Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И соответствующие виды государственных аттестационных испытаний






Требования к профессиональной подготовленности выпускника

защита ВКР

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуально­сти, субъекте жизнедеятельности

владеет системой знаний об образователь­ных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний готов разрабатывать развивающие и кор-

ностеи личности

способен к использованию исторического опыта в практической исихолого-педагогической деятельности

Вид аттестационного испытания
Примеча­ние

 

проводить психологическую диагностику

различного профиля

и необходимую психолого-пед. коррекцию

психологическое ооеспеченис ооразова-телыюго процесса, личностное и социаль­ное развитие личности

умение организовывать деятельность обра­зовательного учреждения, способствовать гармонизации его социаль­ной сферы

формиро

способствовать социализации и ванию общей культуры личности

осуществлять меры по формированию пси­хологической культуры обучающихся, пед. работников и родителей

Основные учебные модули вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене

Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 031000 «Педагогика и психология», предъявляемым к профессиональной подготовленности специа­листа - педагога-психолога, считаем целесообразным выделение трех основных учебных модулей (ОУМ):

• теоретико-методологического;

• историко-аналитического;

• практико-ориентированного.


8

1 - Теоретико-методологический учебный модуль содержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологи­ческих основ необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний:

1. Введение в психолого-педагогическую деятельность.

2. Основы общей психологии.

3. Общие основы педагогики.

4. Методология и методы психолого-педагогических исследований.

5. Психолого-педагогическая антропология.

6. Возрастная психология.

7. Педагогическая психология.

8. Социальная психология.

9. Основы психологии семьи и семейного консультирования.

10. Социальная педагогика.

11. Теория и методика воспитания.

12. Теория обучения.

13. Психология личности.

34. Управление образовательными системами.

Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Спе­циалист:

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, инди­видуальности, субъекте жизнедеятельности;

владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний;

выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекцион-ные программы с учетом особенностей личности;

готов к осознанному выбору и освоению образовательных программ;

готов проводить психологическую диагностику различного профиля и не­обходимую психолого-педагогическую коррекцию;

готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и соци­альное развитие личности.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требо­ваниям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам про­фессиональной деятельности:

• коррекционно-развивающей;

• преподавательской;

• научно-методической;

• социально-педагогической;

• воспитате льн ой.

Теоретико-методологический модуль состоит из трех элементов: методо­логического, психологического и педагогического, в соответствии с которыми


сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен. Соответствие вопросов по дисциплинам 3-м элементам теоретико-методологического модуля представлено в таблице:

модуля

1. Методо­логический
Основы общей психологии

Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операция мышления.

Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении. Основные закономерности развития высших психических функ­ций.

Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития

Общие основы педагогики

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориаль­ный аппарат.

Сущность, закономерность и принцип целостного педагогиче­ского образования.

Образование как социокультурный феномен, ценностные при­оритеты образования. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность,

Структура, динамика, движущие силы и противоречия..

Содержание общего образования. Государственный образова­тельный стандарт

Методология и методы психо-логе-педагоги-ческих иссле­дований

Характеристика методов психолого-педагогических исследова­ний. Основные методологические проблемы психологии на совре-

менном этапе.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Характеристика методов психолого-педагогической диагности­ки.

Методология, методы и логика педагогического исследования Педагогика как наука, ее объект,, предмет, задачи, категориаль­ный аппарат

1сихолого-педагогичес-кая антропо­логия
2. психо­логический

Психолого-педагогическая антропология. Антропологический подход в педагогике и психологии

Введение в психолого-иедагогичес кую деятель­ность

Психологическая структура личности педагога.

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Возрастная психология

Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его

возникновения.

Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон)

Педагогиче­ская психоло­гия

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Социальная психология

Социализация как социальное психолого-педагогическое яв­ление


10

 

 

 

 

 

  Основы пси­хологии семьи и семейного консультиро­вания Семья как фактор социализации личности и семейное воспита­ние
3. педаго­гический I Социальная педагогика Социальная педагогикакак отрасль педагогического знания. Социально-педагогическая виктимология. Факторы социализации личности ребенка. Социализация как социальное психолого-педашгическое яв­ление
Теория и ме­тодика воспи­тания Понятия воспитательная система и воспитательное пространство. Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе
Теория обуче­ния Образование как социокультурный феномен, ценностные при­оритеты образования. Закономерности и принципы обучения. Система методов обучения в школе. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального иближайшего развития
Психология личности Психологическая структура личности педагога
Управление образователь­ными систе­мами Школа как педагогическая система и объект научного управ­ления

Таким образом, перечень вопросов дисциплин первого учебного модуля включает в себя:

1. Понятие эго-идентичности (Э.Эриксон).

