Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экскурсия как форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.






Во вспомогательной школе большое внимание уделяется проведению учебных экскурсий. Прежде всего это обусловлено тем, что своеобразие познавательной деятельности учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Кроме того, в своем большинстве они обучаются в условиях школы-интерната или школы с продленным днем. И это не позволяет ученикам в должной мере ознакомиться с предметами и явлениями окружающей действительности. В результате представления и понятия у школьников бывают неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависимости оказываются им недоступными. Все это обусловливает необходимость специально организованного обучения учащихся в естественной или приближенной к естественной обстановке. Такой формой учебного процесса являются экскурсии.

Проведение предусмотренных программой экскурсий должно быть обязательным. Если место экскурсии находится недалеко от школы, на нее отводится один час учебного времени. Если же предметы или объекты изучения расположены далеко или в процессе экскурсии учащиеся должны вести длительные наблюдения, на экскурсию отводится последний урок и воспитательские часы.

Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса.

Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1-5 классах в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках развития речи. Основными задачами этих уроков являются коррекция познавательной деятельности школьников, развитие их мышления и речи. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии, истории, труду. Можно сказать, что эти занятия имеют пропедевтический или подготовительный характер.

Экскурсии для систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных предусматриваются 2-3 раза в сезон в зависимости от года обучения. Они проводятся во дворе школы, в ближайшем парке, сквере. На них отводится 1 час учебного времени.

Во время этих экскурсий школьники изучают такие явления природы, которые невозможно наблюдать в классе: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, весны. Они знакомятся с местными растениями (травами, цветами, кустами, деревьями), животными (бабочками, муравьями, жуками, птицами). Важно показать, как изменяется жизнь растений (набухание почек, появление листьев, цветов, листопад и т. д.) и поведение животных (зимняя спячка, перелет и т. д.) в разное время года. Большое воспитательное значение имеют наблюдения за сезонной работой взрослых в поле, саду, огороде.

Такие экскурсии расширяют представления учащихся об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Кроме этого, при изучении конкретных предметов и объектов окружающего мира проводятся тематические экскурсии.

Экскурсии в природу способствуют правильному экологическому воспитанию. Они полезны с точки зрения физического развития учеников, охраны их здоровья.

Экскурсии, связанные с трудовым обучением, организуются, как правило, в школьные трудовые мастерские (для младших классов), на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Целью этих экскурсий является наблюдение за организацией трудового процесса, за трудовой деятельностью взрослых. Одна из важных задач, стоящих перед их проведением, является профориентационная, направленная на подготовку учащихся к выбору профессии, на ознакомление их с предприятием, где они будут проходить практику, а в дальнейшем, возможно, и работать.

Время активной работы учащихся на экскурсии должно быть ограниченным, соответствовать их возрастным возможностям, чтобы не допустить переутомления. Каждую экскурсию необходимо завершить сбором материала, а потом обеспечить его сохранность.

Следует помнить, что только тщательно продуманная, заранее подготовленная экскурсия может быть эффективной, обогатит чувственный опыт учащихся интересными наблюдениями, будет способствовать лучшему усвоению ими знаний, развитию речи и мышления.

17. Современные требования к профессиональной деятельности учителя – олигофренопедагога.

Требования к учителю:

- уверенность

- внешний облик, манеры

- инициатива

- педагогический такт

- культура речи

- эмоциональный тон

- умение наблюдать за классом о отдельными учащимися

- темп ведения урока

· Конституцию Российской Федерации;

· законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;

· Конвенцию о правах ребёнка;

· основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для

решения типовых задач профессиональной деятельности;

· основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

· школьные программы и учебники;

· средства обучения и их дидактические возможности;

· требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

· санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

· государственный язык Российской Федерации – русский язык;

· свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.