Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексная помощь детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.






Современный этап функционирования системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России характеризуется диалектическим единством традиционного и инновационного. С одной стороны, необходимо сохранять ранее сложившуюся, зарекомендовавшую себя, десятилетиями совершенствовавшуюся, богатую опытом и традициями инфраструктуру - сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений дошкольного, общего среднего и полного, начального, среднего и высшего профессионального образования, а с другой - выстраивать принципиально новую систему психолого-педагогической помощи и поддержки, отвечающую актуальным потребностям обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогов и иных работников отраслей, связанных с медицинским, социальным обслуживанием детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Именно в этом контексте и определяются основные векторы развития и модернизация системы специального образования. В качестве приоритетных направлений совершенствования на современном этапе выступают:

· развертывание инфраструктуры ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

· образовательная интеграция и распространение опыта инклюзивного образования детей-инвалидов;

· создание учреждений комбинированного типа, позволяющих охватить образовательными услугами детей со сложной структурой дефекта, с сочетанными патологиями развития;

· расширение функций специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, использование ресурсов специальных коррекционных учреждений как методических центров по трансляции опыта обучения, воспитания, развития, реабилитации и оздоровления детей-инвалидов;

· модернизация содержания специального образования, определение стандарта в ракурсе социальных компетенций и самореализации выпускника;

· технологическая модернизация средств обучения на основе широкого внедрения информационных технологий (Н.Н. Малофеев, 2003).

Продуктивно интегрировать детей с разной тяжестью нарушений, эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него по интенсивности и продолжительности "долю" интеграции, создавать особую педагогическую атмосферу, пребывая в которой нормально развивающиеся дети учатся принимать и понимать детей с ограниченными возможностями здоровья, учатся не только помогать им, но и принимать как равных, - приоритетные психолого-педагогические задачи как этапы и направления деятельности специалистов служб сопровождения (Н.Н. Малофеев, 2003; Л.В. Лопатина, 1996; Л.М. Кобрина, 2003 и др.). Речь идет о необходимости обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья адекватным медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах. Успех в обучении ребенка-инвалида в общеобразовательной школе по месту жительства достижим лишь при условии организации в ней специализированной психолого-педагогической помощи силами квалифицированных специалистов [2].



Повышение качества и эффективности психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами интеллектуальной недостаточности - актуальная задача модернизации системы специального образования.

Дети с умеренной умственной отсталостью в дошкольном возрасте должны иметь возможность посещать дошкольные образовательные учреждения как минимум в режиме кратковременного пребывания. Обогащение структуры специального образования группами кратковременного пребывания позволило бы также включить в образовательный процесс детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, которые не могут посещать регулярно даже дошкольные учреждения компенсирующего типа (Б.В. Белявский, А.С. Госпорьян, М.А. Новикова, 2006).

В ряду важнейших задач оказания коррекционной, развивающей психолого-педагогической помощи детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью выделим следующие:



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал