Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Социальные институты и организации. Социальный контроль






 

Понятие “социальный институт”. Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О. Конт, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, А. Миллер, Г. Веблен, Г. Парсонс) и др.

Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их иерархия и типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов. Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и сферы их влияния. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе.

Предмет социологии организации, его структура и динамика. Соотношение социологии организации, социологии управления, социологии труда и др. “Модели” организации. Организация как трудовой процесс. Механизмы, структура и функции организаций как социальных групп. Существенные признаки организации. Типология организаций.

Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др. Механизмы социального контроля. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни.

 

Самопроверка:

1. Что такое социальный институт? Иерархия и типы социальных институтов?

2. Причины возникновения и функционирования социальных институтов?

3. Социальные нормы? Социальные санкции?

4. Социальный контроль? Виды и формы социального контроля?

5. О чем социология организации?

6. Организация общества – как социальная группа?

7. Понятие социальной аномии?

 

 

Семинарское занятие № 8:

1. Сравнительная характеристика признаков социальных институтов с точки зрения различных авторов теорий (О.Конт, Г. Зиммель, Ф. Теннис, Т. Парсонс и др.).

2. Назвать условия полноценного функционирования различных социальных институтов (семья, государство, экономика, образование, религия и др.).

3. Построить модель организации общества (на примере студенческой группы).

4. Классифицировать по основным признакам социальные нормы и санкции современного общества (на примере какой-либо группы).

5. На чем основано правовое регулирование социальной жизни современного российского общества.

6. Хрестоматийное задание:

 

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он находился в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается ее становление (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).

Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из философии позитивного метода, когда одним из объектов анализа социолога выступал механизм обеспечения в обществе солидарности- и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка» (Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. С. 44). О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семейную ассоциацию и политическую организацию, он выступил теоретическим предшественником концепций дихотомизации социальной структуры Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма («механический» и «органический» типы солидарности). Социальная статика О. Конта опиралась на положение о том, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли.

Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт». Определяющими факторами в развитии институтов общества Г. Спенсер считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его. эволюции и усложнение структур порождают, по Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры» (Spencer Н. First principles. N. Y., 1898. P. 46).

Соответственно социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации). При этом многое в его рассуждениях об институтах выражено в функциональных терминах: «Чтобы понять, как организация возникла и развивается, следует понять необходимость, проявляющуюся в начале и в дальнейшем» {Spencer Н. The principles of ethic. N. Y., 1904. Vol. 1. P. 3). Итак, всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные ^функции устойчивая структура социальных действий.

Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека (см.: Durkheim Е. Les formes elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1960).

Э. Дюркгейм высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда - профессиональных корпораций. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью (см.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900).

Заметное внимание рассмотрению ряда социальных институтов уделял К. Маркс, который анализировал институт майората, разделение труда, институты родового строй, частной собственности и т.п. Он понимал институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.

М. Вебер считал, что социальные институты (государство, религия, право и т. п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях» (История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 180). Так, обсуждая вопрос о рациональности общества промышленного капитализма, он на институциональном уровне рассмотрел ее (рациональность) как продукт отделения индивида от средств производства. Органическим институциональным элементом такой социальной системы выступает капиталистическое предприятие, рассматриваемое М. Вебером как гарант экономических возможностей индивида и превращающееся тем самым в структурный компонент рационально организованного общества. Классическим примером является анализ М. Вебером института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями. Бюрократический механизм управления предстает при этом в качестве современного типа администрации, выступающего социальным эквивалентом индустриальных форм труда и «так относится к предшествующим формам администрации, как машинное производство к дома-шинным» (Weber М. Essays on sociology. N. Y., 1964. p. 214).

Представитель психологического эволюционизма американский социолог начала XX в. Л. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил. «Социальные силы, - писал он, - это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» (Ward L. F. The physic factors of civilization. Boston, 1893. P. 123).

В школе структурно-функционального анализа понятию «социальный институт» принадлежит одна из ведущих ролей, Т. Парсонс строит концептуальную модель общества, понимая его как систему социальных отношений и социальных институтов. Причем последние трактуются как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. В общей теории действия социальные институты выступают и в качестве особых ценностно-нормативных комплексов, регулирующих поведение индивидов, и в качестве устойчивых конфигураций, образующих статусно-ролевую структуру общества. Институциональной структуре социума придается важнейшая роль, поскольку именно она призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию (см.: Parsons Т. Essays on sociological theory. N. Y., 1964. P. 231-232). Следует подчеркнуть, что нормативно-ролевое представление о социальных институтах, существующее в структурно-функциональном анализе, является наиболее распространенным не только в западной, но и в отечественной социологической литературе.

В институционализме (институциональной социологии) социальное поведение людей изучается в тесной связи с существующей системой социальных нормативных актов и институтов, необходимость возникновения которых приравнена к естественноисторической закономерности. К представителям этого направления можно отнести С. Липсета, Дж. Ландберга, П. Блау, Ч. Миллса и др. Социальные институты, с точки зрения институциональной социологии, предполагают «сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. «Каждый социальный институт, входящий в определенную социальную структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций (см.; Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология//Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 118).

