Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИНЦИПЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ.




Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В соответствии с Основным Законом государства в состав Российской Федерации входит 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).

В Конституции заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение в Российской Федерации. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства.

В России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:

– смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;

– асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

– неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);

– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

– дотационность большинства субъектов федерации, а, следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;

– провинциальный централизм, т.е. воспроизводство (в ухудшенном варианте) на региональном уровне существующих отношений центр - регионы;

– авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;



– неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.

Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения системы правления. Это связано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 160 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства

В настоящее время реальный российский федерализм представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большая передача властных функций и средств для их выполнения из Центра в регионы вместе с ответственностью за реализацию функций и использование средств.

 

20. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.



Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Когда говорят о демократическом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах.

Демократизации процесса, связанного с провозглашением и защитой прав человека, в значительной степени содействовало принятие ряда международных документов относительно закрепления, правовой регламентации и разработки механизма международной защиты прав человека в государствах, которые подписали соответствующие международные документы.

Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:

- гражданские права и свободы..

- политические права и свободы.

- экономические, социальные и культурные права и свободы

Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.

Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

Еще один важнейший принцип демократии - признание неотъемлемого права народа на выбор своей судьбы и формы государства, на народовластие.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения.

Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

 

 

21. АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.

При недемократическом режиме происходит сосредоточение всей Государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Власть отправляется грубыми насильственными методами, часто неэкономическими принципами. Недемократический режим, в свою очередь, делится на:

- деспотический;

- тиранический;

- олигархический (лат. oligarchic—власть немногих, господство неболь­шой группы эксплуататоров);

- аристократический (предоставление широких прав и свобод рабо­владельцам и лишение всех прав рабов; лат. aristokratia—власть лучших, в смысле «знати»);

- авторитарный (лат. auforitas -устанавливающий режим личной вла­сти; способ публично-властного, государственного управления общест­венными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показы­вающие реакцию общества на управление, блокируются и не восприни­маются организацией власти);

- тоталитарный (наличие одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, поли­тической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем на­рода; это, например, фашистские государства, социалистические госу­дарства периода «культа личности»);

- фашистский (характеризуется националистической идеологией, пред­ставлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью).

Антидемократический режим имеет следующие признаки:

1. соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим .

2. характеризуется полным ( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

3. свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д. ).

4. личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких - либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

5. реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

6. характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно - бюрократического аппарата, военно - промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

7. антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

8. антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

 

22.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Функции государства- это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Используется метод классификаций при изучении непосредственно функций государства. Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы, но самым различным критериям, например:

По времени действия функции делятся на:

постоянные(осуществляемые государством на всех этапах его существования);

временные(появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения).

По сферам политической направленности(внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на:

внутренние(представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества);

внешние(деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами). Например: оборона страны, функции интеграции « мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на (это относится к разделу внутренних функций):

· экономические (координация экономических процессов с помощью кредитной и налоговой политики);

· политические (обеспечение политической стабильности, выработка политического курса);

· социальные (удовлетворение потребностей людей в жилье, работе и т.д.);

· правовая (обеспечение правопорядка);

· образовательная (обеспечение обязательного бесплатного среднего образования)

· культурно-воспитательная (формирование условий для удовлетворения культурных потребностей).

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

· охрана прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечение правопорядка и общественной безопасности;

· экономическая;

· социально-культурная;

· налогообложение и др.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести такие, как:

· обеспечение обороны и безопасности страны;

· интеграции в мировую экономику;

· поддержание мирового порядка;

· внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;

· борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

· сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности;

· участие в охране окружающей природной среды и др.

Основными формами осуществления функций государства являются:

· правовые, которые подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную;

· организационные (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая и организационно-регламентирующая).

Методами осуществления функций государства являются:

· убеждение;

· принуждение;

· поощрение и др.

 

 

23. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ МЕХАНИЗМА государства.

МЕХАНИЗМ ГОС-ВА И ЕГО СТРУКТУРАэто система гос-ных органов, призванных осуществлять государственную вл-ть, задачи и функции гос-ва. Мех гос есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой гос-во осуществляет вл-ть, проводит ту или иную политику. В юрид науке понятие мех гос и гос-ный аппарат обычно употреб как синонимы хотя существует т.зр. согласно кот под гос-ным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деят-ть и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие мех гос включ-ся наряду с гос-ным аппарато еще и гос-ные учреждения и организации, также (вооруж-е силы, милиция, исправит-е учреждения), опираясь на котор гос-й аппарат осуществляет свою деят-ть. Под структурой мех гос-ва поним его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь:

Государственные учреждения — это такие организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей, общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства. Государственные организации – это элементы с помощью которых непосредственно обеспечивается реализация функций отдельных органов. В большинстве своем организации осуществляют охранительную деятельность (налоговая полиция, милиция, вооруженные силы, органы безопасности).

Государственные служащие (чиновники) – обладают конкретными функциями в зависимости от должности. В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной власти- т. е. органы государственной власти в собственном смысле слова, основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) — исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т. е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал