Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути разрешения конфликтов






Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий пове­дения и средств разрешения конфликта.

В основу модели поведения человека в конфликт­ной ситуации с точки зрения его соответствия психо­логическим стандартам положены идеи Е. Мелибру-

личие общей цели делает людей способными к согла­сованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их пове­дения. Индивиды принадлежат группе не всей своей лич­ностью, а только теми аспектами, которые связаны. с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью усло­вия для самореализации личности в различных ас­пектах. Социальная группа - важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отноше­ния, совместная деятельность, вещная среда и так далее - эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может нахо­диться в них продолжительное время. Семья, школь- Iвания личности, влияющей на потребности, со- ный класс друзья и профессиональный коллективц - и альную активность и психологическое состояние

ды, В. ЗигертанЛ. Ланге. Конструктивное разрешение связано с понятиями общности и совокупности. На- конфликта зависит от следующих факторов:

1) адекватности восприятия конфликта;

2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем;

3) создания атмосферы взаимного доверия и сотруд­ничества.

^ К. У. Томасом и Р. X. Кил мен ном разработаны •у* наиболее приемлемые стратегии поведения в конф-№ ликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотруд­ничество, игнорирование, соперничество(конкурен-ция).

Стиль поведения в конкретном конфликте опреде­ляется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль соперничества, конкуренции может и спользо- вать человек, обладающий сильной волей, достаточ­ным авторитетом, властью, не очень заинтересован­ный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интере-

наиболее значимые для личности социальные1 группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социаль-

сы.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены при­нимать во внимание нужды и желания другой сторо­ны. Цель его применения

разработка долгосрочно- V_ную адаптацию субъекта.


относит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, че­ловек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизо­ванные или слабо организованные, с низким индек­сом сплоченности {ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей органи­зации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. Важным показателем уровня развития группы выступает цен-ностно-ориентационное единство, определяемое сте­пенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценно­стям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного - просоциальные, негатив­ного - асоциальные. Любой коллектив является хо­рошо организованной просоциальной группой, по­скольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется кор­порацией. Корпорация характеризуется обычно замк­нутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких ин­тересов общественным.


Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характе-
ристик,
таких как общественное мнение, психоло­
гический климат, групповые нормы, групповые
интересы и так далее, которые формируются
с возникновением и развитием группы;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки'зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые вып олняют от­дельные члены группы, а также с точки зрения меж­личностных отношений в ней. К групповым процес­сам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отно­шений;

3) способность индивидов к согласованным действи­ям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общ­ность, единство действий, направленных на дости­жение цели; "

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в со­ответствии с экспектациями окружающих. Индиви­дуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в норматив­ном или ненормативном варианте. Психологи фик­сируют наличие изменений во взглядах и поведе­нии отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе.


Го взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затра-гиваемая проблема не столь важна, участник конф­ликта не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить вре­мя и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает боль­шей властью или чувствует, что неправа, или счита­ет, что нет серьезных оснований для продолжения кон­тактов. Этот стиль не является бегством от проблемы О или уклонением от ответственности. Уход или отсроч­ка могут быть подходящей реакцией на конфликтную ситуацию.

Стиль приспособления означает, что участник конф­ликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо на­учиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.


Со







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.