Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президент РФ, его конституционный статус. Прекращение полномочий Президента.




По Конституции РФ, Президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80). В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОГВ. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава РФ представляет ее в международных отношениях.

Президенту РФ посвящена глава 4 КРФ. РФ можно определить как президентскую республику с сильными полномочиями Президента. В РФ президент избирается народом, стоит над всеми ветвями власти, независим и практически неподконтролен остальным ветвям власти, имеет право роспуска ГосДумы, право вето, право законодательной инициативы, предложения кандидатур должностных лиц, имеет возможности правотворчества, формирует Правительство РФ и в любой момент может отправить его в отставку, определяет военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим ВС РФ

Президент избирается на четыре года на основе всеобщего избирательного права. Избран может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. При вступлении на должность он приносит присягу народу. Официальная резиденция Президента – Кремль.

Согласно ст. 83 РФ, Президент назначает с согласия ГД ФС Председателя Правительства, формирует весь состав Правительства, назначает и освобождает от должности зампредов, федеральных министров. Президент вправе устанавливать систему и структуру органов исполнительной власти, принимая на этот счет свой указ. Если руководство федеральной службой, агентством или министерством осуществляет Президент, он имеет право назначения и смещения как руководителей этого органа, так и заместителей.

Президент принимает решение об отставке Правительства, он может отклонить отставку по собственному желанию. Представляет ГД ФС кандидата на должность Председателя Центрального банка РФ, по представлению также осуществляется освобождение от должности. Президент представляет для назначения на должности судей КС РФ, ВАС РФ, ВС РФ, назначает судей других федеральных судов. Представляет СФ кандидатуру Генерального прокурора, предлагает освободить его от должности, вносит в ГД кандидатуру Председателя Счетной палаты РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности, в который входят Председатели палат парламента и Правительства, министры ВД, ИД, обороны, директора СВР и ФСБ, руководитель администрации президента, секретарь Совета безопасности, полпреды в федеральных округах, начальник ГенШтаба, министры финансов, юстиции, президент РАН.



Президент формирует свою Администрацию, назначает и освобождает полномочных представителей РФ в федеральных округах, ГосДуме, СФ, КС РФ, ЕСПЧ. Подбирает кандидатуру главы исполнительной власти по представлению партии, имеющей большинство в соответствующей легислатуре субъекта, и вносит ее на рассмотрение легислатуре. Это лицо может быть отрешено в связи с утратой доверия.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей, высшее командование вооруженных сил, присваивает воинские звания высшему офицерскому составу.

Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Для этого он согласовывает действия федеральных органов власти, издает указы, обращается с посланием к Федеральному Собранию РФ, реализовывает право законодательной инициативы. В области законов также он подписывает и обнародует законы, может наложить отлагательное вето, которое может быть преодолено путем повторного рассмотрения и одобрения квалифицированным большинством обеих палат. Президент назначает выборы ГД ФС, может распускать ГосДуму в случаях. если она выразила недоверие Правительству, отказала в доверии по требованию Председателя Правительства, трехкратно отклонила кандидатуру Председателя Правительства. ГосДума не может быть распущена в течение года после ее избрания, с момента выдвижения обвинения против Президента и до решения Совета Федерации, в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.



Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения противоречий между субъектами, приостанавливать действие их актов в случае противоречия актам с большей юридической силой (ст. 85 КРФ)

Президент объявляет своим указом военное или чрезвычайное положение в РФ или на части ее территории.

Президент предоставляет гражданство и политическое убежище, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и специальные звания (ст. 89). Он осуществляет помилование.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов – указы и распоряжения (ст. 90 КРФ). Ведущей формой правотворчества являются нормативные указы, которые регулируют общественные отношения. Указы также регулируют вопросы ненормативного характера (присвоение гражданства, помилование и т.п.)

