Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования малых групп






(ЭКСПЕРИМЕНТЫ Э. МЭЙО)

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Суть их в следующем.

Компания «Вестерн Электрик» столкнулась с фак­том понижения производительности труда сборщиц реле. Исследования не привели к удовлетворитель­ному объяснению причин. В 1928 г. был приглашен Э. Мэйо, который и поставил свой эксперимент, пер­воначально имеющий целью выяснить -влияние на производительность труда такого фактора, как осве­щенность рабочего помещения.

Эксперименты в Хоторне длились с 1924 по 1936г. В выделенных Э. Мэйо экспериментальной и конт­рольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производитель­ности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост произ­водительности труда; но и в контрольной группе - при неизменной освещенности - производительность труда также возросла. На третьем этапе в экспери­ментальной группе были отменены улучшения осве­щенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе.

Результаты заставили Э. Мэйо модифицировать эксперимент и провести несколько добавочных исследований: теперь изменялась не только освещенность, но более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улуч­шение оплаты труда, введение дополнительных пере-


44. ШКОЛА «ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ» В ИССЛЕДОВАНИИ МАЛЫХ ГРУПП

Школа «групповой динамики» связана с име­нем К. Левина. Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетсом технологическом ин­ституте специального центра изучения групповой ди­намики.. Направление исследований в этом центре опиралось на создание К. Левиным теории поля. Ее главное положение - идея взаимодействия индиви­да и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, ее К. Левин назвал полем. Она охватывает в нераз­дельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений.

Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать че­рез познание психологических и социальных сил, его детерминирующих.

Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокуп­ность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к сле­дующему:

1) какова природа групп;

2) каковы условия их формирования;

3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами;

4) каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам

образования характеристик группы: нормам, сплочен­ности, соотношению индивидуальных мотивов \/и групповых целей, лидерству в группах.

\/i







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.