Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7: Социально-психологические проблемы






управления. Менеджмент (18 ч.)

1. Предмет психологии управления и основные направления исследований.

2. Социотехнические системы интеграции человеческого и технического факторов.

3. Психологические аспекты деятельности руководителя.

4. Стили руководства.

5. Лидер и группа.

6. Авторитет руководителя и пути его достижения.

7. Внешние характеристики, самовыражение, этикет менеджера.

8. Нравственно – психологический портрет менеджера.

9. Элементы юмора, иронии в менеджменте.

10. Технологии диалога, дискуссии.

 

1. Предмет психологии управления и основные направления исследований.

В предмет изучения психологии управления органично входят традиционные социально – психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т. п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.

Психология управления, как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения решений важнейших проблем сферы управления.[16].

2. Социально психологические методы управления

В группу социально – психологических методов управления включаются: планирование социального развития коллектива, повышение производственной и творческой активности и инициативы членов коллектива, установление в коллективе благоприятного психологического климата, использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие заводских традиций и обычаев, учет индивидуально – психологических особенностей членов коллектива в управлении, изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности членов коллектива и учет их в управлении.[20].

3. Управленческий цикл.

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности.

Планирование. Эта функция представляет собой по существу процесс подготовки решений.

Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это, прежде всего, оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил.

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используется: а) стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное), б) создание у работников внутренних побуждений к труду. Главное здесь заинтересованность в труде, переживание чувства удовлетворения от деятельности.

Контроль. Эта функция состоит в подтверждении того, что всё идёт в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления.[23]

4. Лидер и группа.

Управление группой, её самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы обычно осуществляется через официально назначенных лиц – руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет руководителя. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело.

При всех условиях лидер в группе нужен. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителем.[13]

5. Стили руководства.

Эффективность труда руководителя во многом зависит от стиля его руководства.

Стиль руководства – это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем. Различают общий и индивидуальный стили руководства. Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Индивидуальный стиль управления зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей.

В зависимости от личных качеств различают три стиля руководства:

Автократический (директивный) стиль управления характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках.

Демократический (коллегиальный) стиль управления характеризуется тем, что руководитель – демократ действует как координатор управленческих задач, играет активную направляющую и вдохновляющую роль в коллективе.

Либеральный (разрешительный) стиль руководства характеризуется тем, что руководитель – либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненного.[25]

6. Авторитет руководителя и пути его достижения.

Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие должности.

Авторитет руководителя трудового коллектива имеет два источника: 1) личный, выражающийся в способностях руководителя к лидерскому влиянию; 2) общественный, выражающийся в обладании руководителем властью и должностным престижем. Авторитет предполагает добровольное, основанное на уважении и сознательности выполнение распоряжений руководителя подчиненными.[25]

 

 

7. Качества личности руководителя

Лица с высокой общей способностью к управленческой деятельности обычно менее консервативны; пластичны и свободны в поведении; более удовлетворены жизнью; терпимы и уживчивы; лучше ладят с людьми; естественны; склонны брать на себя ответственность за разрешение конфликтов и сложных ситуаций; свободны от шаблонов; благожелательны; прямолинейны; самоуверенны; реалистичны в суждениях; практичны; несколько жестки и черствы по отношению к окружающим; эмоционально стабильны; обладают высоким творческим потенциалом.[25]

8. Элементы юмора, иронии в менеджменте.

С точки зрения американской науки и культуры управленческого труда хорошему управляющему должно быть присуще чувство юмора. В США карикатура не рассматривается как насмешка. Чем популярнее человек, тем больше на него карикатур в газетах, в журналах. Подшутить над человеком не саркастически (что, безусловно, оскорбление), а по-дружески – это признак его популярности, дружелюбия, хорошего отношения к нему.[20]

9. Профессиональная этика руководителя.

На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе; его доступность, внимательность; умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность в обращении, точность и ответственное отношение к данному слову. Немаловажное значение имеют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступка должна соответствовать внутренним, нравственным убеждениям руководителя. Только при этом условии нормы служебного этикета смогут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.[25]

10. Культура речи. Правила общения с людьми.

Культура речи предполагает лингвистические умения и навыки(умение подобрать для выражения своих мыслей правильные и нужные слова и построить из них фразы, использование словесных формул вежливости (благодарю, извините и т. д.), оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики, стилистическую и орфоэпическую грамотность, богатый лексикон.

Правила общения с людьми:

1. Необходимо проявить интерес к людям, быть внимательным к ним

2. Нужно уметь давать указания своим подчиненным.

