Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение чисел второго десятка






Изучение нумерации чисел в пределах 100 делится на два этапа: в первом классе изучают числа от 11 до 20, во втором - все числа в пределах 100. Такое деление в концентре " Сотня" обусловленно тем, что многие первоклассники умеют считать числа до 20. Но главная причина в том, что название слов числительных второго десятка отвечает одной закономерности (сначала называется количество единиц, а потом называется десяток - дцать), у записи чисел 11 - 20 прослеживается другая закономерность: сначала пишем цифру, которая помечает один десяток, а потом цифру единиц.

Сначала изучается устная нумерация, то есть ученики усваивают название чисел, а потом письменная. Для того, чтобы ученики хорошо усвоили тему, учитель должен широко использовать наглядность: счетные палочки, абаки, нумерационные полоски.

На первом этапе формируется понятие о десятке как счетной единице. Начинать можно из задания: " Белочка насобирала на зиму полную корзину грибов. (Например - 36 грибов.) Хочет их посчитать, но она может считать только до 10. Долго белочка думала, но смогла все же посчитать все грибы. Кто догадался, как она это сделала"?. Ученики, выходя к доске, предлагают свои способы. Наконец догадываются, что можно отсчитать сначала 10 грибов, потом - еще 10 и еще 10. Остается еще 6 грибов. Получили три кучки по 10 грибов и еще 6 грибов. Учитель знакомит детей с понятием десяток, объясняет, что грибов три десятка и еще 6 отдельно. Потом проводится работа со счетными палочками.Отсчитывая по десять палочек и завязывая их в связки, ученики узнают, что десять единиц образуют один десяток. Потом переходят к счету десятками: один десяток, два десятка., десять десятков. Такие упражнения подводят детей к выводу, что десятки можно считать как простые единицы.

Чтобы у учеников не сложилось представление, что только связки палочек можно называть десятками, учитель предлагает детям вспомнить, какие предметы считают десятками. В конце делается обобщающий вывод: любые десять предметов образуют десяток, а число десять имеет еще другое названидесяток.

На втором этапе учеников знакомят с образованием чисел от 11 до 20 (знакомым им способом: причислением к предыдущему числу единицы, и отчислением от следующего числа единицы), названием чисел. Причем, название чисел можно продемонстрировать на палочках: одну палочку(один) кладем на десять(дцять), проговорюємо: один-на-дцять и так далее. Ученики управляются в порядковом и обратном счете чисел в пределах 20, проводят операцию сравнения

На третьем этапе переходят к письменной нумерации чисел, обращая внимание на то, что очень важное значение имеет место, на котором мы записываем соответствующие цифры. Эта работа начинается со знакомого уже ученикам числа 10.

Беседу с учениками можно провести за такими вопросами: " Я называю число(например, число 8). Покажите, с помощью какой цифры мы можем записать это число", " Сколько нам нужно цифр, чтобы записать число 8"?, " Сколько нужно цифр, чтобы записать число 9? Покажите эту цифру"; " Покажите цифру, с помощью которой мы можем записать число 0"; " Сколько понадобитесь цифр, чтобы записать число 0"; " Какое число я показываю"?; " Покажите цифры, с помощью которых мы можем записать число 10"; " Сколько понадобитесь цифр, чтобы записать число 10"?. Делается вывод, что для записи чисел от одного до девяти и числа 0 нужно по одной цифре, а для записи числа 10 необходимо использовать две цифры.

Дальше работа проводится с нумерационными лентами.

Сколько кружочков изображено на ленте красного цвета? (10 - один десяток);

Сколько кружочков на ленте зеленого цвета(2 - две единицы)

Какое число получаем если к одному десятку прибавить две единицу? (12).

Покажите цифру, которая указывает на количество десятков в числе 12. Покажите цифру, которая указывает на количество единиц в числе 12.

 

Для записи числа 11 необходимо записать и количество единиц, и количество десятков, поэтому какие цифры нам нужно записать? Сколько цифр? (Учитель записывает на доске число 11 и поясняє, что цифра слева указывает на количество десятков, то есть один десяток, а цифра 1 дело - на количество единиц, то есть одна единица.) Ученики записывают число 11 и еще раз объясняют позиционное значение цифры 1. Аналогичная работа проводится с другими числами. Вводится понятие однозначные и двузначные числа.

На четвертом этапе учеников знакомят с понятиями разрядные единицы, разряд десятков, разряд единиц, а также с образованием чисел из десятка и единиц. Предлагаются такие упражнения с использованием абаков разных конструкций:

 

 

т из одного десятку и двух единиц. Запи покажите Покажіть на абаку число, яке складається з одного десятку і двох одиниць. Запишіть це число.

шите это число.

Покажите на абаке число 15. Сколько в этом числе десятков? Сколько единиц?

Покажите на абаке число, в котором в разряде единиц шесть разрядных единиц, а в разряде десятков одна разрядная единица. Запишите это число.

Запишите число 18 в виде суммы разрядных единиц(18 = 10 + 8).

Есть сумма разрядных единиц: 10 + 3. Какое число образует эта сумма? (10 + 3 = 13).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.