Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовая коммуникация как социальный феномен.






В условиях, охвативших все современное мировое сообщество, усложнения жизни и ускорения ритмов, революция в области средств массовой информации, расширения международных политических контактов, интеграции мировой экономики и финансов всё большее значение приобретает коммуникация.

Массовая коммуникация-это процесс распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории и тем самым охватывают не отдельных индивидов, а именно массы. С этой точки зрения средства массовой информации можно рассмотреть, как канал формирования массового сознания.

Современные средства массовой информации не знают в принципе никаких границ своего действия – ни демографических, ни социальных, ни национальных и государственных. В этом смысле СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире.

Коммуникация все больше усложняется, становясь мощным действенным средством организующей силой, оказывающей влияние на все сферы жизнедеятельности общества. [1, 3]

 

2. Функции массовой коммуникации.

Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как именно в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

Социальные функции

1. Распространение знаний о действительности, информирование.

2. Социальный контроль и управление.

3. Интеграция общества и его саморегуляция.

4. Формирование общественного мнения.

5. Идейно-воспитательная функция.

6. Реализация социальной активности членов общества.

7. Распространение культуры.

8. Развлечение.

Наряду с социальными функциями выделяют и специфические социально-психологические. Основу этих функций составляют социально-психологические потребности аудитории в целом и отдельных, входящих в неё групп. По мнению Н.Н. Богомоловой, главные из них:

1. Функция социальной ориентировки человека и группы. В социальном мире реализуется при участии создания общественного мнения и в соответствующей разработке стратегии поведения в различных социальных ситуациях.

2. Функция аффиляции, социальной идентификации, то есть создание у человека чувства приобщения к группе, сопричастности с ней.

3. Функция контакта с другим человеком. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей. Следует отметить и другие формы проявления контакта: отсроченная обратная связь со стороны реципиентов в виде их писем в редакции; массовая коммуникация может в отдельных случаях заменять непосредственный межличностный контакт в общении для тех, кто по тем или иным причинам страдает от дефицита коммуникации.

4. Функция самоутверждения. Проявляется в таких явлениях как нахождение реципиентами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих реципиентов и их референтных групп.

Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологи-ческими.

1. Утилитарная. Выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.

2. Функция эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного порядка. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятие напряжения. Но определённых условиях развлекательные публикации и передачи могут оказывать своего рода “наркотическое воздействие”, уводя реципиентов в мир иллюзий, несбыточных мечтаний и отгораживая их от реальных повседневных забот и проблем.

Проблема классификации функций массовой коммуникации является весьма сложной и здесь ещё не сложилось общепринятая модель, более того, некоторые из функций, считавшиеся ранее основными, сегодня уходят в тень, другие возникают.[ 1, 3 ]

 

3. Особенности общения в условиях массовой коммуникации

Массовая коммуникация как разновидность человеческого общения безусловно обладает определёнными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты.

1. Информация, передаваемая через СМИ, является всегда организованной

В противоположность межличностному общению, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, спонтанные и организованные формы.

Массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были.

2. Институциональный характер массовой коммуникации. Деятельность средств массовой коммуникации организуются и управляются специальными учреждениями – редакциями, газетами, телевидением, которые реализуют интересы той или иной группы.

3. Отсутствием непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией. Источник передачи информации лишён немедленной возможности узнать о своём воздействии о том, принята или отвергнута переданная им информация.

4. Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностным общением. Передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятыми для самой широкой аудитории.

5. Особая роль коммуникатора. Коммуникатором выступает целый коллектив участников и создателей текста (передач, репортажей и пр.).Информация получаемая человеком через СМИ, пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле. [1, 3]

 

 

4.Психологические эффекты массовых информационных процессов

Психологические эффекты являются показателем социально-психологических функций. Их разработка является одной из актуальных теоретических и прикладных задач социальной психологии массовой коммуникации.

1. Утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем).

2. Престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент).

3. Эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу).

4. Эффект удовлетворения познавательного интереса.

5. Эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разрядки).

6. Эстетический эффект (радость эстетического обогащения).

7. Эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта).[ 3 ]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.