Распоряжения как правило являются правоприменительными актами и касаются небольших вопросов. Все акты Президента равны по юридической силе, являются подзаконными актами, общеобязательны к исполнению. Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ спустя семь дней со дня опубликования, иные акты – со дня подписания.

Президент, согласно ст. 91 Конституции, обладает неприкосновенностью. Президента никто не может задержать, арестовать, подвергнуть обыску или личному досмотру. Его неприкосновенность распространяется на занимаемые им служебные и личные помещения, транспорт, связь, багаж и т.д, Действующего Президента нельзя привлечь к какому-либо виду ответственности. Президенту обеспечивается государственная охрана, равно и как его членам семьи.

Президент прекращает полномочия в случае его отставки, при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия и в случае отрешения Президента от должности по обвинению в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Отставка – добровольный уход Президента со своего поста. (Ельцин Б.Н. 31.12.1999)

Прекращение полномочий по состоянию здоровья происходит путем заключения авторитетной медицинской комиссии. Конституционный Суд в постановлении от 11.07.2000 разъяснил, что досрочное прекращение требует особой процедуры, в таком случае прекращение полномочий происходит помимо воли Президента.

Президент, согласно ст. 93 КРФ, может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения может быть внесено не менее третью депутатов с формулированием мотивов и сбором подписей. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса и по каждому пункту обвинений. Решение о выдвижении обвинения поддерживается 2/3 от состава депутатов. Ее решение передается в СФ, который на основании обвинения, заключения Верховного Суда о наличии признаков преступления и Конституционного о соблюдении процедуры рассматривает вопрос и отрешает Президента в 2/3 голосов.

62. Федеральное Собрание – Парламент РФ: порядок формирования, структура, компетенция.

Федеральному Собранию посвящена глава 5 КРФ. Согласно ст. 94 КРФ, Федеральное Собрание – Парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. ФС РФ осуществляет законодательную власть.

Современное положение парламента основано на принципе разделения властей. Ранее представительные органы осуществляли всю власть и назначали исполнительные, которым делегировалась часть полномочий. Теперь представительные органы верховенства не имеют, у них ограничена компетенция, на них могут воздействовать другие органы, которые, в свою очередь, также подвергаются механизму законодательных сдержек и противовесов.

Парламент действует постоянно, представляет нижней палатой граждан РФ, верхней палатой субъекты РФ.

Депутаты осуществляют свою деятельность на постоянной освобожденной основе, путем работы в комитетах, фракциях и на пленарных заседаниях. Соответственно, при наличии данных условий можно говорить о наличии парламентаризма.

Парламент РФ должен представлять интересы народа, осуществлять законодательную функцию, принимать участие в верховном руководстве делами государства, формировать либо участвовать в формировании ряда государственных органов РФ, осуществлять парламентский контроль, содействовать нижестоящим представительным органам.

Парламент РФ является двухпалатным. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта – по одному из представительных и исполнительных органов власти (итого 166). Членом СФ может стать гражданин не моложе 30 лет. Член СФ от представительного органа избирается на срок полномочий данного органа решением данного органа.

От исполнительной власти представитель в СФ назначается высшим должностным лицом субъекта на срок его полномочий путем Указа.

Решения о назначении в пятидневный срок направляются в СФ. Полномочия сенатора могут быть досрочно прекращены избравшим органом.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной системе по спискам политических партий на пять лет с VI созыва. Депутатом ГД может быть избран гражданин не моложе 21 года, не ограниченный в избирательном праве.

Палаты парламента работают совместно лишь в случае парламентского контроля или же в специально установленных законом случаях (послание Федеральному Собранию)

63. Законодательный процесс в РФ: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов.

Согласно ст. 105 и 108 на федеральном уровне существуют два вида законов – ФЗ и ФКЗ. Выделяются также законы о поправках в КРФ.

Различия между ними существуют по предметам регулирования – ФКЗ принимаются по специальным вопросам.

