Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология конфликтов.






1. Подлинный конфликт.

2.Случайный конфликт.

1. Смещенный конфликт.

2. Неверно приписанный конфликт.

3. Латентный конфликт.

4. Ложный конфликт. [3, 4, 14]

7. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.

Пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях.

1. Приспособление (сглаживание противоречий).

2. Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки).

3. Сотрудничество.

4. Игнорирование (уклон от конфликта).

5. Соперничество (открытая борьба за свои интересы).

8. Решение конфликта.

1. Создать атмосферу сотрудничества.

2. Стремиться к ясности общения.

3. Вовремя признать наличие конфликта.

4. Сформулировать проблему конфликта.

5. Поискать вариант решения конфликта.

6. Уметь добиваться соглашения на ликвидацию конфликта.

 

Семинарские занятия.

Занятие 1 (8ч.)

Тема: Проблемы межличностных отношений в группе.

1) Общение как способ взаимодействия между людьми.

2) Знаки как средство общения.

3) Индивидуальное и социальное в общении.

4) Как соотносятся между собой понятия «Напряженность» и «Конфликт».

5) Какое место занимает дружба в общении людей.

Занятие 2 (10ч.)

Занятие проводится в форме дискуссии. Разделится на две группы. Сформулируйте существо игрового «конфликта «. Попробуйте разрешить его двумя способами: традиционным – как согласование позиций и новаторским – как согласование интересов. Поменяйтесь групповыми ролями. Дайте задание избранному составу «арбитражного суда «оценить грамотность делового поведения всех участников игры. В процессе игры пользуйтесь данной схемой размышлений:

· Влияние на мои интересы.

· Потеряю или получу поддержку (в случае согласия или отказа принять предложение противоположной стороны)

· Будут ли коллеги критиковать или хвалить меня?

· Влияние на групповые интересы.

· Каковы будут краткосрочные последствия? Долгосрочные последствия?

· Каковы будут экономические (политические, юридические, психологические и т. д.) последствия?

· Каково будет воздействие на поддержку извне и общественное мнение?

· Будет это хороший или плохой прецедент?

· Не помешает ли данное решение каким –то более грамотным действиям? (см. 13, с. 84).

Семинарские занятия

Занятие 1(8 ч.)

Тема: Проблемы межличностных отношений в группе.

1) Общение как способ взаимодействия между людьми.

2) Знаки как средство общения. Мимика, жесты, язык тела, их роль в системе общения.

3) Индивидуальное и социальное в общении.

4) Как соотносятся между собой понятия «Напряженность» и «Конфликт».

5) Какое место занимает дружба в общении людей.

Занятие 2(10 ч.)

Занятие проводится в форме дискуссии. Разделитесь на две группы. Сформулируйте существо игрового «конфликта». Попробуйте разрешить его двумя способами: традиционным – как согласование позиций и новаторским – как согласование интересов. Поменяйтесь групповыми ролями. Дайте задание избранному составу «арбитражного суда» оценить грамотность делового поведения всех участников игры. В процессе игры пользуйтесь данной схемой размышлений:

· Влияние на мои интересы.

· Потеряю или получу поддержку (в случае согласия или отказа принять предложение противоположной стороны)?

· Будут ли коллеги критиковать или хвалить меня?

· Влияние на групповые интересы.

· Каковы будут краткосрочные последствия? Долгосрочные последствия?

· Каковы будут экономические (политические, юридические, психологические и т. д.) последствия?

· Каково будет воздействие на поддержку извне и общественное мнение?

· Будет это хороший или плохой прецедент?

· Не помешает ли данное решение каким – то более грамотным действиям?

[см. 13, с. 84].

Контрольные вопросы, тесты

и задания для самостоятельной работы (16 ч.)

Вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия «Напряженность» и «Конфликт».

2. Вспомните, как называется состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости.

3. К. Боулдинг определяет конфликт как конкурентную ситуацию, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны.

Определите: всегда ли понятие «Конкуренция» и «Конфликт» относятся к понятиям одного смыслового ряда.

4. Попытайтесь определить основную причину социальных конфликтов.

5. Как называется лицо, которое подталкивает других участников к конфликту.

6. Что является началом конфликта.

7. Кто впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека.

8. Что такое общение

9. Какие стороны выделяют в едином процессе общения.

10. Функции речи.

11. Какие виды речевой деятельности можно выделить.

12. Специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

13. Назовите четыре системы невербальной коммуникации.

14. Какое место занимает дружба в общении людей.

