Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика изучения нумерации чисел первого десятка






Главными задачами при проработке темы " Нумерация чисел первого десятка" есть:

а) дать ученикам представления о натуральном числе как числе, которое используется при счете;

б) раскрыть понятие последовательности числа в пределах 10 и принципов ее построения;

Изучение чисел первого десятка проходит монографическим способом, то есть каждое число изучается отдельно, и вместе с тем связано с понятиями построения последовательности натуральных чисел в пределах данного числа. Можно выделить следующие этапы:

· а) образование каждого числа;

· б) запись числа с помощью цифры;

· в) сравнение числа, которое изучается, с предыдущими;

· г) место числа в последовательности натуральных чисел;

· д) состав числа.

На первом этапе очень важно показать ученикам, что слова-числительные можно заменить математическими символами – цифрами(1, 2, 3 и т.д.). Это позволяет познакомить учеников с натуральным рядом чисел.

Для усвоения закономерности построения натурального ряда чисел(каждое число в натуральном ряду больше предыдущего и меньше следующего на 1), при изучении каждого нового числа учитель проводит однотипные упражнения. Например, при изучении числа в промежутке 1- 6 проводится серия таких упражнений:

5.Положите в строку три круга. Найдите карточку с цифрой, которая обозначает число три и положить ее рядом с кругами. Ниже положите треугольников столько, сколько кругов. Придвиньте еще один треугольник. Сколько стало теперь треугольников? Как мы получили четыре треугольника? Каких фигур больше: треугольников или кругов? На сколько больше? В строку с треугольниками положить карточку с цифрой, которая обозначает число четыре. Какое число больше четырех или три? На сколько больше?

6.Положите ниже квадратов столько, сколько треугольников. Сколько у вас есть квадратов? Что необходимо сделать, чтобы квадратов стало больше на 1, чем треугольников? Сколько стало теперь квадратов? Положите рядом с квадратами карточку с цифрой, которая обозначает число пять.

7.Как можно получить из числа три число четыре? Из числа четыре - число пять.

8.Какое из двух чисел можно назвать следующим: три или четыре? Четыре или пять? Как получить из числа 3 следующее число, и которое это число? Как получить из числа 4 следующее число, и которое это число? Какое из двух чисел можно назвать предыдущим: два или три? Четыре или пять? Как получить из числа пять предыдущее число, и которое это число? Какое число будет больше числа четыре на 1? Какое число будет меньше числа четыре на 1? Названию " соседей" числа 4.

9.Какие числа мы изучали на предыдущих уроках? (1, 2, 3, 4, 5). Какое число при счете мы называем после пяти? Как можно назвать число шесть по отношению к пяти? Как можно получить следующее число из предыдущего? Как можно получить число шесть из числа пять? Положіть в строку пять прямоугольников красного цвета. Что необходимо сделать, чтобы прямоугольников стали шесть? Присуньте один прямоугольник синего цвета. Под прямоугольниками красного цвета положіть карточку с цифрой, которая помечает число пять, а под прямоугольником синего цвета карточку с цифрой, которая помечает число один. Покажите карточку с цифрой, которая помечает число, которое указывает на общее количество прямоугольников. Назовите это число. Как получить из числа пять число шесть? Сложите из карточек с числами пример, который показывает, как из числа пять образовать число шесть.

10.За каким числом следует число шесть? Как образовать из числа шесть число пять? На сколько число шесть больше, чем число пять? На сколько число пять меньше, чем число шесть? Назови все числа, которые при счете называют раньше, чем число шесть. Названия все числа, которые меньше чисел шесть?

11.Какой знак можно поставить между числами 2 и 3? 2 и5? 4 и6? 6 и5? 6 и1?

Проводя упражнения на сравнение чисел, необходимо подвести учеников до двух правил, которые опираются на порядковую и количественную теорию чисел,:

а)число 6 больше при числе 1, 2, 3, 4, 5 потому, что при счете его называют последним в данном ряду чисел;

б)число 6 больше при числе 1, 2, 3, 4, 5 потому, что оно помечает большее количество предметов.

 

Образование обратной последовательности чисел опирается на операцию отчисления по единице. У детей шестилетнего возраста такая операция вызывает некоторые трудности. Если не показать ученикам практическую значимость такой операции, то цепочка слов числительных: 10, 9, 8., 1 усваивается формально. Поэтому полезные, например, упражнения такого содержания:

 

 

На доске шесть домов. В процессе счета им присваиваются соответствующие номера. Почтальону необходимо доставить письмо в дом №4. Как это сделать быстрее, если он стоит у последнего дома? Вернуться к дому №1 и считать последовательно от одного до четырех, или начинать с дома №6 и отчислять дома в обратном порядке? Почему второй способ более рационален?

После обучения учеников записывать число с помощью цифры, изучается его состав сначала с помощью наглядности.

 

 


6 = 5 + 1 6 = 4 + 2

 

6 = 3 + 3 6 = 2 + 4

 

 
 


6 = 1 + 5

На следующем этапе ученики составляют таблицу состава числа и изучают ее наизусть. Для закрепления таблицы предлагаются разнообразные упражнения в игровой форме. Например, в форме сказки:

" Число 6 построило собе домик, и поселилось на самом верхнем этаже. Одиноко ему стало жить одному. Решило число 6 заселить весь домик, на каждом этаже которого по две квартиры. Но не любые числа могут стать соседями, а только те, которые вместе складывают число 6. Долго рассуждало число, как это сделать. Наконец, часть чисел оно оселило на этажах. Как же подобрать к ним соседей? Помогите числу 6".

 

 

Нумерация в концентре " Десяток" заканчивается темой " Число и цифра 0". Работа учителя должна подвести учеников к выводу, что числом 0 помечают отсутствие предметов#00в множестве, то есть являются характеристикой пустого множества. Прием изучения связан из установления соответствия между фигурой числа, числом, которое помечает количество предметов, и цифрой:

 

 


 

4 3 2 1 0

 

Методика изучения нумерации чисел в концентре " Сотня"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.