2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

3. Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции
мышления.

4. Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.

5. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.

6. Основные закономерности развития высших психических функций.

7. Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникнове­
ния.

8. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.

9. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат.
Ю.Школа как педагогическая система и объект научного управления.

11.Социальная педагогика как отрасль педагогического знания.

12.Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образо­вания.

13.Образование как социокультурный феномен, ценностные приоритеты обра­зования.

Н.Понятия воспитательная система и воспитательное пространство.

15.Социально-педагогическая виктимология.

16.0бучение в целостном педагогическом процессе: сущность, структура, ди­намика, движущие силы и противоречия.


17.Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе. 18.Содержание общего образования. Государственный образовательный стандарт. 19.Методология, методы и логика педагогического исследования. 20.Закономерности и принципы обучения. 21.Система методов обучения в школе. 22.Факторы социализации личности ребенка.

23.Характеристика методов психолого-педагогической диагностики. 24.Психолого-педагогическая антропология. 25.Психологическая структура личности педагога. 26.Психологическая характеристика педагогической деятельности. 27.Характеристика методов психолого-педагогических исследований. 28.Антропологический подход в педагогике и психологии. 29.Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайше­го развития. 30.Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.

2 - Историко-аналитический модуль включает комплекс дисциплин, направ­ленных на приобретение будущим специалистом аналитических навыков изу­чения концептуальных основ психолого-педагогических теорий и взглядов, формирование способности к использованию исторического опыта в практиче­ской психолого-педагогической деятельности, а также освоение необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний о предмете психологии и его развитии:

Дисциплины ГОС ВПО, составляющие основу содержания историко-аналитаческого учебного модуля:

1. Основы общей психологии.

2. Общие основы педагогики.

3. История образования и педагогической мысли.

4. Возрастная психология.

5. История психологии.

6. Социальная психология.

7. Теория и методика воспитания.

8. Теория обучения.

9. Психология личности.

Освоение содержания дисциплин историко-акалитического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Педагог-психолог:

• способен к использованию исторического опыта в практической психолого-
педагогической деятельности;

• готов к профессиональной деятельности, направленной на психологическое
обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие
личности;

• способствовать социализации и формированию общей культуры личности;


12

• владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индиви­
дуальности, субъекте жизнедеятельности

• владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, раз­
витии и механизмах передачи знаний

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требова­ниям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профес­сиональной деятельности:

• преподавательской;

• научно-методической;

• культурно-просветительской.

Историко-аналитический модуль состоит из двух элементов: историческое развитие научно-психологаческого знания, эволюция психолого-педагоги­ческих концепций, в соответствии с которыми сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен.

Вопросы

Вопросы по элементам историко-аналитического модуля представлены в следующей таблице: [Элементы! Дисциплины i м одуля

исто­рическое развитие научно-психоло­гического знания
Основыоб­щей психо­логии

Предмет психологии и основные этапы его становления. Общая характеристика теории деятельности А.Н-Леонтьева. Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение (А.В. Запорожец, А.А. Венгер).

Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей дея­тельности.

Теории кризисов психическою развития в отечественной и зару­бежной психологин (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин, Э. Эриксон).

Теория отношений В.Н. Мясищева. Основные теории развития в педагогике и психологии

Психологая личности

Условия и предпосылки психического развития. Человек как социальная единица и уникальная личность

Социальная психология

Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадиг­мы социальной психологии

2.эволго-
История об-
дия пси- раз ования и

Дидактика А. Дистервега. Педагогические взгляды Я.А. Коменского.

холого-недагоги-ческих концеп­ций
педагогичес­кой мысли

Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо.

Педагогическая теория И.Г. Песталоцци.

Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта.

Педагогические идеи Л.Н. Толстого,

Педагогическое наследие П.П. Блонского.

Педагогическое наследие СТ. Шацкого.

Общая характеристика психолого-педагогических взглядов

П.Ф. Каптерева.

Педагогические идеи В.Л. Сухомлинского.

Педагогическая система А.С. Макаренко


Возрастная психология

Общая характеристика теории Ж. Пиаже.

Теории кризисов психического развития в отечественной и зару­бежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон).

Психоаналитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон)

История психологии

Классический психоанализ. Общая характеристика теории Ж. Пиаже. Американская гуманистическая психология (К. Роджерс и др.) Психологические взгляды С.Л. Рубинштейна. Психо-аналитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон).

Теории кризисов психического развития в отечественной и зару­бежной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон)

Общие осно­вы педагоги­ки

Кризис образования в современном мире и особенности его про­явления в России,

Приоритетные направления развития педагогической науки в современные условиях. Научная доктрина и модернизация образования

Теория и ме­тодика вос­питания

Педагогическая система А.С. Макаренко. Педагогические адеи В.А. Сухомлинского.

Педагогическое наследие СТ. Шацкого. Гуманистические концепции воспитания

Теория обу­чения

Дидактика А. Дистервега. Педагогические взгляды Я.А. Коменского

Перечень вопросов обоих элементов второго, исторкко-аналитического, учебного модуля включает в себя следующие:

1. Предмет психологии и основные этапы его становления.

2. Предметы и задачи социальной психологии. Основные парадигмы социаль­
ной психологии.

3. Классический психоанализ.

4. Условия и предпосылки психического развития.

5. Американская гуманистическая психология (К. Роджерс и др.).

6. Психологаческие взгляды С.Л. Рубинштейна.

7. Общая характеристика теории Ж. Пиаже.

8. Человек как социальная единица и уникальная личность.

9. Общая характеристика теории деятельности А, Н. Леонтьева.
Ю.Восприятие и ощущение (общая характеристика). Восприятие и обучение

(А.В. Запорожец, А.А. Венгер).

11.Психическое развитие и деятельность. Понятие ведущей деятельности.

И.Теории кризисов психического развития в отечественной и зарубежной пси­хологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Е. Элькокин, Э. Эриксон).

П.Теория отношений В.Н. Мясищева.

14.Педагогическая система А.С. Макаренко.

15.Кризис образования в современном мире и особенности его проявления r России.

16, Дидактика А. Дистервега.


14

17.Приоритетные направления развития педагогической науки в современных

условиях.

18.Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо. 19, Педагогические идеи Л.Н. Толстого. 20.Педагогические взгляды ЯЛ. Коменского. 21.Педагогическая теория И.Г. Песталоцци. 22.Педагогическое наследие П.П. Блонского. 23.Педагогические идеи В.А. Сухомлинского. 24.Научная доктрина и модернизация образования. 25.Педагогическое наследие СТ. Шацкого. 26.Основные теории развития в педагогике и психологии. 27.Психо-авалитический подход к развитию ребенка (3. Фрейд, Э. Эриксон). 28.Педагогические и психологические взгляды И. Гербарта. 29.0бщая характеристика психолого-педагогических взглядов П.Ф. Каптерева. 30. Гуманистические концепции воспитания.

ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам профессиональ­ной деятельности:

3 - Практико-ориентированный учебный модуль включает комплекс дисцип­лин, направленных на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых педагогу -психолог1/ в профессиональной деятельности:

1. Управление образовательными системами.

2. Психолого-педагогический практикум.

3. Возрастная психология.

4. Педагогическая психология.

5. Социальная психология.

6. Психодиагностика.

7. Психологическое консультирование.

8. Психолого-педагогическая коррекция.

9. Психотерапия.

] О.Основы психологии семьи и семейного консультирования.

11.Методы активного социально-психологического обучения.

12.Психологическая служба в образовательном учреждении.

13.Конфликтология.

14. Социальная педагогика.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требова­ниям ГОС

• преподавательской;

• социально-педагогической;

• воспитательной;

• культурно-просветительской;

• управленческой.

Освоение содержания дисциплин практико-ориентированного модуля позво­ляет выпускнику получить необходимый объем знаний и умений, соответст-


вуютий уровню предъявляемых требований к его практической готовности для работы в образовательных учреждениях различного типа. Педагог-психолог:

• способен к использованию исторического опыта в практической психолого-
педагогической деятельности;

• готов проводить психологическую диагностику различного профиля и необ­
ходимую психолого-педагогическую коррекцию;

• готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на
психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и со­
циальное развитие личности;

• организовывать деятельность образовательного процесса, способствовать
гармонизации его социальной сферы;

• способствовать социализации и формированию общей культуры личности.

Практико-ориентированный модуль включает в себя 3 элемента: возрас­тные характеристики развития личности, педагогические коммуникации, прак­тическая психология в соответствии с которыми сгруппированы вопросы дан­ного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен.

