га­> < рантировано > < право > < судебной > < защиты > < прав > < и > < свобод. > < Вместе > < с > < тем > < сохраняются > < и > < альтернативные > < способы > < защиты > < нарушен­> < ных > < прав. > < Нередко > < прокуроры > < ограничиваются > < разъяснением > < гражданину > < права > < обращения > < в > < суд. > < Это > < не > < всегда > < находит > < понимание > < у > < заявителя > < и, > < кроме > < того, > < способно > < привести, > < вследствие > < факторов > < объективного > < и > < субъективного > < характе­> < ра, > < к > < затягиванию > < сроков > < разрешения > < спора > < по > < поводу > < нару­> < шенного > < права.>

< Нельзя > < не > < считаться > < с > < тем, > < что > < обстоятельства > < большин­> < ства > < нарушений > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < таковы, > < что > < не > < требуют > < применения > < сложной > < процедуры > < судебного > < разбирательства. > < Поэтому > < прокурор > < может > < предложить > < более > < оперативный > < путь > < разрешения > < правового > < конфликта, > < указав > < тот > < конкретный > < орган, > < который > < правомочен > < восстановить > < на­> < рушенные > < права > < и > < свободы. > < В > < его > < силах > < также > < разъяснить > < со> < > < > < держание > < закона, > < в > < соответствии > < с > < которым > < должен > < разре­> < шаться > < спор > < о > < восстановлении > < нарушенного > < права. > < Причем > < такое > < разъяснение > < он > < может > < адресовать > < не > < только > < пострадав­> < шему, > < но > < и, > < хотя > < закон > < его > < к > < этому > < не > < обязывает, > < тому > < орга­> < ну, > < должностному, > < лицу, > < от > < которых > < последовало > < нарушение > < прав > < и > < свобод > < конкретного > < гражданина.>

< Закон > < обязывает > < прокурора > < принимать > < меры > < по > < предуп­> < реждению > < и > < пресечению > < нарушений > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина. > < Это > < требование > < отражает > < особый > < характер > < дан­> < ных > < нарушений, > < посягающих > < на > < самые > < важные > < социальные > < ценности > < — > < интересы > < человека. > < Обязанность > < принятия > < мер > < по > < пресечению > < нарушенных > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < граждани­> < на > < указывает > < на > < необходимость > < оперативного > < реагирования > < прокурора > < на > < ставшие > < ему > < известными > < факты > < незаконных > < дей­> < ствий > < должностных > < и > < иных > < лиц, > < органов > < государственной > < вла­> < сти, > < местного > < самоуправления, > < руководителей > < и > < органов > < уп­> < равления > < коммерческих > < и > < некоммерческих > < организаций. > < Меры > < профилактического характера > < направлены > < на > < устранение > < при­> < чин > < и > < условий, > < способствующих > < нарушениям > < прав > < граждан. > < По > < смыслу > < закона > < они > < должны > < применяться > < по > < каждому > < факту > < установленного, > < прокурором > < нарушения. > < Наряду > < с > < этим, > < меры > < > < по > < предупреждению > < нарушений > также > < должны > < применяться > < на > < основании > < обобщенных > < данных > < о > < состоянии > < законности > < в > < сфере > < соблюдения > < прав > < и > < свобод > < граждан > < в > < целом > < и > < по > < отдель> < > < > < ным > < их > < видам > < и > < группам. > < При > < проведении > < предупредительной > < работы > < прокурорами > < особое > < внимание > < обращается > < на > < практику > < исполнения > < законов > < о > < занятости > < населения, > < о > < борьбе > < с > < нарко> < манией, > < пьянством, > < нарушением > < порядка > < приобретения > < и > < ис­> < пользования > < оружия. > < Также, учитывая > < особый > < характер > < нару­> < шений-прав> > < и > < свобод граждан, > < закон > < возлагает > < на > < прокурора > < обязанность > < принять > < меры, по > < возмещению > < причиненного > < по­> < страдавшим > < от > < беззакония > < ущерба. > < Эти > < меры > < достаточно > < раз­> < нообразны. > < Одним > < из > < типичных > < и > < наиболее > < эффективных > < средств, > < направленных > < на > < возмещение > < ущерба, > < является > < предъявление > < прокурором > < иска > < в > < интересах > < пострадавших > < в > < суд > < или > < арбитражный > < суд. > < Прокурор > < вправе > < предъявить > < иск, > < если > < речь > < идет > < о > < защите > < интересов > < лиц, > < ограниченных > < в > < воз­> < можности > < самостоятельно > < отстаивать > < свое > < право > < в > < силу > < сво­> < его > < возраста, > < состояния > < здоровья, > < а > < также, > < когда > < нарушения > < прав > < и > < свобод > < касаются > < значительного > < числа > < граждан, > < либо > < когда > < нарушение > < приобрело > < особую > < общественную > < значимость. > < Определенную > < специфику > < имеет > < реагирование > < прокурора > < на > < нарушения > < прав > < человека > < и > < гражданина, > < имеющие > < харак­> < тер > < административного > < правонарушения. > < Помимо > < права > < воз> < > < > < > < > < буждения > < производства > < по > < делу > < об > < административном > < право­> < нарушении, > < прокурор > < может > < передать > < сообщение > < о > < правона­> < рушении > < и > < материалы > < проверки > < в > < орган > < или > < должностному > < лицу, > < которые > < правомочны > < рассматривать > < дела > < об > < админист­> < ративных > < правонарушениях.> >