3. Нужно стараться запомнить имена подчиненных.

4. В служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства.

5. Нельзя высмеивать, осуждать людей.

6. Умение приветствовать людей также способствует авторитету руководителя.

7. Умение слушать является критерием коммуникабельности. [13, 20, 25]

 

Семинарские занятия

 

 

Занятие 1(8 ч.)

Тема: Социально-психологические проблемы управления.

1) Психология деятельности и личность руководителя.

2) Принятие решений – часть управленческого цикла.

3) Правила делового общения.

4) Этика руководителя.

Занятие 2(10 ч.)

Занятие проводится в форме тренингов, игр.

1. Тренинг» Язык жестов».

Отрабатываются методики приобретения навыков жестов, мимики и способы их понимания: ожидание, самоконтроль, защита, оценка, выражение лица, жесты, походки, пожатие рук. Проигрываются ситуации: клиент и профессионал, начальник и подчиненный, мужчина и женщина и др. Изучаются сигналы тела для типичных ситуаций беседы и переговоров. Проводится цикл танцевальной терапии.

2. Социометрические методы в познании межличностных отношений.

Занятие проводится в форме игр. Слушатели овладевают методом составления социометрических карточек и их анализа. Составляются карточки:»Типичный руководитель»,»Социально – психологический портрет группы» и др.[см.19, с.13]

3. Ситуационно – ролевая игра «Менеджер за работой».

Цель игры: отработка приемов делового общения. [см. 20, с. 42]

4. Игра «Невербальное общение менеджера «.

Цель: познакомить с репрезентативными (показательными) системами и соответствующими им знаками глаз. [ см. 20, с. 51]

5.Упражнение. Усвоение арсенала приемов установления психологического контакта с сослуживцами.

Дается задание: описать трудную ситуацию, в которой был установлен психологический контакт с сослуживцами. Анализируем факторы, которые были учтены при выборе соответствующего приема установления психологического контакта. Ролевое проигрывание ситуации. После обсуждения конкретных ситуаций обобщаются приемы установления психологического контакта с сослуживцами.

 

Контрольные вопросы, тесты и задания

для самостоятельной работы (16 ч.)

Вопросы:

1. Как соотносится стиль управления с психологической атмосферой в группе?

2. Как руководитель может оптимизировать мотивацию работника к труду?

3. Каковы условия взаимопонимания руководителя и подчиненного?

4. В чем сущность самокоррекции и самосозидания руководителя?

5. Типы руководителя и стиль руководства.

6. Принятие решений - часть управленческого цикла.

7. Свойства личности и деловые качества, необходимые менеджеру для

успешной деятельности.

8. Стратегическое планирование и его стадии.

9. Подбор и оценка персонала. Методы оценки.

10.Лидер и группа. Их взаимодействие.

11.Нравственно – психологические приемы менеджмента.

12.Этикет менеджера.

13.Правила делового общения.

14.Авторитет руководителя и его слагаемые.

15.Имидж и стадии его создания.

Тесты и задания:

1. Госпожа Иванова два года назад закончила обучение в МЭСИ и работает в Банке экономистом. Недавно она узнала о вакансии должности заместителя начальника отдела. Администрация ищет достойного кандидата среди своих сотрудников. Какие действия должна предпринять госпожа Иванова, чтобы продвинуться по cлужбе? [ см. 23, с. 108]

2. Руководитель рекламного отдела крупной торговой фирмы господин С. любит свою работу и свой просторный кабинет. В нем он часто принимает посетителей. Общаясь с ними, господин С. предпочитает оставаться за рабочим столом и предлагает гостю расположиться в мягком кресле напротив окна. Исключение делается только для начальства. Какие выводы можно сделать относительно господина С.? [см. 23, с.108]

3. Госпожа А. Открывает свое дело, и ей необходимо получить кредит в банке на решающую встречу она пришла вовремя с необходимыми документами, но в джинсах и кроссовках. Почему в кредите ей банк отказал? Объясните одну из причин. [см. 23, с. 109]

4. Два друга решили вложить деньги в предпринимательскую деятельность господина Х с целью извлечения прибыли. Вскоре один из друзей случайно узнал, что господин Х исчез с их деньгами. Неудачливый бизнесмен поспешил к другу и поделился с ним нерадостной новостью. Будучи внимательным человеком и хорошо зная своего друга, он был крайне удивлен невозмутимостью, с какой тот воспринял новость. Какие выводы мог сделать неудачливый бизнесмен? [ см. 23, с.109]