15. Назовите механизмы и феномены восприятия человека человеком.

16. Роль семьи в формировании механизмов общения.

17. Как ведут себя люди в конфликтной ситуации (Пять стратегий поведения).

18. Что в социальной теории конфликта принято понимать под профилактикой конфликта.

19. Назовите фазы конфликтов.

20. Каких два подхода выделяют в теории конфликта.

Тесты и задания:

1. Тест: Ряковского – Коммуникабельны ли вы? [см.16]

2. Тест: Эффективность слушания. [см.16]

3. Тест: Раздражительный ли вы собеседник? [см.24]

4. Тест: Общительный ли вы человек? [см.24]

5. Проанализируйте сюжет известной шекспировской трагедии «Гамлет» и определите стадии конфликта между Гамлетом и его дядей - королём. [см.8, с. 7]

6. В одной из передач «Один на один» беседовали два известных политика: господин Б. Немцов и лидер ЛДПР - господин, В. Жиреновский. Дискуссия неожиданно закончилась вспышкой эмоций и личными оскорблениями. Охарактеризуйте этот конфликт. [см.8]

7. В известной притче о царе Соломоне легендарному царю удалось разрешить конфликт между двумя женщинами, которые претендовали быть матерью одного и того же ребёнка. Каким образом можно было бы предупредить этот конфликт. [см.8]

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.-376.

2. Аграшенков А. Психология на каждый день.

3. Бадалеев А.А. Восприятие человека человеком. М.: Педагогика, 1983.с.27-3.

4. Бадалеев А.А. Личность и общение.М: Из-во МГУ, 1982г.

5. Кашшапов Р.Г. Курс практической психологии или как научиться работать идобиваться успеха.

6. Кон И.С. Дружба..М: Политиздат, 1980г. с. 16-32, 112-114.

7. Коган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъективных отношений.- М.: Политиздат, 1998.- 315 с.

8. Ковалевич В. Т. Козлов А.А Социально- психологические и экономические аспекты управления социально – производственными системами. Красноярск 1999 г.

9. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Пер. с англ. - 2 - е изд. - М.: «Вече»: «Персей» «АСТ», 1998. - 475 с.

10. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2 - е изд. - М.: Смысл, Академический проект, 1999. - 279 с.

11. Ламов Б.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.с. 242-245.

12. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие. - 2 - е изд., М.: Смысл, 1997. - 365с.

13. Лукьян Ч.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. М.: Высш. шк., 1996.

14. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 448 с.

15. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебн. пособие - СПб: Из-во Михайлова В.А., 1998. - 300 с.

16. Познай себя и других: Популярные тесты.- 3-е изд., -М.: 1996-400с.

17. Рогозин Ю.П. Фехтование на нервах: [ Об искусстве общения ]. - М.: Мол. Гвардия, 1990.- 205 с.

18. Социальная психология: Учебное пособие. Часть1, 2 /под ред. Ковалевич В. Т.; КГТУ Красноярск, 1994

19. Стратегия делового общения: Учеб. Пособие для студ. вузов.- Ростов на Дону: Феникс, 1995. - 416 с.

20. Филатова Екатерина. Соционика для вас. Наука общения, понимания и согласие. - 2 - е изд., перераб.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.- 283 с.

21. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992. - 158 с.

22. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Минск: «Амалфея», 1996. - 384 с.

23. Цыбульская М.В., Яхонтова Е.С. Конфликтология: Учебное пособие, МГУ, 1997 г.

24.Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребности. –М.: ООО «Из – во АСТ», 1997. - 300с.

 

ТЕМА 4: Межличностные отношения в группах (18 ч.)

1. Восприятие человека человеком.

2. Эталоны восприятия.

3. Привлекательность человека для человека, потребность в общении, одобрении, признании.

4. Популярность в группе и межличностная привлекательность.

5. Взаимовлияния, интеграция влияний.

6. Социальные роли, статусы, позиции.

7. Соотношение роли и Я.

8. Группа присутствия, и эталонная группа.

9. Психологическая атмосфера в системе межличностных отношений.

 

1.Восприятие человека человеком.

Большое влияние на характер межличностного восприятия оказывают стереотипы, эталоны и имплицитные теории личности. Анализ их содержания, адекватности, причин устойчивости, особенностей усвоения и функционирования позволяет сделать вывод: главные причины ошибок, возникающих под влиянием стереотипных образований, коренятся в том, что последние, как правило, основываются на недостаточном количестве существенных признаков. Межличностное восприятие искажается также под влиянием феномена «атрибуции» - приписывание личности несвойственных ей качеств и причин поведения, Отрицательно сказывается на качестве межличностного познания и формирующийся на стереотипах консерватизм мышления, характеризующийся предвзятостью и поверхностью выводов, а также категоричностью суждений. [6, 18, 21].

