Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целеполагание, как центральное звено управления организацией и ее процессами






На начальных этапах своего развития организация решает проблему выживания (надо зацепиться за рынок, завоевать сегмент рынка, чтобы пошли продажи, появилась какая-то стабильность).

Когда организация встала на ноги, у нее начинается интенсивный рост продаж, который сопровождается и ростом численности персонала и ростом структурных подразделений, то организация быстро теряет управляемость и ее результаты ухудшаются.

В этот момент необходимо озаботиться тем, чтобы выстроить оптимальную организационную структуру, систему процессов, а также систему планирования и контроллинга – хотя бы в простейшем виде выстроить систему целевого управления.

Целевое управление (целеполагание) – это управленческий подход, основанный на формализации (постановке) целей и показателей, планировании и контроле достижения поставленных целей.

Для организации, действующей на рынке, в условиях конкуренции, система целевого управления является центральным звеном системы управления (рисунок 24). Она является стержнем стратегии, она определяет, какой должна быть организационная структура, бизнес-процессы, корпоративная идеология. Стоит только вынуть этот стержень из системы, как она превращается в набор бесполезных фрагментов.

Рисунок 24 – Цели, как центральное звено управления организацией

 

Система целевого управления обеспечивает согласованность действий всех подразделений и сотрудников организации на основе единых целей и измеримых критериев и непрерывный контроль всех значимых показателей, обеспечивая тем самым превосходство над конкурентами во всех ключевых параметрах бизнеса.

У большинства российских организаций система целевого управления находится на весьма низком уровне развития. Она не позволяет удерживать фокус деятельности организации на долгосрочных целях, не позволяет управлять приоритетами, не создает мотивации для интенсивного, творческого труда и профессионального роста людей. Отсутствие смысла существования организации превращает ее в «эволюционную» систему, подобную природным, экологическим системам, вроде леса, озера, болота... Наверное, не случайно, организацию, которая не определила (или забыла) смысл своего существования, где господствует застой, называют «болотом».

Таким образом, первым этапом управленческого цикла организации является целеполагание (рисунок 25), которое становиться частью двух основных управленческих систем – системы планирования и системы контроля/мониторинга, как всей организации в целом, так и системы ее процессов в частности.

 

 

 

Рисунок 25 – Цикл управления

 

Планирование и контроллинг, как основа управления организацией и ее процессами

Планирование – это процесс принятия решений относительно будущих действий. В ходе планирования определяются сроки достижения целей организации, возможности и ограничения, связанные с внешней средой, потребности в ресурсах, проводится оценка рисков.

Планирование – это диалог внутри компании, диалог многоголосый и многоуровневый. Благодаря планам люди узнают, цели и необходимый результат своей деятельности и всей организации, что они должны делать, в какой последовательности для того, чтобы достигать общего, согласованного результата.

Результатом системы планирования в организации должно стать улучшение показателей (процессов и организации в целом), которыми мы управляем, которые мы планируем или контролируем и, в конечном счете, повышение прибыли организации.

Идеальная модель процесса планирования соответствует всем нижеперечисленным утверждениям:

· планы организации напрямую связаны с ее целями;

· планирование осуществляется на всех уровнях управления (стратегическом, оперативном, тактическом);

· планы всех подразделений согласуются между собой в процессе их разработки;

· сотрудники участвуют в разработке планов, за выполнение которых они отвечают;

· сотрудники информированы о планах, за выполнение которых они отвечают;

· вознаграждение сотрудников зависит от выполнения планов;

· выполняется регулярный мониторинг, анализ выполнения планов и их корректировка;

· цикл управления включает оценку и анализ рисков на регулярной основе.

Контроллинг – это технология управления различными областями деятельности организации, включающая в себя:

· определение целей деятельности;

· определение целевых показателей, по которым можно контролировать движение к цели;

· планирование целевых показателей на определенный период;

· регулярный мониторинг показателей: измерение и оценка анализ причин отклонения от целей;

· принятие решений по минимизации отклонений.

Контроллинг – это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе; это ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно- аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений.

Управление любой организацией и ее процессами включает три уровня, представленные на рисунке 26.

На верхнем уровне системы планирования и контроллинга организации находятся стратегические цели, определяющие стратегические приоритеты организации и сбалансированная система показателей (BSC), используемая для оценки достижения стратегических целей (рисунок 27). BSC cодержит ограниченное число показателей, отражающих ключевые факторы успеха и используется для управления развитием организации и ее инвестиционной деятельностью.

Оперативные цели и показатели охватывают широкий спектр показателей, относящихся к различным проекциям организации (от финансовых индикаторов до корпоративных ценностей) и ее процессам и используются для управления операционной деятельностью. Целевые значения показателей оперативного контроллинга устанавливаются исходя из целевых значений показателей стратегического уровня.

 

Рисунок 26 – Уровни планирования и контроллинга в организации

 

Цели и показатели деятельности сотрудников (KPI) используются для установки плановых заданий и нормативов для сотрудников и оценки их деятельности. Целевые значения показателей деятельности сотрудников формируются на основе показателей подсистем стратегического и оперативного контроллинга.  

 

Рисунок 27 – Взаимосвязь целей

и показателей

Лекция 10 Стратегическое планирование и контроллинг

 

Стратегия и ее составляющие. Организация и этапы стратегического планирования и стратегического контроллинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.