Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психический мир личности






Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, вызывающие переживания, то ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений, имеющие место в психическом мире личности. Но тогда надо ответить на вопрос что такое психический мир личности. Ответ не прост.

В системе управления человек рассматривается как «черный ящик», наглухо закрытый на все запоры. Поэтому важно выделить, что у этого ящика на входе и что на выходе. Процессы, которые происходят внутри личности, техническое знание не волнует. Такой подход к человеку получил название технократического, который является одной из причин живучести административно–командной системы управления.

Психологию же интересует как раз то, что происходит внутри этого «черного ящика» – психический мир человека. Давайте попробуем приоткрыть этот «ящик» и заглянуть в человеческую душу. Но как это сделать? Тысячелетиями перед этим чудом останавливались философы, писатели, художники. Возможность проникновения во внутренний мир человека связана с человеческой культурой.

Культура – это вторая природа, которая создана и создается человеком. Она соединяет в человеке его природные и социальные качества, объединяет людей. Культура включает в себя, прежде всего, обозначение в ее символах, знаках представлений человека, которыми характеризуется его повседневная жизнь. Повседневность – это совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, что бы получить окно в межличностный мир, путь к согласию и с миром и с самим собой и с миром других людей.

Культура возникает в человеческих действиях и существует в нас. Мир повседневной жизни функционирует, переживается и объясняется как мир организованный. Структуры повседневности включают в себя специфические навыки и умения, модели взаимодействия, виды деятельности, в отношении которых существуют нормативные ожидания. Однако перед каждым человеком мир предстает в его собственном переживании и объяснении.

Любое сообщество людей вырабатывает свою собственную систему взглядов на мир, свою картину мира. В одних культурах ценятся индивидуализм, активность, самостоятельность, в других – послушание, коллективизм, подчинение. Систематичность обыденности, повседневности позволяет человеку ориентироваться в действительности и строить свое поведение. В этом ему помогают культурные образцы, стандарты поведения, символическая среда общения, культурные и субкультурные сценарии, по которым он живет. Возникает так называемый менталитет – интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре. Т.е., культура — это адаптивная система, посредством которой человек приспосабливается к среде.

Процесс приспособления, адаптации к культурной среде получил название культурации, которая представляет собой сложный процесс, которому человек учится всю жизнь. Программа поведения не передается генетически, а формируется через формирование нравственных представлений, взглядов, выработку стереотипов поведения и эстетических вкусов. Культурация осуществляется посредством языка и опыта. Она начинается с утробы матери и продолжается всю жизнь. Это процесс, обеспечивающий индивидуальность каждой личности в обществе. Этот процесс носит специфический характер, отражающий специфику общности, в которой он состоит. Таким образом формируются межкультурные различия, а культура становится способом «очеловечивания» человека, возникновения его внутреннего психического мира.

Ребенок усваивает язык, различные навыки и модели поведения, находясь изначально в мире межличностных отношений взрослых людей, подражая им. Полноправное участие ребенка в межличностных ситуациях – решающий фактор формирования у него полноценной психики. Восприятие, память, мышление развиваются в ходе общей социализации ребенка. А опыт ребенка носит печать той культуры, к которой он принадлежит. Таким образом, в ходе развития ребенка осуществляется взаимодействие индивидуальных и культурных процессов. Культура по всей вероятности не связана с генетическими изменениями, следовательно, культурные изменения могут происходить в течение всей жизни человека. Но принципы работы разума одинаковы во всех культурах, хотя первобытная и современная научная система мышления имеют разные стратегии, при помощи которых человек постигает природу.

Таким образом, психика – это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях, в основе которого лежат физиологические процессы. Но возникая одновременно, физиологические и психологические процессы качественно различны. Обратим внимание на качественную определенность таких психических процессов как ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции, речь. Их специфика заключается в следующем:

– Они не являются следствием только возрастного развития и созревания человека. Непременное условие их формирование – воспитание и другие формы социальных контактов.