 

2.Эталоны восприятия.

Исследование роли со­вместной деятельности в восприятии межличностном, являясь одной из центральных теоретических проблем в этой области социально-психологи­ческого знания, определяет эк­спериментальную программу его изучения. Важнейшие из изученных механизмов В. м. следующие: 1) идентифика­ция - понимание и интерпре­тация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия - понимание дру­гого путем размышления за него; 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоци­онального чувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. [6, 14, 21].

 

3.Привлекательность человека для человека, потребность в общении, одобрении, признании.

Потребность самоуважения делится на 2 основного типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать что то, что он делает, признаётся и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновениями с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.

Необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в существе мыслящем. Человеческая сущность на лицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и Ты. [10, 11, 13, 14, 26].

 

4.Популярность в группе и межличностная привлекательность.

Популярность - это мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. [14, 20, 29].

 

5.Взаимовлияния, интеграция влияний.

Влияния - процесс и результат изме­нения индивидом поведения другого человека, его устано­вок, намерений, представле­ний, оценок и т. п. в ходе взаи­модействия с ним. Различают направленное и ненаправлен­ное влияние. Механизмом первого яв­ляются убеждение и внушение. В этом случае субъект ставит перед собой задачу добиться определенного результата от объекта восприятия. В отличие от на­правленного влияния ненаправленное влияние подобной специальной зада­чи не имеет, хотя эффект воз­действия возникает, проявля­ясь нередко в действии меха­низмов заражения и подража­ния.

Интеграция групп высокого уровня развития, т.е. возникающее в ней внутреннее единство, обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сплочённость, объективность в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Результатом интеграции личности в высокоразвитом сообществе становится её совместимость с другими его членами в общении и деятельности. [16, 20, 29].

 

6.Социальные роли, статусы, позиции.

Позиция – это наиболее целостная, интегративная характеристика всего образца жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности.

Статус – это «врождённая специальность»: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек врастает в них всем своим существом.

Социальна роль – это единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия.

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Социальная роль – это то, что человек может делать, а может и не делать. [14, 18, 19, 21].

 

7.Соотношение роли и Я.

Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в системе социальных ролей, подчёркивая и заостряя определённые индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам типолизируют людей, системой социальных ожиданий выталкивания их определённые социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли «лидера», «умника», «шута», «козла отпущения», «дурочки», «мальчика для битья», «красотки», «недотроги» и пр. [6, 13, 14, 16, 18].

 

8.Группа присутствия, и эталонная группа.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, вы­деляемая из социального цело­го на основе определенных при­знаков (характера выполняе­мой деятельности, социальной или классовой принадлежнос­ти, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). На­иболее распространены клас­сификации групп по размеру: боль­шие, малые, микрогруппы (ди­ады, триады); по общественно­му статусу: формальные (офи­циальные) и неформальные (неофициальные); по непосред­ственности взаимосвязей: ре­альные (контактные) и услов­ные; по уровню развития: ни­зкого уровня развития (ассоци­ации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы); по зна­чимости: референтные и груп­пы членства и т. д. Величина, структура и состав группы опреде­ляются целями и задачами де­ятельности, в которую она включена или ради которой со­здана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партне­рами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаим­ной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффек­тивность групповой деятель­ности. [6, 13, 14].

 

9.Психологическая атмосфера в системе межличностных отношений

Психологическая атмосфера - качественная сторона меж­личностных отношений, про­являющаяся в виде совокуп­ности психологических усло­вий, способствующих или пре­пятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию лич­ности в группе. Важнейшие признаки благоприятной атмосферы:

· доверие и высокая требо­вательность членов группы друг к другу;

· доброжелатель­ная и деловая критика;

· свобод­ное выражение собственного мнения при обсуждении вопро­сов, касающихся всего коллек­тива;

· отсутствие давления ру­ководителей на подчиненных и признание за ними права при­нимать значимые для группы решения;

· достаточная инфор­мированность членов коллек­тива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

· удов­летворенность принадлеж­ностью к коллективу;

· высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих со­стояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

· принятие на себя ответствен­ности за состояние дел в груп­пе каждым из ее членов и пр.

 

Таким образом, характер психологической атмосферы в целом зависит от уровня группового развития. [3, 13, 14].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.