Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарские занятия. Тема: «Механизмы возникновения и развития массовых социально – психологических явлений».






Занятие 1 (8ч.)

Тема: «Механизмы возникновения и развития массовых социально – психологических явлений».

1) Феномен «эмоциональной заразительности» в группе.

2) Социально – психологическая характеристика обычаев, норм.

3) Традиции как общественно – психологическое явление.

4) Стереотипы и стереотипизация.

5) Причины проявления конформизма.

Занятие 2 (10ч.)

Семинар проводится в форме анализа игровых ситуаций.

1. «Передача сообщения».

Цель: анализ явления происходящего при передаче информации, выявление причин, по которым происходят изменения в передаваемой информации. Далее при помощи тренинга добиваются передачи неискаженной информации.

[см. 9, с. 110. ]

2. Упражнение на взаимное понимание «Пойми фразу».

Цель: выявление социально – психологических стереотипов восприятия людей. [ см. 11, с. 99 ]

3. Оценочные игры.

Отрабатываются процедуры «мозгового штурма», генерации идей, коллективной рефлексии, углубляется понимание роли эмоциональных факторов в условиях группового принятия решений.[см.9, с. 110 ].

Контрольные вопросы, тесты и задания

для самостоятельной работы (16 ч.)

Вопросы:

1. Проявление законов внушения, подражания и заражения в массовой психике.

2. Социально – психологическая характеристика обычаев, традиций, норм.

3. Мода как общественно – психологическое явление.

4. Общественное мнение и общественное настроение.

5. Доктринация массового сознания и проблемы идеологического мифотворчества.

6. Конформизм и тоталитаризм массового сознания.

7. Стереотипы и имиджи массового сознания.

8. Учение о массовой душе в трудах Лебона и Фрейда.

9. Массовые социально – психологические явления, механизмы их возникновения.

10. Социально психологический аспект образа жизни.

11. Структура массовой психики.

12. Законы наследования, подражания и заражения в массовой психике.

13. Общественные эмоции, настроения и чувства.

14. Общественное мнение, его формирование.

15. Взаимовлияние людей.

Тесты и задания:

1. Тест «Уровень вашей общительности».. [см. 21, с.22]

2. Тест «Способны ли Вы влиять на других?» [см. 9, с.69]

3. Игра «Мнения».

Цель: прояснение взаимных представлений друг о друге. [см. 11, с.114]

4. Упражнение на взаимное понимание «Унисон». [см. 11, с.88]

5. Упражнение «Разговор больших пальцев».

Цель: Обсуждение участниками игры того, что способствует, а что препятствует взаимопониманию. [см. 11, c.89]

6. Игра «Сиамские близнецы»

Цель: это упражнение дает полезный опыт быстрого достижения взаимопонимания и высвечивает некоторые личные барьеры общения у членов группы.. [см. 11, с.90]

7. Игра «Кораблекрушение»

Отрабатываются процедуры «мозгового штурма», генерации идей, коллективной рефлексии, углубляется понимание роли эмоциональных факторов в условиях группового принятия решений.[см.21, с. 13 ].

8. Игра «Интонация».

Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством. [см. 11, с.100]

9. Игра «Я за тебя отвечаю».

Участники получают конкретный чувственный опыт различения образа другого человека, построенного на собственной системе домыслов, ожиданий, обобщений, и реальным впечатлением от этого человека. Избегание искажений взаимовосприятия позволит избежать искажений в общении.. [см. 11, с.112]

10. Игра «Рисунок чувства».

Основной эффект этого упражнения заключается в том, что участники получают возможность воочию убедиться в живучести приписывания, в постоянном присутствии домыслов, рождающихся от каждой неясности и двусмысленности.

[см. 11, с.134]

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учеб. завед. – М.: Наука, 1994 – 324 с.

2. Бажутина Т.О. Стереотипы русской психологии: поиск духовных оснований общественного развития. // Изв. Сиб. отделения Рос. АН. История, философия и филология. – 1993. – Вып.2. – с. 14-19.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.

4. Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1990. №1.

5. Вылцан М. Психология масс – культ героя и культ толпы. // Наука и жизнь. 1993. - №10. – с.36-39.

6. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987.

7. Изард К.Э. Психология эмоций.: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 460 с.

8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предислов В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова. – М.: Прогресс: СП «Лексика», 1990. – 280 с.

9. Ковалевич В.Т., Козлов А.А. Социально – психологические и экономические аспекты управления социально – производственными системами. – Красноярск: КрасГАСА, 1998. с. 116.

10. Лебон Г. Психология народов и масс. С- Петербургиздат. Ф. Павленкова, 1996

11. Марасанов Г.И. Социально – психологический тренинг М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- с. 208.

12. Мода: за и против/Под ред. И.И. Толстых. М., Искусство, 1973.

13. Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения//Прикл. психо-логия. – 1999. - №3. – с.12-21.

14. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966.

15. Пресса и общественное мнение. / Под ред. В.С. Коробейникова. М.: Наука, 1986.

16. Психология эмоций. М.: ГИТУ, 1984.

17. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект / Д. Пибоди, А.Г. Шмелев, М.К. Андреева, А.Е. Граменицкий // Вопр. психологии. – 1993. - №3. – с.101-109

18. Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин. – Минск 1998. - 800 с.

19. Социальная психология: Учебное пособие, часть 1 / Под ред. В.Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994. 159 с.