Вопросы

Вопросы по элементам практико-ориентированного модуля представлены в следующей таблице:

Днсциплины

Элементы модуля

Возрастная Психология
1.возрас­тные ха­рактерис­тики раз­вития личности

Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.

Психолого-педагогическая характеристика раннего (преддошко-льяого) возраста.

Психолого-педагогическая характериешка дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика подросткового воз­раста,

Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста Психолого-псдагогичсская характеристика зрелости. Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста

Псдагогичес кая психоло­гия

Психологическая поддержка образовательного процесса. Проблема психологического здоровья личности

Психологи­ческая служба о об-разователь ном учреж­дении

Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере

образования.

Психологическая поддержка образовательного процесса.

Психолого-педагогическая проблема коммуникация.

Проблема психологического здоровья личности

Социальная психология
2. педаго­гические коммуника­ции

Психологическая характеристика малых групп; Социально-психологическая структура коллектива. Психолого-педагогическая проблема коммуникации.


16

Основы пси­хологии се­мьи и се­мейного консульти­рования

Типы детско-родительских отношений.

Особенности консультирования по вопросам супружеских и дет-

ско-родительских отношений

Методы ак­тивного со-циально-псйхологи-ческого обу­чения

Психолого-педагогическая проблема коммуникации. Педагогические технолоши: сущность, виды, тенденции развития

Конфликто­логия

Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешепия конфликтов в педагогическом процессе

Социальная педагогика

Социальное воспитание в современной России. Воспитание в контексте микрофакторов социализации. Деструктивные процессы и явления в современной социокуль­турной ситуации, дисоциалыюе воспитание

Управление образователь ными систе­мами

Социально-психологическая структура коллектива. Диагностика психолого-педагогическрй готовности ребенка к школе

Психодиаг­ностика
. практи-ческая пс ихология

Цели и основные понятия психодиагностики. Методы психодиагностического исследования. Проективные методы исследования. Общая характеристика. Проблема валидности и надежности психодиагностических ме­тодик.

Диагностика исихолого-педагопгсеской готовности ребенка к школе

Психологи­ческое кон-I сультирова1 пие

Сравнительные особенности i-рупповых и индивидуальных форм психологического консультирования. Основные психотерапевтические подходы и технологии. Проблема психологического здоровья личности

Психолого-педагогиче­ская коррек­ция

Психолого-педагогическис задачей коррекции девиантного пове­дения

i 1СЙХОЛОГО- педагогиче-скйй прак­тикум

Методы психодиагностического исследования.

Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к

школе

Психотера­пия

Основные психотерапевтические подходы и технологии

Общий перечень вопросов практико-ориентированного учебного модуля:

1. Сравнительные особенности 'Групповых и индивидуальных форм психоло­
гического консультирования.

2. Цели и основные понятия психодиагностики.

3. Методы психодиагностического исследования.

4. Психологическая характеристика малых групп.

5. Проективные методы исследования. Общая характеристика.


6. Проблема валидности и надежности психодиагностических методик.

7. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, вос­
приятия, воображения.

8. Общая характеристика методов социальной психологии. Их применение в
работе школьного психолога.

9. Типы детско-родительских отношений.

10.Особенности консультирования по вопросам супружеских и детско-родительских отношений.

11.Воспитание в контексте микрофакторов социализации. 12.Педагогические технологии: сущность, виды, тенденции развития. 13.Деструктивные процессы и-явления в современной социокультурной ситуа­ции, дисоциальное воспитание.

14.Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

15.Социальное воспитание в современной России. ] 6.Диагностика психолого-педагогической готовности ребенка к школе. П.Психолого-педатогическая характеристика раннего (преддошкольного) воз­раста.

18.Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста. 19.Психолого-педагогмческая характеристика младшего школьного возраста. 20.Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 21.Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста 22.Психолого-педагогическая характеристика зрелости. 23.Психолого-педагогическая характеристика позднего возраста. 24.Осповные направления деятельности педагога-психолога в сфере образо­вания. 25.Психолого-педагогические задачи коррекции дсвиаптнбго поведения.

26.Психологическая поддержка образовательнлго процесса

 

27.Проблема психологаческого здоровья личности. 28.Социально-психологическая структура коллектива. 29.Психо лого-педагогическая проблема коммуникации. 30.Основные психотерапевтические подходы и технологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.