Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.






Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание — это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание— это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань — это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них — щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом — надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

2. Формирует голос. Поперек гортани натянуты две эластичные голосовые связки, колеблющиеся при прохождении воздуха через голосовую щель: голос тем выше, чем больше частота колебаний голосовых связок.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.

V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.

VI. Легкие — парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое — из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют.

 

2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?

Грибы — это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело — грибница — состоит из одной разросшейся клетки, у высших — грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.

Значение грибов в природе заключается в том, что шляпочные грибы и многие виды высших растений пребывают в состоянии взаимовыгодного сосуществования. Грибница оплетает корни деревьев и трав, образуя микоризу. С помощью микоризы растение получает дополнительные минеральные вещества, а гриб — органические вещества, образованные растением в результате фотосинтеза. Обширна группа паразитических грибов: трутовики, спорынья, головня, фитофтора, парша и др. Они вызывают заболевания растений и снижают их урожайность.

Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы — дрожжи — используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

Лишайники являются «пионерами» растительности, т.к. первыми поселяются в местах, где нет почвы (скалы, песок). Во время роста они способствуют разрушению горных пород, а после отмирания образуют перегной, на котором могут расти другие растения. Лишайники являются основным кормом для северных оленей. Они богаты сахарами и белками, поэтому некоторые виды лишайников люди издавна употребляют в пищу. Человек использует лишайники как сырье в парфюмерной промышленности, а также для получения спирта, лакмуса, красителя. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферы: экологи определяют по частоте встречаемости лишайников чистоту воздуха.

Таким образом, грибы и лишайники являются своеобразными организмами и играют важную роль в природных сообществах и жизни человека.

 

3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба — основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

3. Правильно выбирать время работы. Наиболее благоприятными для умственной деятельности являются утренние часы (через 1, 5 часа после пробуждения), исключая периоды приема пищи. В ночное время продуктивность работы головного мозга снижается.

4. Для эффективного умственного труда необходимо хорошее освещение рабочего места и отсутствие отвлекающих факторов.

5. Необходимо вести здоровый образ жизни, способствующий оптимальной деятельности всех систем органов (и головного мозга в том числе).

Таким образом, умственная деятельность наиболее эффективна при соблюдении режима дня и правил гигиены.

 

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.