Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подобно другим единицам языка текст является частью знаковой системы языка.






Всестороннее изучение текста как языковой и речевой единицы особого уровня требует создания особой лингвистической дисциплины — лингвистики текста.

Поскольку предложение, сверхфразовое единство и текст - обычно квалифицируются одинаково как коммуникативные образовния.. В этом можно убедиться, если сопоставить приводимые ниже некоторые из определений предложения, сверхфразового единства и текста:

1. «Согласно правилам соединенные слова, создающие законченный, связный смысл, являются предложениями».

2. Сферхфразовое единство - это «специальным образом организованная, замкнутая цепочка предложений, представ­ляющая собой единое высказывание»

3. «Текст - это законченная в языковом отношении соот­ветственно интенции отправителя и получателя языковая еди­ница, которая образована по правилам использованного языка»

4. «Текст - это упорядоченная последовательность пред­ложений, образующих совместно одну тему.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под «текстом» в лингвистике на современном этапе?

2. Что такое сверхфразовое единство в лингвстике?

3. Является ли «абзац» стилистико-композиционой единицей?

4. Какие разделы включает лингвистика текста?

5. Что образует сверхфразовое единство или «текст»?

6. В чём заключается смысловая целостность текста?

 

Л Е К Ц И Я № 28

Тема: «ДИСКУРС. КАТЕГОРИЯ ДИСКУРСА»

 

План лекции

1. Понятие «дискурса» в современной лингвистике.

2. Трактовка термина «дискурс» на современном этапе.

3. Дискурс – категория, обозначающая семиотические элементы социальной

жизни.

4. Разграничение понятий «дискурс» и «текст».

5. Трёхчленная структура дискурса.

Одним из понятий современной лингвистики является дискурс (discourse), котоый не получил однозначногоопределения. Понятие дискурса так же расплывчато, как понятие языка, общества, идеологии. Исследованием дискурса занимаются такие науки, как лингвистика, литературоведение, семиотика, теория и практика перевода и т.д. Можно выделить следущие толкования дискурса: а) дискурс «как текст в различных его аспектах; б) как связная речь; в) как актуализованный текст в отличие от текста как формаильной грамматической структуры; г) как когерентный текст; д) как текст, сконструированный говорящим для слушателя; е) кК результат процесса взаимодействия в социокультурном контексте; ж) как связная последовательность речевых актов, т.е. как образование включённое в коммуникативно-прагматический контекст, в отличие от текста как последовательности предложений, отвлечё нной от коммуникативно-прагматического контекста; 3) как единство, реализующееся как в виде речи, т.е. звуковой субстанции, так и виде текста, т.е. в письменной форме; и) в философии как рассуждение с целью обнаружения истины.

Дискурс – это категория, обозначающая специфические способы репрезентации специфических аспектов социальной жизни. Так принято различать отдельные политические дискурсы, которые отражают проблемы неравенства. бедности, «социального запрета» различными способами. Данное значепние дискурса определяется через отношение к отличию от двух других категорий – жанра (genre) и «стиля» (style).

Дискурс-анализ подрузмевает анализ текстов в широком смысле – письменных и мультимедийных текстов телевидения, а также и Интернета. Необходимо разграничить понятия «дискурс» и «текст». Текст являет собой не процесс, а продукт, т.е. то, что написано. С точки зрения дискурсивного анализа формальные элементы текста – это «следы» процесса создания и «ключи» в процессе интерпретации.

Дискурс может быть представлен в виде трехчленной структуры 1) текст, 2) итеракция (процесс создании и процесс интерпретации текста), 3)контекст, социальные условия создания интеретации текста). Соответственно выделяются три взаимосвязанных измерения: 1) Описание (discription). на которой рассматриваются формальные особенности текста (структурные особенности текста, грамматические и интонационные особенности). 2) Интерпретация (interpretation) - изучение взаимосвязи текста и интерпретации, анализ текста как продукта в процессе интерпретации. Здесь рассматриваются типы дискурса: рассуждение, политическая дискуссия. 3) Объяснение (explanation)- изучение отношений между итеракцией и социальным текстом, анализ социальной детерминированности. Изучение отношений между текстом и социокультурным контекстом основывается на подробном анализе языковых средств различныхь уровней – морфологического, лексического и синтаксического.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На чём базируются современные терминологические исследования?

2. Почему понятие «дискурса» не получило до настоящео времени

однозначного определения?

3. Какие толкования дискурса можно выделить на совремепнном этапе?

4. Что обозначает слово «дискурс»?

5. Какие особенности имеет дискурс в двух его значениях?

6. Почему необходимо разграничить понятия «дискурс» и «текст»?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.