Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Объект, предмет и метод социологии






 

Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.).

Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория “социального” в предметной области социологии. Понятие социологической парадигмы и их многообразие. Основные методологические направления и школы в социологии.

Методы социологической науки.

Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.

 

Самопроверка:

1. Что выступает в роли предмета и объекта Социологии?

2. Взаимосвязь науки с другими предметами и науками?

3. Основные методы Социологии?

 

Семинарское задание № 1:

1. Дать определения основным понятиям в Социологии (общество, социум, человек, личность и др.).

2. Дать краткое описание основным социологическим теориям, лежащим в основе науки.

3. Хрестоматийные задания

 

 

Рассмотреть основоположников позитивистской социологии О. Конта, Г. Спенсера.
Рассмотреть экономический детерминизм в социологии марксизма.
Выбрать социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма.
Рассмотреть " Понимающюю" социология М. Вебера.
Проследить развитие социологической мысли в России (позитивизм, натурализм, субъективизм, психологизм, плюрализм).
Рассмотреть Плюрализм в современной социологической науке:

многообразие теоретических парадигм в понимании предмета социологического познания
Парадигмы:
- " социальных фактов" (структурный функционализм, теория социальных конфликтов, марксизм);
- " социальных дефиниций" (символический интеракционизм, этнометодология, феноменология);
- " социального поведения" (психологический редукционизм и теория социального обмена).


Литература


1. Фролов С. Социология. - М., Логос, 2004.
2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. Учебник. Гардарика, 2002.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993. Гл. 3.
4. Батыгин Г.С. Особенности научного подхода в прикладной социологии.-М., 1986.
5. Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произведения. -М., 1990.
6. Гиддингс. Социология: Учебник. -Челябинск, 2007.
7. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотропизм? // Социс. 1995. №3.
8. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
9. История социологии в Западной Европе и США. -М., 1993. Гл. 15.
10. Монсон Пер. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. - СПб., 1992. Гл. 1.

Тестовые задания для проверки знаний студентов по теме «Социология: предмет, методы, функции. Становление науки»

1. Социология – это:

А) наука, изучающая сущность. Функции и общие закономерности развития этносов, межнациональные отношения;

Б) наука о закономерностях производства;

В) наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

 

2. Кто ввел в научный оборот следующие направления (О. Конт, Р. Мертон, Э. Дюркгейм):

А) аномия;

Б) социология;

В) теории среднего уровня.

 

3. Социальные отношения – это:

А) отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающие неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, отличающимся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личностного потребления;

Б) ряд людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы;

В) вся совокупность отношений, существующих в обществе.

 

4. Основоположником конфликтологической социологии является:

А) М. Вебер;

Б) Г. Зиммель;

В) К. Маркс;

Г) Н. Данилевский.

 

5. Гипотеза о влиянии бессознательных импульсов на индивидуальное развитие человека и исторический процесс в целом, принадлежит:

А) Г. Зиммелю;

Б) Д. Миду;

В) П. Сорокину;

Г) З. Фрейду.

 

6. Основополагающей идеей неомарксизма является:

А) экономический детерминизм в социальном развитии;

Б) многолинейность развития культуры;

В) отчуждение человека в современном обществе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.