5. На государственном предприятии второй месяц задерживается выплата заработной платы. Руководитель предприятия находится в загранкомандировке, главный бухгалтер отдыхает в Европе. Какие известные Вам психологические состояния будут характерны для сотрудников этого предприятия? [см. 23, с.110]

6. Руководитель крупной транспортной фирмы отказался от услуг уважаемой консалтинговой организации, мотивировав отказ тем, что рекомендации годны только в качестве’’ оберточной бумаги для селедки’’. А он – руководитель, и сам знает, что и как делать со своей фирмой. Через год администрация пришла к выводу, что из-за плохой организации труда фирма понесла значительные убытки, которые во много раз превышают оплату труда квалифицированных специалистов. Однако руководитель опять отказался пригласить консультантов для эффективной организации труда. Сделайте выводы. [ см. 23, с. 110]

7. Тренинг уверенности.

Уверенность в себе для каждого менеджера имеет большое значение. Доказано, что человек, когда уверен в себе, действует решительно и целеустремленно. Неуверенность снижает продуктивность человеческой деятельности. Настоящее задание имеет целью настроить на вполне конкретное Поведение и определить поведение человека по его высказываниям.[см.10, с. 111]

8. Ситуационно – ролевая игра. К вам в гости пришли сослуживцы.

Можно ли просить их о помощи по хозяйству? Как правильно рассадить людей за стол? Как будете развлекать их? Как прощаться? [см. 10, с. 82]

9. Тест «Можете ли вы быть руководителем» [ см. 19, с.39]

10.Тест «Стиль руководства» [ см. 10, с. 108]

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376с.

2. Бородин И. Деловое общение глазами психолога// Управ. Персоналом. –1998 г. – с. 31-34.

3. Деловая беседа: типы ваших собеседников, ваша тактика ведения переговоров// Малый бизнес России. – 1995. – №1. – с. 19

4. Денисов В., Коваленко Г. Предприниматель становится руководителем корпорации: управленческо – психологические факторы трансформации // Рос. эконом. Журнал. – 1995. - №5/6. – с. 88-91.

5. Законы, которые необходимо знать менеджеру// Вопр. Управления. -1995. - №2. – с. 6-7.

6. Зигерт В., Ланг А. Руководитель без конфликтов: Сокр. пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 334 с.

7. Искусство находить хороших работников// Директор. – 1995. - №6. – с. 36-38.

8. Казанцева В.П., Коловская Л.В. Личность и успех: Библиогр. Указ. / КГТУ. Красноярск 1997. – 35 с.

9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. – М: - Прогресс. –1989

10.Ковалевич В. Т. Козлов А. А. Социально – психологические и экономические аспекты управления социально - производственными системами. – Красноярск. КрасГАСА, 1998. 116 с.

11.Комаров Е. И. «Какова у вас техника личной работы?»: (Тест для руководителей) // Управ. персоналом. – 1998. - №6. – с. 24-27.

12.Кузьмин И. Психотехнология и эффективный менеджмент. – Москва: Технологическая школа бизнеса, 1994. –190 с.

13.Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд.-М.: Просвещение. Владос, 1995. –576 с.

14.Принципы формирования коллектива фирмы// Вопр. управ.. – 1995. - №2. - с. 9.

15.Проверяю, оцениваю, принимаю меры.// Вопр. управ. – 1995. -№2. – с. 13.

16.Психология управления: курс лекций. Л.К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В. М. Николаенко; Отв. Ред. М. В. Удальцова. – М: Инфра – М; Новосибирск: Изд-во НГАЭЭиУ, 1997. 149с

17.Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организации и управления. – Воронеж: «Воронеж», 1995. – 196 с.

18.Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки «Менеджмент «. –М: Финансы и статистика, 1999.-191 с.

19.Сесмен Л., Дип С. Верный путь к успеху. 1600 советов менеджерам. – Минск: ООО «Попури» 1996. -382 c.

20.Сороковой А. Г. Социально – психологические основы руководства. Издательство «Экономика». Москва – 1971.

21.Социальная психология: Методическое указание для студентов заочного

факультета/ сост. Ковалевич В.Т., Носкова М. М., Зиборова С. В.; КрПИ.

Красноярск. – 52 с.

22.Социальная психология: тесты, задания и упражнения, часть 2/Под. ред. В. Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994. 76 с.

23.Социальная психология: Учебное пособие, часть 1 / Под ред. В. Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994. – 159с.

24.Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. – Минск. – «Амалфея», 1996.

25.Шипунов В. Г. Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. –2-е изд., перераб. И доп.–М.: Высш. шк., 1999.-304 с.

26.Яхонтова Е. С. Психология деловых отношений: Учебно – практическое пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1998. – 120 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.