< < > < Наделение > < прокурора > < данным > < полномочием > < продиктовано > < интересами > < оперативного > < и > < безотлагательного > < устранения > < нар> > ушений > < прав > < и > < свобод > < граждан, > < поскольку > < во > < многих > < случа> < ях > < их > < последствия > < имеют > < необратимый > < характер > < либо > < сопря> < жены > < с > < причинением > < страданий, > < душевного > < дискомфорта, > < раз> < ного > < рода > < ограничений, > < не > < совместимых > < с > < представлениями > < о > < нормальной > < жизни > < людей.> < > < >

< Сообщения > < о > < правонарушении > < передаются > < в > < день > < их > < по­> < ступления, > < материалы > < проверки > < — > < в > < день > < ее > < завершения.

 

Вопрос № 3. Организация и методика надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. >

< Основные > < направления > < работы > < прокурора > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < определяются, > < исходя > < из > < особенностей > < конкретно-исторической > < ситуации > < в > < целом > < в > < стра­> < не, > < конкретном > < регионе > < и > < показателей > < состояния > < законности. > < > < В > < настоящее > < время > < органами > < прокуратуры > < приоритетное > < зна­> < чение > < придается > < защите > < закрепленных > < в > < Конституции > < Россий­> < ской > < Федерации > < трудовых, > < имущественных, > < жилищных, > < эко­> < номических, > < политических > < прав > < человека > < и > < гражданина. > < Это > < связано > < с > < предпринятыми > < в > < последние > < годы > < реформаторски­> < ми > < акциями > < в > < экономике > < и > < социальной > < сфере, > < заметной > < акти­> < визацией > < политической > < жизни > < в > < стране. > < Выделение > < названных > < направлений > < деятельности > < не > < означает > < принижения > < значимо­> < сти > < работы > < прокурора > < на > < других > < участках. > < По > < мере > < изменения > < обстановки > < приоритеты > < могут > < меняться.>

