Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовое регулирование в сфере МС.






Как известно Конституция РФ содержит основополагающий принцип в области соотношения норм с международного и внутреннего (национального права), в соответствие с которым общепризнанные принципы и нормы Международного права и международные договоры РФ явл-ся составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, то применяются правила Междунар.договора (ч4, ст15 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ закрепила приоритет междунар.договоров РФ перед нормами национального законодательства, а это означает, что право применители обязаны прибегать к нормам Междунар.права при разрешение конкретных дел.

К источникам права относятся общепризнанные нормы и принципы Междунар.права и Междунар.договоры РФ, направлены на регулирование Муниципальных правоотношений. Это прежде всего универсальные Междунар.акты, закрепляющие права и свободу человека – всеобщая декларация прав человека, утвержденная Ген.Ассамблеей ООН 10-декабря-1948 года, международные пакты, Международные Пакты 1966 года «о гражданских и политических правах и об эконом, соц, и культурных правах».

Основным Междунр-правовым актом, регулирующим муниц.правоотношения явл-ся Европейская хартия МС 1985 года, подписанная РФ-ией 28-февраля-1996 года и ратифицированная Россией – ФЗ от 11-апреля-1998 года №55-ФЗ. Официально хартия вступила в силу для РФ с 1-сентября-1998 года.

Европейская хартия МС состоит из трех частей: в первой содержится положения, закрепляющее принципы МС, во второй обязательство государств ее подписавших, при этом допускается исключение участниками определенных положений хартии из числа тех, которые они считают обязательными для себя. В третей части текста хартии устанавливается порядок подписания, ратификации и вступление в силу хартии.

Европейская хартия МС – это первый многосторонний юр.акт, который определяет и защищает принципы местной автономии, одно из опор демократии.

 

17. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Важнейший источник правового регулирования МС явл-ся Конституция РФ, в ней 20 из 137 статей, содержат нормы, упоминающие и регулирующие организацию и деятельность МС.

Это статьи 3, 8, 9, 12, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 58, 72, 97, 130, 131, 132, 133.

Более детально отношения в сфере МС регламентируются ФЗ-ми «Об общих принципах орг-ции МС в РФ» (2003 год), «об обеспечении Конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы МС» (1996 год), «о Муниципальной службе в РФ» (2007 год), а также кодексами, рядом других ФЗ, указами Президента, Постановлениями Правительства РФ.

В новом ФЗ «о МС» (2003 год) по сравнению со старым 1995 год существенно уменьшено число полномочий гос.органов по отношению к органам МС, что должно повысить уровень самостоятельности МС. В целом, закон «о МС» 2003 года, значительно меняет концепцию МС, вероятно в наибольшей степени изменению подвергаются территориальные основы МС. Новый ФЗ предусматривает необходимость создания 5 видов МО: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом каждый из видов МО призван решать присущие только ему вопросы местного значения. То есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местно значения Муниципального района и Городского округа. Такое нововведение было предназначено исправить ситуацию, когда являвшиеся Муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладали одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.

 

18. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика и проблемы.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)Основными задачами муниципальной службы являются: -обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на -территории муниципального образования; -обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

-подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; -защита прав и законных интересов муниципального образования.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих; 4) стабильность муниципальной службы; 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 10) внепартийность муниципальной службы.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям.

 

20. Устав муниципального образования: содержание и значение. Порядок принятия уставов муниципальных образований, внесения в них изменений и дополнений.

Первичный уровень НП-регулирования Муниципальных правоотношений образует акты, принимаемые муниципальными органами и непосредственно населением и которые можно классифицировать по группам:

1 группа – уставы МО – это принимаемый на уровне МО источник Муниц.права, в котором на основе Федерального законодательства и законодательства субъекта РФ о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данном МО, его территориальные, экономическая основы. А также содержатся другие положения об организации МС, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц МС.

Конкретные требования к содержанию устава изложены в статье 44, закона «об общих принципах орг-ции МС» (2003 года). По существу это мини-Конституция, действующая в пределах отдельного муниципального образования.

2 группу источников Муниц.Права составляют правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные акты представительного органа муниц.образования.

(3 группа) Третье по значению место в системе муниц.правовых актов занимают НПА главы МО, главы Местной Администрации, иных органов МС и должностных лиц МС, предусмотренных уставом МО.