Структурно-функционалистские и институционалистские трактовки понятия «социальный институт» не исчерпывают представленных в современной социологии подходов к его определению. Имеют место и концепции, опирающиеся на методологические основания феноменологического или бихевиористского плана. Так, например, У. Гамильтон пишет: «Институты - это словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспособляем нашу жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов» (Hamilton W. lnstitution//Encyclopedia of social sciences. Vol. VIII. P. 84).

Психологическую традицию в русле бихевиоризма продолжил Дж. Хоманс. Он дает такое определение социальных институтов: «Социальные институты - это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей» (Homans G. S. The sociological relevance of behaviorism//Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bus-hell. N. Y., 1969. P. 6). По существу, Дж. Хоманс строит свою социологическую интерпретацию понятия «институт» опираясь на психологический фундамент.

Л. Седов, например, определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему» (цит. по: Современная западная социология. С. 117). Н. Коржевская пишет: «Социальный институт представляет собой общность людей, выполняющих определенные роли на основе их объективного положения (статуса) и организованных посредством социальных норм и целей (Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983. С. 11). Я. Щепаньский дает такое интегральное определение: «Социальные институты являются системами учреждений*, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп» (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 96-97).

Задания:

1. Вывести общие признаки социальных институтов (выделение определенного круга субъектов, определенную организацию, наличие социальных норм и предписаний, наличие социально значимых функций института)

Эти признаки не являются нормативно закрепленными. У одних из них (формальных - армия, суд и т. п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) - менее отчетливо.

2. Вывести основные функции социальных институтов.

3. Каждый социальный институт обладает собственной структурой, но у всех можно найти схожие составные элементы. Найти элементы структуры социальных институтов.

4. Выделить основные этапы формирование социальных институтов.

5. Вывести понятие социальной организации. Социальная организация как целевая группа, ее роль в " организованном обществе" и формировании " организованного человека". Структура организации.
Социальные организации как " способ руководства и управления" людьми, различными средствами действия, координации функций.

6. Основные формальные и неформальные отношения в организациях.


Литература


1. Фролов С. Социология. - М.: Логос, 2002. Гл. 8-13.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В.. Социология. Учебник. Гардарика, 2005.
3. Социологический словарь. -Минск, 1991.
4. Современная западная социология: Словарь. -М., 1990.
5. Вебер М. Харизматические господство // Социологические исследования. 2004. №5..
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1990.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество; - М., 1992.
8. Политические институты и обновление общества. - М., 1989.
9. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. Ч. II. Гл. VII.

 

 

Тестовые задания для проверки знания студентов по теме «Социальная организация. Социальные институты. Социальный контроль»

1. Агломерация – это:

а) сконцентрированное территориальное поселение людей, занятых разнообразными и неоднородными видами трудовой деятельности, со специфическим образом жизни;

б) социально- экономический процесс, выражающийся в росте городов, городского населения и распространении городского образа жизни на все общество;

в) компактная пространственная группировка поселений (главным образом, городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.

 

2. Урбанизация – это:

а) социально-экономический и демографический процесс, представляющий собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, поселениями;

б) социально-экономический процесс, выражающийся в росте городов, городского населения, и распространении городского образа жизни на все общество;

в) компактная пространственная группировка поселений (главным образом, городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.

 

3. Социология образования – это:

а) область науки, изучающая специализированную область производства, накопления и использования знания;

б) область науки, изучающая образование как социальный институт;

в) определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

 

4. Социализация – это:

а) процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

б) обучение профессиональным навыкам;

в) формирование законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам и традициям.

 

 

5. Основы социологии образования заложили:

а) В. И. Ленин, К. Маркс;

б) Э. Дюркгейм, М. Вебер;

в) Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.

 

6. Средства социальной регуляции поведения индивидов и групп – это:

а) нормы и роли;

б) санкции и нормы;

в) роли и санкции.

 

7. Девиантное поведение – это:

а) поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя;

б) необычное поведение, выделяющее человека из толпы;

в) поведение индивидов в той или иной роли.

 

8. Самой первой теорией девиантного поведения была:

а) теория аномии;

б) теория инвестирования;

в) теория стигмации;

г) биологическая теория;

д) теория привязанностей.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

 

1. Общество как предмет социологического познания.

2. Цивилизационный подход в социологии.

3. Жизнедеятельность О.Конта.

4. Основные вехи жизненного пути Г. Спенсера.

5. К. Маркс и Л. Козер о роли конфликта в общественном развитии.

6. Своеобразие социологической мысли постиндустриальной эпохи.

7. Творчество П.Сорокина, основные вехи и идеи.

Литература по написанию рефератов:

· 1. Антология русской классической социологии. Тексты. -М.: ИМзд-во Москов. ун-та, 1995.