20. Социальная психология: Тесты, задания и упражнения, часть 2 / Под ред. В.Т. Ковалевич; КГТУ. Красноярск, 1994. 76 с.

21. Социальная психология: Методические указания для студентов заочного факультета / Сост. В.Т. Ковалевич, М.М. Носкова, С.В. Зиборова: КрПИ. Красноярск, 1993. с.

22. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.

23. Франкл А. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

24. Шевандрин Н.И Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.

25. Шерковин Ю.А. Стихийные влияния и внеколлективное поведение // Соц. психология. М., 1975.

 

ТЕМА 3: Психология социальных групп (18 ч.)

1. Социальная структура общества.

2. Большие и малые социальные группы.

3. Этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология.

4. Опосредованный характер отношений как специфическая особенность социально-психологической характеристики.

5. Конформизм, доктринация и стереотизация сознания социальных групп.

6. Социально-психологический аспект образа жизни и ценностно-ориентированная психология больших социальных групп.

7. Определение, характерные признаки малой группы и основные категории групповой психологии.

8. Виды малых групп в общественных структурах и её значение в формировании личности.

9. Структурные и динамические характеристики малых групп.

10. Социометрические методы изучения малых групп.

 

1.Социальная структура общества.

Человеческое общество никогда не было и не может быть бесструктурным, амфорным образованием, так как людей объеденяют общие дела, потребности, интересы. Самый беглый взгляд на историю человечества убеждает, что каждая историческая эпоха порождает сложную, динамическую, многоуровневую систему различных социальных групп.

2.Большие и малые социальные группы.

Социальные группы условно принято делить на две категории: большие и малые. К первой категории относятся все социальные образования, возникающие и функционирующие на основе разделения труда, этнической принадлежности, а также на основе не всегда осознаваемой общности интересов. Таковыми группами являются нации, профессиональные, поло-возрастные группы, общественные классы. Вторую категорию социальных групп составляют малые или, иначе их называют, психологические группы. К ним относятся: семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, воинское подразделение и т.д.[3 ]

3.Этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология.

Примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. При разработке проблем этнической психологии акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Отмечается, что сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой в этом разделе социальной психологии этнических групп - сплошь и рядом говорят не об «этническом характере», а о «национальном характере».[1]

Поло-возрастные группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры и т.д.) обладают спецефическими психологическими чертами. Очевидно, есть основания выделить психологические особенности людей в разных географических широтах. Широко известно, что северные народы сдержаны, немногословны, часто суровы, медлительны, южные, напротив, эмоциональны, раскованы, контактны.

4. Опосредованный характер отношений как спецефическая особенность социально-психологической характеристики.

Наиболее общей социально-психологической характеристикой больших социальных групп является опосредованный характер общения, осуществляемый через традиции, обычаи, нравы, а также весь комплекс духовных ценностей. [17]

5.Конформизм, доктринация и стереотизация сознания социальных групп.

Феномен группового давления – это феномен конформизма. Само слово конформизм имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». В социально-психологической литературе чаще говорят не о комформности или комформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позицию индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного в группе, меру подчинения индивида групповому давлению.[1]

Стереотизация - восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распростронения на него характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений.

6.Социально-психологический аспект образа жизни и ценностно ориентированная психология больших социальных групп.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов. В широком смысле это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

1. психический склад, как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.);

2. эмоциональная сфера, как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Все в нас социально, но это отнюдь не означает, что все решительно свойства психики отдельного человека присущи и всем другим членам данной группы. Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного коллектива, и вот эту часть личной психики в условиях ее коллективного проявления и изучает всякий раз коллективная психология, исследуя психологию войска, церкви и т.п.

По-видимому, та «часть» личной психологии индивидов, составляющих группу, которая «принадлежит» группе, и есть то, что можно назвать «психологией группы». Общие черты в психологии представителей определенной социальной группы существуют объективно, поскольку они проявляются в реальной деятельности группы.

7.Определение, характерные признаки малой группы и основные категориигрупповой психологии.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основной для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа характеризуется двусторонней структурной организацией. С одной стороны, она имеет свою собственную структуру, элементами которой выступают ее отдельные члены, находящиеся в определенных взаимоотношениях, что составляет целостную структуру группы; с другой она выступает в качестве элемента несколько большей структуры- более сложного социального организма, например профессиональной, поло-возрастной, этнической группы, класса и т.д.

8.Виды малых групп в общественных структурах и ее значение в формировании личности.

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации.(6) Три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»., 2) деление их на «формальные» и «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».

9.Структурные и динамические характеристики малых групп.

Для малых групп свойственны структурные и динамические характеристики.К структурным относятся: размер группы, колличество группы, степень сплоченности, тип организации людей в группу, управление и контроль за групповой деятельностью. Динамические характеристики- это способы достижения групповых целей, характерезующиеся системой групповых ценностей и норм поведения, стиль лидерства, создающий ту или иную групповую атмосферу.[17]

10.Социометрические методы изучения малых групп.

В науке разработаны методики определения уровня групповой сплоченности – социометрия. Произведя при помощи этих методик соответствующие замеры, можно определить степень групповой сплоченности.В настоящее время разработаны социологические инструменты, при помощи которых можно замарить различные параметры и характеристики групп: уровень сплоченности и организованности, направленность деятальности и степень психологического единства, психологический климат группы, наличие психологического комфорта, его эмоциональную окрашенность и др. [13]

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.