Согласно части 2 статьи 43 ФЗ «об общих принципах орг-ции МС» (2003 года) устав МО и оформленные в виде Правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе) граждан, являются актами высшей силы в системе Муниц.Правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В отличие от Закона 1995 года, новый ФЗ «об общих принц орг-ции МС» содержит достаточно подробные правила в отношении порядка принятия, обнародования, вступления в силу, отмены и приостановления действия Муниципальных правовых актов.

21. Понятие территориальных основ местного самоуправления. Границы муниципального образования: их установление и изменени е.

Терр.основы МС – это институт Муниципального права, закрепляющий и регулирующий территориальную орг-цию МС: формирование и состав территории МО, границы территории МО – порядок их установления и изменения.

Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса МО, поскольку МС осуществляется только в его террит.границах.

Согласно статье 131 Конституции РФ, Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Конституционные положения о территориях МО развиваются в действующем законодательстве.

ФЗ «о МС» (2003 года) существенно отличается от Закона 1995 года. Он координально меняет местную организацию МС.

Во-первых, закон содержит норму об осуществлении МС на всей территории РФ. Таким образом вся территория РФ должна быть «покрыта» МуницОбразованиями. Это существенно т.к.теоретически возможна модель территориальной орг-ции МС при которой в границе МО включаются НП с небольшой прилегающей территорией, а вся остальная территория остается под управлением органов гос.власти.

Во-вторых, в зав-ти от территориальной орг-ции Закон закрепляет 5 видов МО – городское поселение, сельское поселение, муниц.районы, городской округ, внутригородская территория города Федерального значения.

В-третьих, новый Закон закрепляет двухзвенную территориальную орг-цию МС. Первое нижнее звено – это городские и сельские поселения, верхнее звено – муниципальные районы. Исходя из этого одним из главных признаков отличающих поселение от района явл-ся состав территории: территории НП, а муниципальные районы – территории поселений, являющихся МО.

Законодательно новеллой явл-ся возможность создание городского округа. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района. При этом наделение гор.поселения статусом городского округа статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры необходимой для самостоятельного решения органами МС вопросов Местного значения и исполнения ими отдельных переданных гос.полномочий.

Городские округа – административные центры субъектов РФ, города наукограды и закрытые административно территориальные образования.

Надо отметить, что ФЗ 1995 года «об общ принципах орг-ции МС в РФ» отнес в свое время определение порядка образования и преобразования МО, установления и изменения их границ в основном к компетенции субъектов Федерации.

Сегодня принципы территориальной орг-ции МС по сути в полном объеме опр-ся на Федеральном уровне.

Установление и изменение границ МО относятся к полномочиям органов Гос.власти субъектов РФ. При этом надо обязательно учитывать мнение населения МО.

Инициатором изменения границ МО могут быть: 1) население МО, 2) органы МС, 3) органы гос.власти субъектов РФ, 4) Федеральные органы гос.власти.

Границы территории МО устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с частью 1, статьи 11 ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ.

Изменение границ Муниц.Районов влекущее отнесение территорий отдельных в их состав поселений и/или НП к территориям других Муниц.районов осуществляется с согласия населения данных поселений и/или НП выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих Муниц.районов.

Изменение границ поселений влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав НП к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных НП выраженного путем голосования по вопросу изменения границ, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений

Закон субъекта РФ об изменении границ МО не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа МС, в период кампании МС.

 

22. Виды муниципальных образований.

Городское поселение – это город или поселок, в котором МС осуществляется населением непосредственно и/или через выборный и иные органы МС.

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских НП (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. сельских НП), в которых МС осуществляется населением непосредственно и/или через выборные органы и иные органы МС.

К поселениям относятся только Городские и Сельские поселения. Межселенная территория – это территория находящаяся вне границ поселения.

Муниципальные районы – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой МС осуществляется в целях решения вопросов местного значения Межпоселенческого характера населением непосредственно и/или через выборные и иные органы МС, которые могут осуществлять отдельные гос.полномочия, передаваемые органам МС, Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

Внутригородская территория города Федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Данная форма МО существует только в городах Федер.Значения – Мск, Питер. В отличие от других городов РФ сами данные два города не относятся к числу городских поселений (они имеют статус субъекта РФ).

 

24. Организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества.

1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

2. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

3. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.

4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

25. Сочетание прямой и представительной форм демократии в системе местного самоуправления.

 

23. Преобразование муниципальных образований.

1. Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

2. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.

(часть третья.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

8. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 настоящей статьи.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.