ФЗ нуждаются в простом большинстве голосов, вето предолевается 2/3

ФКЗ – 2/3 в ГД и ¾ в СФ, вето не предусмотрено

закон о поправках – по ФКЗ с одобрением 2/3 легислатур субъектов.

Законодательный процесс можно определить как совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства.

Стадии законодательного процесса:

- Осуществление права законодательной инициативы

- Подготовка заклнопроекта к рассмотрению Государственной Думой

- Принятие законопроекта ГД

- Рассмотрение и одобрение закона СФ, направление Президенту

- Подписание закона Президентов и его обнародование

- дополнительные стадии процесса – при отклоении Советом Федерации – создание согласительной комиссии и повторное рассмотрение (требуется уже две трети голосов). четвертой стадии может вообще не быть, если закон не подлежит обязательному рассмотрению СФ или елси не был рассмотрен в течение двух недель.

- при вето Президентом – рассмотрение закона в обеих плаатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов.

Субъекам законодательной инициативы на федеральном уровне являются (ч. 1 ст. 104 КРФ)

- Президент РФ

- Совет Федерации, отдельные сенаторы

- депутаты Государственной Думы РФ

- Правительство РФ

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ

- Высшие Суды по вопросам их ведения

Право законодательной инициативы – право внесения законопроекта в Государтсвенную Думу. Законопроекты могут быть как проектами законов, так и проектами поправок к законам, проектами ФКЗ, законом об утрате силы, о внесении изменений.

Субъект законодательной инициативы согласно Регламенту ГД ФС должен предоставить пояснительную записку к законопроекту, текст законопроекта, финансово-экономическое обоснование, заключение Правительства, перечень ФЗ, которые также требуется изменить.

Законопроект регистрируется в аппарате ГД ФС.

Подготовка законопроекта. Председатель ГД ФС направляет законопроект в комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям КРФ и Регламента и в тчение 14 дней вносит предложения к законопроектам. Правовое управление ГД ФС осуществляет правовую экспертизу законопроекта. Законопроект и материалы к нему направляются в Совет Думы для внесения на рассмотрение Думы.

Рассмотрение законопроекта в ГД ФС – в трех чтениях, по бюджету – в четырех чтениях.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, или его представителя, и содоклада представителя комитета. Могут высказываться депутаты ГД ФС, полпреды Президента и Правительства, другие лица. По результатам обсуждения законопроекта Думы может принять законопроект и продолжить над ним работу, принять закон или отклонить законопроект.

Альтернативные проекты рассматриваются путем рейтингового голосования. Поправки готовятся за 15 дней, по предметам совместного ведения – 30 дней. Поправки обобщаются комитетом, в материалы добавляется таблица поправок, осуществляется лингвистическая экспертиза. Дума рассматривает поправки, голосует о принятии поправки и потом о принятии законопроекта во втором чтении, если отклоняется – законопроект идет на доработку.

В третьем чтении законопроект принимается в качестве закона.

Одобрение закона СФ РФ, Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГосДумой ФЗ по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации договоров, вопросам войны и мира, статусу и защите государственной границы.

СФ рассматривает закон в течение 14 дней и одобряет его в случае, если СФ голосует требуемым большинством “ЗА”.

В случае, если закон не принимается, Государственная Дума может принять закон в прежней редакции для преодоления вето или принять закон в редакции СФ простым большинством. В таком случае может создаваться согласительная комиссия из представителей обеих палат парламента.

Президент в течнеие 14 дней подписывает и обнародует закон. ФЗ и ФЗ подлежат обфициальному опубликованию в течение 7 дней после подписания Президентов, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.

Возможно президентское отлагательное вето, которое преодолевается 2/3 голосов каждой из палат в потворном рассмотрении.

ФКЗ принимаются по соответствующим вопросам, он принимается, если он одобрен не менее ¾ членов СФ и не менее 2/3 членов ГД. Принятый Закон в течение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию. У Президента нет право вето по ФКЗ, у СФ такое право имеется.

