Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система органов государственной власти в РФ: понятие, виды, нормативное регулирование, основные функции






Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ осуществляет свою власть. Важнейшая черта государственного органа то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют властный характер. Государственные органы в пределах своих прав принимают решения по вопросам, отнесенных к их ведению, издают правовые акты, обязательные для исполнения, осуществляют меры во исполнение принятых решений. Реализация полномочий в необходимых случаях обеспечивается государственным принуждением.

Властные полномочия государственных органов реализуются в рамках их компетенции и закрепленные нормативными правовыми актами.

Т. о. государственный орган – это часть госаппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Государственные органы РФ образуют единую систему. В нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов.

Государственные органы могут классифицироваться (различаться) по различным критериям (основаниям):

По порядку формирования (избираемые – назначаемые);

По способу принятия решения (единоличные – коллегиальные);

По территориальности органы государственной власти делятся на федеральные и органы субъектов РФ

Наибольшее значение выделение видов государственных органов в соответствии с конституционным принципом разделения властей на (законодательную, исполнительную, судебную).

Согласно ч.1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Россииосуществляют:

а) Президент РФ

Его статус определен гл. 4 Конституции РФ. Он глава государства. Гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ.

Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент избирается на 6 лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он не может занимать должность более 2-х сроков подряд.

Президент не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Большое влияние имеет на все ветви власти, особенно на исполнительную, имея весомые полномочия по воздействию на нее.

б) Федеральное Собрание

Парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. Ф.С. состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Это постоянно действующий орган. Палаты заседают раздельно. Могут совместно собираться для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Ф.С. регламентируется гл.5 Конституции РФ законами: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ», «О выборах Государственной Думы Федерального собрания РФ» а также своими регламентами палат.

В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один избирается от Белгородской областной думы, 2-й от губернатора области с согласия областной думы. Сенаторы назначаются (избираются) на период полномочия органа его назначившего (избравшего).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Палаты из своего состава избирают председателя, заместителей, образуют комитеты и комиссии.

Вопросы (функции) палат в соответствии с Конституцией РФ, отнесенные к их полномочиям. Законы РФ принимаются Государственной Думой.

Порядок принятия законов.

Законопроект вносится установленными субъектами законодательной инициативы (ст. 104) в соответствующие комитеты и комиссии, после их рассмотрения они проходят этапы рассмотрения:

ГД СФ Президент (подписывает и обнародует)

Федеральные законы принимается Госдумой большинством, а Федеральный конституционный закон не менее 2/3 голосов (в3х - чтениях, исключение бюджет в 4-х); СФ одобряет ФЗ более половиной членов этой палаты, ФКЗ не менее 3/4 голосов членов палаты. После чего на подпись Президенту РФ. СФ и Президент РФ право вето на законы, исключение ФКЗ.

Право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ).

в) Исполнительная власть

Осуществляет Правительство РФ. Регламентируется гл.6 Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ».

Это коллегиальный орган, состоящий из Председателя назначаемого (и снимаемого) с согласия ГД по представлению Президента РФ, заместителей и федеральных министров (по штату). Основная функция-исполнение законов, указов Президента. Издает постановления и распоряжения

г) Судебная власть

Осуществляет правосудие профессиональными судьями, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть устанавливается (регламентируется) гл. 7 Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе в РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Верховном Суде РФ» «О Высшем Арбитражном Суде РФ», ФЗ «О мировых судьях» процессуальным законодательством (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ). Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ.

Судебная система (власть)

 

Конституционный Суд РФ (19 судей) -разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ф. з, н. а. Президента и Ф.С; н. а. субъектов РФ относящихся к ведению РФ и совместному ведению; договоров органов власти РФ и ее субъектов; не вступивших в силу международных договоров РФ); -разрешает споры о компетенции (между органами власти РФ, субъектов РФ); -по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного и подлежащего применению в конкретном деле; -дает толкование Конституции РФ Так называемые суды общей юрисдикции Суды по экономическим спорам между юридическими лицами и гражданами предпринимателями.  
Верховный Суд РФ (состав: Пленум ВС, Президиум ВС, коллегии – кассационной, по гражданским, уголовным делам, военной) Высший Арбитражный Суд РФ (состав: Пленум ВАС, Президиум ВАС, две судебные коллегии)  
Белгородский областной суд (суды субъектов) Окружные Арбитражные суды (арбитражные кассационные суды 10)  
Районные суды Арбитражные апелляционные суды  
Арбитражный суд Белгородской области (суды субъектов РФ)  
Мировые судьи (суды субъектов РФ)  

Судьи Конституционного Суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одной ветви властей, составляют органы прокуратуры.

Это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору (ст. 129). Генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основная их функция осуществление надзора за законностью. В систему прокуратуры РФ входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов входят и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие рода функции, определяемые органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы (например, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности и др.).

Восьмая глава Конституции посвящена местному самоуправлению.

Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит.

Касаясь адвокатуры, это профессиональное сообщество адвокатов не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Адвокатская деятельность это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими в установленном порядке статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям), в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.