· 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: " Прогресс-Универс", 1993.

· 3. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Политиздат, 1990.

· 4. Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 2004.

· 5. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С. 71-119.

· 6. Конт О. //Мир философии. В 2-х ч. -М.: Политиздат, 1991. ч. 1. -С. 57-64; ч. 2. -С. 153.

· 7. Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М.: Московский лицей, 2006. -С. 203-208, 316-327.

· 8. Лавриенко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С. 22-98.

· 9. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 33-64.

· 10. Петти В. У. Трактат о налогах и сборах. // Антология экономической классики. В 2-х т. -М.: Экономключ, 1993. Т. 1. -С. 5-78.

· 11. Петти У. /В/. Экономические и статистические работы. -М., 1940

· 12. Плашко Б. Г. и др. История статистики. -М.: Финансы и статистика, 2000. -С. 7-39.

· 13. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 13-40.

· 14. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992.

· 15. Социология. -М.: Знание, 1999. С. 25-140.

· 16. Социология - студенту в вопросах и ответах. -С. 23-32.

· 17. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.

· 18. Фрейд З. " Я" и " Оно". В 2-х кн. – Москва 2003.

· 19. Фролов С. С. Социология. -С. 9-18.

· Энциклопедический словарь.

 

 

8. Современные идеи русской социологии.

9. Молодая семья и ее особенности.

10. Проблемы современной семьи.

11. Мужчина в семье: основные роли, ценности и типы поведения.

12. Молодежные проблемы в современном обществе.

13. Женщины: проблемы эмансипации и повышения социального статуса.

14. Демографическая ситуация в России.

Литература по написанию рефератов:

o Гуров Ю. С. Основы социологии.

o Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С. 120-148.

o Кравченко А. И. Введение в социологию, М, 2005.

o ЛавриенкоВ. Н. идр. Основы социологических знаний –М, 2002.

o Радугин А. А. и др. Социология. - М, 2003.

o Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 65-134; Ч. 2-С. 47-93.

o Смелзер Н. Социология –С-Петербург, 2005.

o Социология -М.: Знание, 2005.

o Социология: Наука об обществе. -С. 198-489.

o Социология - студенту в вопросах и ответах.

o Тощенко Ж. Т. Социология. -М, 2001.

o Фролов С. С. Социология –М, 2005.

o Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.

· Энциклопедический социологический словарь.

 

 

15. Социальные проблемы современных городов.

16. Состояние и перспективы российской деревни.

17. Влияние миграции на формирование рынка труда.

18. Глобальные экологические проблемы современности.

19. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

20. Социально-экологические проблемы лесного комплекса.

21. Социально-этнические общности в России.

Литература по написанию рефератов:

o Кравченко А. И. Введение в социологию. 2006

o Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знание, М, 2001.

o Смелзер Н. Социология - с. 324-327.

o Социология. - М: Знание, 2005 г.

o Социология: Наука об обществе.

o Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии.

o Тощенко Ж. Т. Социология. – М, 2001.

o Энцеклопедический социологический словарь.

o Из истории Евразии [Очерк]. - М.: Искусство, 1993г.

o Политология. Энциклопедический словарь.

 

22. Национальный вопрос и проблемы федерализма в России.

23. Социальные проблемы безработицы.

24. Социальная структура советского общества.

Литература по написанию рефератов:

· Гуров Ю. С. Основы социологии.

· Збровский Г. Е. и др. Введение в социологию.

· Кравченко А. И. Введение в социологию. – М, 2005.

· Основы социологии в 2-х ч. Ч. 27 - с. 118-132.

· Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.

· Социология: Наука об обществе.

· Социология молодежи. Учебник. Сиб.: изд-во С. -Петербург. университета, 1999 год.

· Социология - студенты в вопросах и ответах. – М, 2003.

· Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии

· Тощенко Ж. Т. Социология. – М, 2006.

· Философский энциклопедический словарь.

· Энциклопедический социологический словарь.

 

25. Интеллигенция в современном обществе.

26. НТР и проблемы развития лесного хозяйства.

27. Профессиональная культура инженера.

28. Психологический климат коллективов.

29. Особенности производственных конфликтов

30. Управление и руководство. Основные фазы руководства трудовым коллективом.

31. Стили руководства. Лидерство в коллективе.

32. Основные факторы успешного руководства. Требования к руководителю.

33. «Человеческие факторы» управления.

34. Социальное партнерство и роль профсоюзов.

35. Японские фирмы: теория и практика управления.

36. Социально-психологические типы руководителей.

Литература по написанию рефератов:

 

· Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

· Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

· Будон Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения. М., 1998.

· Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

· Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19-20 вв. М., 1995.

· Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

· Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

· Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

· История зарубежной социологии. М., 1995.

· История социологии в памятниках. Э. Дюркгейм. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

· Кравченко Е.И. Ирвинг Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.

· Мендра А. Основы социологии. М., 1999.

· Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

· Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

· Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

· Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.

· Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1995.

· Шибутани Т. Социальная психология. М., 1998.

· Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1999.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.