< > < В > < качестве > < информа> < ции, > < на > < основании > < которой > < проводятся > < проверки, > < в > < данном > < случае, > < как > < правило, > < выступают > < результаты > < анализа > < состоя­> < ния > < законности, > < регулярно > < проводимого > < органами > < прокурату> < > < ры. > < Вполне > < очевидно, > < что > < хорошо > < спланированной > < должна > < быть > < каждая > < проверка, > < независимо > < от > < поводов > < ее > < проведе> < > < ния > < — > < поступивших > < в > < прокуратуру > < заявлений, > < жалоб, > < иных > < сообщений, > < либо > < сведений, > < установленных > < в > < процессе > < анали> < > < тической > < работы > < прокурора.> < > < > < > < > < > < > < > < > < > < Организация > < работы > < по > < надзору > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < строится > < с > < расчетом > < на > < макси­> < мально > < полное > < обеспечение > < профилактической > < направленно­> < сти > < надзорной > < практики. > < Она > < достигается > < на > < основе > < тщатель­> < ного > < и > < полного > < установления > < причин > < и > < условий > < правонаруше­> < ний > < по > < каждому > < факту > < обращения > < пострадавших > < в > < прокурату­> < ру, > < накопления > < и > < регулярного > < пополнения > < информации > < о > < фактическом > < состоянии > < законности, > < о > < факторах, > < приводящих > < к > < нарушениям > < прав > < и > < свобод > < граждан, > < стратегически > < выверен­> < ного, > < тактически > < обоснованного > < подхода > < к > < выбору > < средств > < про­> < курорского > < реагирования, > < позволяющих > < радикально > < решать > < задачи > < общего > < и > < специального > < предупреждения > < правонаруше­> < ний. > < Особого > < внимания > < в > < этой > < связи > < заслуживают > < меры, > < на­> < правленные > < на > < преодоление > < правового > < нигилизма, > < обеспече­> < ние > < неотвратимости > < ответственности > < лиц, > < нарушивших > < права > < граждан, > < и, > < в > < первую > < очередь, > < сотрудников > < органов > < исполни­> < тельной > < власти > < и > < местного > < самоуправления, > < чьи > < действия > < (без­> < действие) > < часто > < составляют > < первооснову > < нарушений > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина.>

< > < Несомненное > < значение > < для > < обеспечения > < оптимальной > < орга­> < низации > < работы > < прокурора > < имеет > < точное > < исполнение > < требова­> < ния > < закона > < о > < недопустимости > < подмены > < прокуратурой > < государ­> < ственных > < органов > < и > < должностных > < лиц, > < осуществляющих > < кон­> < троль > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина. > < Контролирующие > < органы > < в > < силу > < своего > < специфического > < ста­> < туса > < обязаны > < нести > < на > < себе > < основную > < нагрузку > < в > < обеспечении > < неуклонного > < соблюдения > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < граждани­> < на. > < В > < связи > < с > < этим > < следует > < отметить, > < что > < контролирующие > < органы > < при > < всей > < их > < структурной > < неполноте > < в > < основном > < могут > < существенно > < влиять > < на > < укрепление > < законности > < в > < области > < со­> < блюдения > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина. > < И > < это > < долж­> < но > < в > < первую > < очередь > < учитываться > < органами > < прокуратуры. > < Дру­> < гое > < дело, > < что > < контролирующие > < органы > < нередко > < уклоняются > < от > < выполнения > < своих > < функций, > < занимают > < позицию > < стороннего > < на­> < блюдателя, > < что > < подчас > < заставляет > < органы > < прокуратуры > < брать > < на > < себя > < выполнение > < их > < обязанностей. > < Это > < в > < корне > < неверно. > < Подменой > < системы > < государственного > < контроля > < органы > < проку­> < ратуры > < возлагали > < на > < себя > < выполнение > < действий, > < несовмести­> < мых > < с > < их > < правовым > < статусом, > < фактически > < оправдывали > < бездей­> < ствие > < контролирующих > < органов. > < В > < результате, > < вместо > < дости­> < жения > < позитивного > < эффекта, > < на > < что > < в > < таких > < случаях, > < надо > < полагать, > < рассчитывали > < органы > < прокуратуры, > < наступал > < двой­> < ной > < вред: > < в > < полном > < объеме > < не > < обеспечивали > < решения > < своих > < задач > < ни > < органы > < прокуратуры, > < ни > < органы > < государственного > < контроля п> < > < > < > < > < > < > < > < > < > < рактика > < прокурорского > < надзора > < выработала > < устойчивые > < формы > < отношений > < органов > < прокуратуры > < с > < контролирующими > < органами. > < Органы > < прокуратуры > < учитывают > < и > < опираются > < в > < своей > < деятельности > < на > < возможности > < контролирующих > < органов > < в > < ча­> < сти > < выявления, > < устранения > < и > < предупреждения > < нарушений > < прав > < и > < свобод > < граждан, > < помогают > < им > < в > < реализации > < их > < усилий > < по > < привлечению > < правонарушителей > < к > < юридической > < ответствен­> < ности. > < Ориентируясь > < на > < деловое > < сотрудничество > < и > < взаимодей­> < ствие > < с > < контролирующими > < органами, > < органы > < прокуратуры > < дол­> < жны > < не > < забывать > < о > < своей > < главной > < функции > < — > < надзорной > < — > < и > < ставить > < на > < первое > < место > < именно > < надзор > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина.> >

