Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования личности в психологии




 

Психология в процессе своего становления как науки не только все точнее подходила к определению своего предмета, но и вырабатывала специфические методы исследования такой сложной «материи» как человеческая психика. Вместе с тем, она интегрировала методы точных и естественных наук. Философия, математика, физика, информатика, кибернетика, медицина, биология, история и ряд других наук послужили основанием для создания собственно психологических методов.

В целом, все методы психологии можно классифицировать следующим образом:

 

Общенаучные методы   Применение в психологии
1. Наблюдение (Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики). Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение за собственными психическими явлениями. 1.Внутреннее 2. Внешнее 3. Свободное 4. Стандартизированное 5. Включенное 6. Стороннее
2. Опрос (метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов) 1. Устный 2. Письменный 3. Свободный 4. Стандартизированный 5. Экспертный
4. Эксперимент (Создание искусственной ситуации, в которой выделяется изучаемое свойство, проявляется и оценивается лучше всего). 1. Естественный 2. Лабораторный
5. Моделирование (Создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства). 1. Математическое 2. Техническое 3. Кибернетическое
6.Социометрия (исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости) 1.Эмоциональная структура 2.Коммуникативная структура 3. Структура власти
7. Интервью (метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные вопросы. 1. Стандартизированное 2.Свободное
8. Беседа (метод, предусматривающий прямое или косвенное получение информации путем речевого общения) 1. Тематическая 2. Диагностическая 3. Свободная
9. Игра (метод, позволяющий увидеть способы действий человека в разворачиваемых ситуациях). 1. Ролевые 2. Деловые 3. Психологические

 

Перечислив основные методы, применяемые в современной психологии, обратим внимание на то, что в процессе практических занятий мы будем обращаться ко многим из них. В своей практической деятельности Вы эти методы, безусловно, используете. Но очень часто вы с горечью понимаете, что где-то совершили ошибку. Научная психология обращает внимание на то, насколько применяемые ею методы при решении той или иной задачи являются надежными и валидными (пригодными, имеющими силу в измерении тех или иных качеств).



Например, тот или иной метод может быть пригодным для измерения интеллекта, но он не будет применим для исследования темперамента. Явления психики настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи зависели от совершенства применяемых ею методов.

Умозрительное обобщение жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории становления психологии. Но субъективизм умозрительности того или иного исследователя не давал возможности вскрывать причинно-следственные связи между психическими явлениями и поведением человека. Поэтому психология, стремясь к фактической направленности, все время занималась поиском адекватных методов исследования внутренних психических процессов, состояний и внешнего поведения людей.

Смысл применения методов в нашем курсе состоит в том, чтобы дать каждому из Вас возможность самопознания и саморазвития. Типологические свойства личности весьма консервативны и очень важно с самого начала подсказать Вам наиболее оптимальные именно для каждого из Вас способы поведения и деятельности. Именно поэтому психодиагностике мы будем уделять большое внимание, предлагая Вам различные методики.

Каждый возьмет из полученной информации то, что захочет и сможет взять для себя, чтобы использовать ее для прогнозирования своей деятельности, своих личных и профессиональных успехов. Психологические исследования могут быть индивидуальными и групповыми, аппаратурными и бланковыми. Использование аппаратурных и бланковых тестов не исключает, а, напротив, предполагает проведение наблюдений. Более объективную информацию можно получить в результате неоднократного выполнения тех или иных заданий. Повторное применение тех или иных психологических тестов позволит судить о динамике психических процессов, состояний и свойств личности, об эффективности его профессионального и личностного развития.



Перед каждым таким испытанием Вам будет предъявлена инструкция. Основными составляющими инструкция тестирования являются следующие: отвечать на предложенные суждения и вопросы необходимо быстро, не задумываясь; проводить тестовые методики необходимо в одной и той же тетради; обязательно надо фиксировать название теста и с какой целью он проводится. В конце нашего курса каждому из Вас необходимо будет проанализировать полученную информацию о себе. Это будет Ваша лабораторная работа, которую Вы сдаете перед экзаменационной сессией.

Значимость применения различных методов психологии в современном обществе достаточно высока. Это связано с тем, что различные виды деятельности требуют от человека различных свойств и качеств, которыми не все обладают в равной степени. Еще великий врач древности Гиппократ пытался классифицировать людей по конституционально-морфологическим признакам, чтобы определить их предрасположенность к какой-либо деятельности. Философ Платон считал, что в идеальном рабовладельческом обществе граждане должны знать, кто из них к какой деятельности предрасположен и предназначен.

Сегодня всем известно, что различные виды труда предъявляют разные требования к людям его осуществляющим. В наши дни даже в провинциальной России все меньше остается фирм и предприятий, в которых прием на работу осуществлялся бы без психодиагностических методик. В этой связи можно вспомнить слова Н.Г. Чернышевского, который на страницах журнала «Современник» писал: «Вы хромого сделали кровельщиком, глухого музыкантом, бессильного труса кучером: что ж чудного, если и кровельщик ваш, и музыкант, и кучер – все одинаково плохо исполняют свое дело? А если бы поступили разумно, подождав пока можно будет различать качество этих людей и пока они не поймут, к чему они годны, тогда и результаты были бы не те: тому глухота не помешала бы сделаться хорошим кровельщиком, другому трусость – хорошим скрипачом, третьему хромота – хорошим кучером. Произвол ваш не дал развиться людям и перепутал специальности – в результате получилось: необоснованность, невежество и отсутствие твердой честности…»[1].

Психодиагностика в процессе развития психологии превратилась в особую отрасль психологического знания, направленного на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности и социальной грамотности, которую можно обозначить как социально–технологическая культура личности, означающей социальную развитость и компетентность. Основным составляющими социально-технологической культуры являются состояния готовности и включенности в социальные процессы и отношения. Изучению этих составляющих мы будем уделять особое внимание.

Таким образом, разнообразие методов познания человека связано, прежде всего, с тем, что человек представляет собой сложное, самоорганизующееся, целостное явление, не всегда открывающееся исследователю. Но потребность в знании людей, в знании себя самого оказывается настолько актуальной, что выдвигает психологию в авангард научного знания, которое сегодня характеризуется системностью.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал