Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные особенности психики






 

Рассмотрение индивидуальных особенностей психики начнем со слов Андре Моруа, который писал: «люди так любят слушать, когда о них говорят, что даже пересуды по поводу их недостатков приводят их нередко в восторг». Поэтому каждый явно или тайно хочет себя знать. Очень часто студенты говорят на занятиях по психологии, что они и так себя знают. Да, конечно, что-то каждый о себе знает. Но попробуйте дать себе характеристику, определив, кто же Вы, и Вы столкнетесь с трудностями разного порядка. Вспомните первое практическое занятие, когда каждый должен был выполнить первое практическое задание: десять раз дать характеристику себе «Кто Я?» и «Какой Я?».

Разобраться в своем психическом мире достаточно сложно. Еще сложнее познать другого человека. Поэт Заболоцкий говорил по этому поводу: «Люди – далекие звезды, долететь бы мне только до вас....». Об этом же говорит русская пословица: «Чужая душа потемки». Но мы стремимся понять мир другого человека, для того, чтобы строить с ним комфортные отношения. Но сначала мы должны понять себя. Попробуем научиться проводить психологический анализ своих индивидуальных особенностей и только тогда мы научимся анализировать поведение другого человека.

Индивидуальный психологический облик человека многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Каждый из нас обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральной характеристикой человека, объединяющей в себе природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрывается своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В ней можно выделить базовые и программирующие свойства.

К базовымсвойствам относятся темперамент, характер, способности человека. Через них раскрываются динамические характеристики психики – эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность и формируется стиль поведения и деятельности. В конце лекции вам будет предложена методика по определению своего темперамента, проявление которого связано с двумя мирами – природным, предметным и общественным, социальным.

К программирующимсвойствам личности относятся направленность, интеллект и самосознание, которые выступают главной силой развития индивидуальности, являющиеся содержанием так называемой «Я–концепции». Один из видных отечественных психологов Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные задатки – быть человеком. В процессе его взаимодействия с другими у него формируются, прежде всего, качества субъективности, которые включают в себя три компонента: сознание как отражение действительности, способности пользоваться результатами деятельности других людей, а затем собственные способности изготавливать предметы материального и духовного производства, умения говорить и понимать других людей.

Затем в процессе социализации формируются личностные качества, связанные с формированием социальных ценностей, определяющих направленность, мотивацию на ту или иную деятельность, активность -пассивность, изменчивость-устойчивость. Появление индивидуальности связано со способностью личности осваивать результаты культурного развития человеческого сообщества и развитием способности вносить в культуру свой неповторимый вклад, опираясь на свои уникальные творческие способности. Функционирование индивидуальности возможно лишь при взаимодействии свойств индивида, субъекта и личности, которые являются ее компонентами.

Для того, чтобы более четко представить себе структуру индивидуальности, можно предложить некую рабочую модель, имеющую три уровня. На каждом их них можно выделить соответствующие компоненты. В основе формирования индивидуальности лежит индивидуальный опыт личности, в процессе которого особым образом функционируют и складываются психофизиологические свойства, психологические и социально-психологические.

 

 

Все выделенные элементы в структуре индивидуальности интегрируются в единое целое по следующим основаниям: иерархическому, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические и психологические свойства; координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, имеют относительную автономию и самостоятельность.

На основе свойств личности можно составить психологический портрет – свой собственный или другого человека, что Вам и предстоит сделать в конце нашего курса. В психологический портрет обычно включают: темперамент, характер, способности, направленность и ее виды (на себя, на общение, на дело); интеллектуальность – степень развития и структуру интеллекта; эмоциональность – уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества – умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели; общительность, способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека, из объекта воспитания он превращается в субъект, активно занимающийся самовоспитанием. Индивидуальность у людей проявляется по-разному. Одни проявляют себя как яркие личности, другие никак себя не проявляют. Как правило, закомплексованные люди воспринимаются как безликие, но это не означает, что у них нет индивидуальности. Она у них просто не развита. Для того чтобы развить ее, необходимо самопознание, начало которому вы уже положили.

В заключении дадим характеристику способностей, проверить которые вы можете только в деятельности. Способности характеризуются своеобразием индивидуальных приемов или индивидуальным стилем деятельности. Общие способности связаны с интеллектом и определенными особенностями личности, к которым относятся:

– способность к труду, потребность трудиться, трудолюбие, работоспособность;

– черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

– развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности и возможности переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, общая способность выступает как социально–психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности (преподавательской, инженерной, музыкальной и т.д.) Но о способностях личности более подробно в следующей лекции.