< < > < Особый > < государственно-правовой > < статус > < прокуратуры, > < со­> < гласно > < которому > < она > < не > < наделена > < административными > < полно­> < мочиями, > < подчас > < толкает > < отдельных > < прокурорских > < работников > < на > < непосредственное > < принятие > < мер, > < входящих > < в > < компетенцию > < органов > < государственной > < власти > < или > < местного > < самоуправления. > < Это > < принципиально > < неверно. > < Вмешательство > < прокуратуры > < в > < оперативно-хозяйственную > < деятельность > < организаций > < недопу­> < стимо > < не > < только > < в > < силу > < установленного > < законом > < соответству­> < ющего > < запрета. > < Не > < менее > < важным > < является > < полная > < несовме­> < стимость > < характера > < полномочий > < прокурора > < и > < порядка > < регули­> < рования > < оперативно-хозяйственной > < деятельности. > < Прокурор, > < как > < известно, > < имеет > < дело > < с > < действиями > < и > < актами, > < в > < которых > < реализуются > < конституционно-правовые > < требования > < соблюдения > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина. > < Иными > < словами, > < проку­> < рорский > < надзор > < связан > < исключительно > < со > < сферой > < исполнения > < законов, > < с > < деятельностью > < по > < применению > < законов. > < Оператив­> < но-хозяйственная > < деятельность > < регламентируется > < не > < правовы­> < ми, > < а > < иными > < нормами > < и > < потому «> < выхода» > < на > < прокурорско-над> < зорную > < деятельность > < не > < имеет. > < В > < целях > < недопущения > < вмеша­> < тельства > < в > < оперативно-хозяйственную > < деятельность > < прокуро­> < ру > < уже > < на > < этапе > < разработки > < плана > < проверки, > < и > < особенно > < при > < определении > < мер > < прокурорского > < реагирования, > < нужно > < весьма > < бдительно > < следить > < за > < точностью > < формулировок > < вопросов, > < под­> < лежащих > < выяснению > < в > < ходе > < конкретных > < проверок, > < использо­> < ванием > < соответствующих > < правовых > < средств > < прокурорского > < над­> < зора. > < Как > < показывает > < практика, > < вмешательство > < прокуратуры > < в > < оперативно-хозяйственную > < деятельность, > < какими > < бы > < благи­> < ми > < пожеланиями > < оно > < не > < обосновывалось, > < ничего, > < кроме > < вре­> < да > < принести > < не > < может. > < В > < данном > < случае > < непрофессиональные > < действия > < прокуроров > < в > < первую > < очередь > < наносят > < удар > < по > < пре­> < стижу > < прокуратуры, > < создают > < угрозу > < наступления > < отрицатель­> < ных > < последствий > < экономического > < характера. > < > < > < > < > < > < > < > < > < > < Особенностью > < организации > < прокурорского > < надзора > < за > < со­> < блюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < является > < не­> < обходимость > < широкого > < внедрения > < в > < деятельность > < прокуроров > < принципа > < гласности. > < Если > < в > < других > < отраслях > < прокурорского > < надзора > < известная > < закрытость > < находящихся > < в > < производстве > < прокуратуры > < дел > < и > < материалов > < в > < большинстве > < случаев > < оправ­> < дана, > < то > < надзор > < за > < соблюдением > < прав > < и > < свобод > < человека > < и > < гражданина > < фактически > < никаких > < оснований > < для > < ограничения > < принципа > < гласности > < не > < дает. > < Более > < того, > < он > < прямо > < заинтере­> < сован > < в > < том, > < чтобы > < результаты > < прокурорских > < проверок > < приоб­> < ретали > < самую > < широкую > < огласку > < — > < от > < этого > < существенно > < воз­> < растает > < профилактический > < эффект > < проверок. > < Реализация > < прин­> < ципа > < гласности > < достигается > < привлечением > < к > < освещению > < резуль­> < татов > < работы > < органов > < прокуратуры > < средств > < массовой > < информации, > < докладами > < прокуроров > < в > < трудовых > < коллективах, > < участием > < в > < обсуждении > < коллегиальными > < органами > < актов > < про­> < курорского > < реагирования > < и > < др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.