– Преобразование сигналов внешнего мира совершаются в мозгу – органе физиологических процессов, а воспринимаются психикой как внешние события.

– Психический процесс и его результат относятся к разным процессам, первый относится к мозгу, второй – к внешним предметам и явлениям.

– Для физиологического процесса такой разницы не существует: сам процесс и результат относится к мозгу и человеком не воспринимается. Нейрофозиологические составляющие психических процессов оказываются практически недоступными для самонаблюдения. Возникает парадокс: события, происходящие в нас, мы не ощущаем, а свойства вещей, находящихся вне нас, мы ощущаем.

– Характеристики психических процессов не могут быть выведены только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Для этого нужны социальные связи.

Каким же содержанием наполняется психическое пространство человека? Прежде всего, это та информация, которую человек получил из внешнего мира. Она представляется в виде образов, слов, невербальных знаков. Информация постоянно накапливается, находясь в постоянном движении и изменении. Она вовлекается в так называемую мыслительную деятельность, в процессе которой эта информация перерабатывается, преобразуется и накапливается, составляя содержание внутреннего психического мира.

Рассмотрим, как внешняя информация переходит во внутренний психический мир личности.

Становление психических процессов связано с так называемым погружением и свертыванием.

Внешние действия, совершаемые ребенком, представляют собой исходный материал для развития высших психических функций. До 2–х лет познавательные действия ребенка доступны наблюдателю – ясно видны компоненты тех связей, которые возникают в мозгу. При возрастном развитии двигательные компоненты видоизменяются, их число уменьшается. Такое изменение называют свертыванием.

На определенном этапе обучения индивида становится возможным погружение – исчезновение внешних, двигательных компонентов познавательного действия и превращение их в мыслительные операции. Происходит постепенное смещение акцентов: сначала ребенок познает мир благодаря действиям, затем в образах и целях у него формируется символическое представление мира через язык и мышление. Таким образом, внешние действия постепенно свертываются и погружаются во внутренний мир.

Первоначальное погружение носит фрагментарный характер: ребенок повторяет в уме лишь некоторые действия, которые он готов выполнять. В дальнейшем познавательные действия становятся схематичными и превращаются в мыслительные операции, которые имеют несколько ступеней:

1. Ступень овладения действием или уровень предметного действия.

2. Громкая речь, заменяющая реальные операции, предметные действия.

3. Действия в уме.

4. Проговаривание задания вслух, затем шепотом и далее про себя, что означает степень освоенности действия.

Внешнее проговаривание заменяется постепенно редуцированной сокращенной внутренней речью, которая является основой развития умственных способностей. Принцип погружения объясняет возможность действовать в воображении, а мысленное выполнение намечаемых реальных действий служит основой целенаправленной деятельности. Высшие психические функции формируются как высшие формы совместного коллективного действия людей и лишь постепенно в результате погружения, становятся психическими процессами индивидов (Выготский). Но происходит это благодаря символам, знакам.

Знак – средство психологического воздействия на поведение человека и средство внутренней деятельности, направленной на овладение человеком самим собой. В использовании знаковой системы можно выделить несколько этапов:

1. Психологическое орудие для взаимодействия с другими людьми;

2. Внешнее средство для произвольного управления своими

психическими процессами;

3. Внутренний способ организации психических процессов.

Механизм погружения широко используется в педагогике для научения ускоренному чтению. Дело в том, что быстрому чтению препятствует развернутое проговаривание текста, недостаточный объем воспринимаемого текста (поле фиксации текста глазами), большое число возвратных движений глаз к непонятным местам. Для быстроты чтения необходимо научиться заменять слуховые образы на зрительные и отбивать ритм при чтении для уменьшения артикуляции (скорость чтения при артикуляции – 50 слов в минуту). Для увеличения поля зрительной фиксации текста необходима тренировка чтения с помощью специальных таблиц или разбивкой середины страницы красной линией. Чтобы уменьшить возвратное движение глаз, необходима четкая цель чтения и выделение ключевых слов.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.