 

В заключение мы можем сделать следующие в ы в о д ы:

1. Психика в каждом человеке возникает под влиянием процесса культурации, которая связана с освоением языка, навыков и моделей поведения, сложившихся в той или иной социальной общности.

2. Основные психические процессы (все виды ощущений, восприятие, внимание, память, мышление, воображение) лежат в основе познания человеком окружающего мира и себя.

3. Психические состояния, эмоции и чувства сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми и лежат в основе человеческого поведения.

4. Индивидуальные особенности психики связаны с темпераментом, характером и способностями человека, которые программируют развитие личностных свойств – направленности, интеллекта и самосознания.

 


Выполните следующие тренировочные задания:

 

Задание № 1. Чтобы определить свою природную предрасположен-ность, выполните следующее тестовое упражнение, которое поможет вам узнать какое полушарие головного мозга у вас является ведущим. Оцените предложенные ниже высказывания следующим образом:

при несогласии следует поставить цифру 0; цифра 4 – обозначает полное согласие, 3– частое проявление того качества, которое указано в суждении, 2 – среднее, 1– редкое. Отреагировать нужно на каждое высказывание и сделать это надо быстро и правдиво, т.к. это Ваша самооценка.

1. Я склонен к анализу (расчленению объектов или явлений при их изучении).

2. Мои суждения конкретны.

3. Знания о чем-либо я предпочитаю получать в результате умозаключений, почерпнутых из книг, а не из непосредственных впечатлений.

4. У меня яркое, образное мышление.

5. Я умею делать выводы на будущее из своего опыта.

6. Я своеобразный и находчивый человек.

7. Мне удается достаточно точно оценивать длительность событий.

8. Я плохо запоминаю слова (песен, стихов, иностранных языков).

9. У меня обостренное восприятие речи (слышу, даже если говорят шепотом).

10. Я практичен (хорошо ориентируюсь в конкретных ситуациях и добиваюсь успеха).

11. У меня плохой музыкальный слух.

12. Я воспринимаю явления мира в целом, со всеми подробностями.

13. У меня хорошая память на учебный материал.

14. Я предпочитаю судить обо всем по личным впечатлениям.

15. Мне удается понять связи между объектами, предметами, явлениями.

16. Мне удается вычленять нужные сведения на фоне шумов и помех.

17. У меня хриплый, глуховатый голос.

18. Я воспринимаю искусство очень эмоционально.

19. В компании с равными я начинаю разговор первым.

20. Мне легко давались гуманитарные предметы.

21. Мои мысли опережают речь настолько, что я говорю, захлебываясь словами.

22. Умею подражать, имитировать голоса, манеры, привычки людей.

23. Я хорошо улавливаю музыкальные ритмы.

24. Для меня характерно пессимистичное настроение.

25. Когда кто-либо выдвигает новую идею, у меня бывает желание спросить, а каковы основные аргументы, доказательства в ее пользу?

26. Я бываю настороженным, бдительным.

27. У меня преобладает оптимистическое настроение.

28. Бывает, что быстро, мгновенно нахожу нужное решение.

29. Меня раздражают жесты, мимика, которыми человек сопровождает свою речь.

30. Бывает, что мои чувства, интуиция подсказывают мне выход из затруднительного положения.

31. Я склонен к систематизации того материала, с которым мне приходиться работать.

32. Одинаковые фразы я воспринимаю то как угрозу, то как совет, то как выражение дружеского участия или расположения.

33. Я хорошо считаю.

34. Мне легко давалось произношение и интонации при изучения иностранного языка.

35. Я люблю классифицировать то, с чем мне приходится иметь дело.

36. Я воспринимаю спектакли по радио или рассказы очевидцев, как образные картины.

37. Я плохо запоминаю лица.

38. Я хорошо слышу такие звуки, как звон разбитого стекла, бульканье воды, тиканье часов, хлопанье дверей, чихание, храпение и т.д.

39. Моим действиям предшествует размышление об этих действиях.

40. Глядя на что-либо, я прежде всего воспринимаю форму объекта.

41. Я склонен обобщать накопленный опыт.

42. Я запоминаю новые мелодии быстро и могу повторить их правильно.

43. Что угодно может для меня стать предметом обсуждения.

44. Знания, полученные во время учебы, у меня плохо удерживаются в памяти.

45. Я не замечаю такие звуки, как шум воды, ход часов, лай собак, смех и т.д.

46. Я помню запахи, звуки, цвета из своего детства и юности.

47. Я считаю, что интонации в разговоре лишь помеха (главное – смысл).

48. Я не склонен начинать разговор даже в компании с равными.

49. Мне легко давалась алгебра.

50. Я умею мысленно в живых картинах сопоставить образы объектов.

 

Теперь подсчитайте баллы по четным и нечетным суждениям раздельно. Количество нечетных баллов составят вашу самооценку левого полушария, а четных – правого.

Вы получили сырые баллы. Переведите их в проценты и, принимая за 100% сумму четных и нечетных баллов, вычислите расхождение между ними, путем вычитания из значения шкалы левого полушария значение шкалы правого полушария.

В результате этих несложных операций, вы получите представление о том, какое полушарие у вас доминирует, и узнаете величины функциональной асимметрии вашего мозга в момент испытания.

Левое полушарие ответственно за деятельность мыслительного типа, правое – художественного. Таким образом, Вы определили какие типы деятельности вам более всего подходят, кто из вас «Мыслители», а кто «Художники».

 

Задание № 2. Как Вы относитесь к выражению Поля Валерии: «Сознание царит, но не управляет»? В чем Вы согласны с известным французским поэтом?

Одновременно поразмышляйте над следующими близкими по проблеме фразами: «Для меня не подлежит сомнению, что наше мышление протекает в основном минуя символы (слова) и к тому же бессознательно» (А. Эйнштейн); «Сон разума рождает чудовищ» (Ф. Гойя).

В чем общность и различие высказанных суждений.

 

Задание № 3. Попытайтесь самостоятельно определить типологию психических процессов (визуалист, аудиалист, кинестетик), которая характерна для вас. Для этого попробуйте на диктофон записать свой рассказ о чем-либо. Затем прослушайте свой рассказ и выпишите глаголы, прилагательные, которые Вы употребляете. Наибольшее количество слов, выражающих то или иное ощущение, будет говорить о том, к какому типу Вы относитесь.

 

Найдите решения данных жизненных ситуаций:

1. Вы положили вещь в наиболее очевидное, по вашему мнению, место с тем расчетом, чтобы ее легко найти. Но потом никак не могли вспомнить, где она находится. Прошло время, и в ходе работы Вы неожиданно отчетливо представили, где она лежит. Что произошло в первом и втором случае? (Подумайте почему, набирая шифр сейфа, владелец указывает цифры известных и значимых дат?)

2. Прокомментируйте ситуацию. Однажды З. Фрейд поспорил со свои знакомым по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачной местности ресторанов: два или три. Знакомый утверждал, что три, а Фрейд – два. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако, этот третий ресторан все–таки был. Он имел то же имя, что и имя одного коллеги Фрейда, с которым тот находился в натянутых отношениях.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Определите психический мир человека и его свойства.

2. Как возникают психические процессы?

3. Определите, что нужно вам для дальнейшего личностного саморазвития.

4. Сможете ли вы помочь другому человеку познать себя и определить, путь самореализации?

5. Чем характеризуется мышление?

6. Что такое индивидуальность?

Тематика рефератов:

1. Мозг и психика.

2. Основные функции речи.

3. Роль эмоций в жизни человека.

4. Психические состояния в жизни человека.

5. Основные этапы творческого процесса.

6. Рефлексия и рефлексивность.

7. Интеллект и его сотавляющие.

8. Творчество и развитие индивидуальности

 

Практическое задание:

1. Напишите реферат по одной из предложенных тем.

2. Составьте блок-схему по логике прочитанной лекции.

 

Литература:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: 1980.

2. Бодалев А. А, Восприятие и понимание человека человеком. – М,:

1982.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М,: 1975.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: 1975.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1991 –

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: 1986.

7. Практическая психология. Учебник /Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: 1998.

8. Шамаева О.П., Цибриенко Р.Я. Практические занятия по психологии и педагогике в техническом вузе /Учебно-методическое пособие. – Белгород: БелГТАСМ, 2002.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2000.

10. Общая психология. Курс лекций. – М.: Владос, 19998.

11. Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2002.

12. Психология /ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2000.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.