Законы о поправках также имеют особую процедуру. Они рассматриваются как ФКЗ, но добавляется стадия одобрения легислатурами субъектов – не менее 2/3. Особую процедуру имеет пересмотр Конституции.

64. Совет Федерации – порядок формирования, структура и компетенция.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания. Он формируется за счет представителей от законодательной и исполнительной власти субъектов РФ – по два от субъекта (1+1). Представители в СФ избираются легислатурой/назначаются высшим должностным лицом на срок полномочий избравших органов. Сенатором может стать лицо, не имеющее ограничений в активном избирательном праве, достигшее 30 лет. Сенатор может быть отозван избравшим его органом.

К ведению Совета Федерации относятся:

- Утверждение изменения границ между субъектами Федерации

- Утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения

- Решение вопроса о возможности использовать вооруженные силы РФ за пределами РФ

- назначение выборов Президента РФ

- отрешение Президента от должности

назначение на должность высших судей, назначение и освобождение Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. (ст. 102 КРФ)

Основным документом по вопросам организации работы СФ является его Регламент – 1994 г.

Во главе СФ стоит Председатель СФ, четыре заместителя Председателя. Председатль и его заместители избираются из представителей от разных субъектов РФ, лица могут быть избраны на срок их полномочий в СФ. Решение об избрании на должности оформляется постановлением. Они также могут быть освобождены от должности СФ.

Председатель СФ созывает заседания, назначает полномочных представителей СФ в других органах, координирует работу СФ, его комитетов и комиссий, организует мероприятия, выполянет представительские функции, распределяет обязанности между заместителями.

Другим руководящим органов является Совет Палаты, в состав которого входят председатель, заместитель председателя, председатели комитетов и комиссий. Они готовят повестку заседаний, график заседаний, обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседаний и обладат еще рядом представительских полномочий.

СФ образует комитеты (их 16) и комиссии (7), в которых на постоянной основе работают сенаторы. В них избираются председатели и зампреды. В состав комитета вхходит не менее 7, комиссии – не менее 15. Член СФ может быть членом только одногоо комитета или не более двух комиссий.

При СФ существует Аппарата, в котором наъодятся правовое управление, пресс-служба, секретариаты, управление кадров и госслужбы, информационно-аналитическое управление, управление делопроизводства, международных связей, аппараты комитетов.

65. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура и компетенция.

Государственная Дума ФС РФ состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной системе (партийным спискам) на 4 (с шестого созыва – пять лет, в первом созыве – два года) года. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший возраста 21 года и не имеющий ограничений избирательного права.

Государственную Думу возглавляет Председатель ГД, для избрания он должен получить больше половины голосов. Выборы могут проходить в два тура.

Существуют должности заместителей. – девять человек, один из них первый заместитель. На эти должности также проходят выборы путем тайного голосования.

Председатель ГД обладает примерно такими же направлениями деятельности, как и СФ – координация работы Думы, организация внутреннего распорядка, законодательного процесса, представительские функции, подпись Постановлений Думы, руководство деятельностью аппарата Думы, распределяет обязанности между заместителями в пределах своих обязанностей.

Совет Думы – внутренний организационный орган. В него входят, помимо уже упомянутых лиц, председатели комитетов (при этом они обладают лишь правом совещательного голоса). Заседание Совета ведет председатель, на нем могут присутствовать представители субъектов права закинициативы, полпреды Президента и Правительства.

Совет формирует проект программы законодаельной работы, принимает решение о включении законопроекта на рассмотрение, каленларь рассмотрения, созывает внеочередные заседания, направляет законопроект Президенту, в Првительство, депутатам, назначает профильный комитет, назначает парламентские слушания и т.п.

В Думе существуют депутатские объединения – фракции, которые образуют депутаты от политических партий. Ранее в Думах первого-третьего созыва существовали депутатские группы из независимых депутатов, не вошедших во фракции. Фракции имеют свой аппарат, представители фракций имеют право выражать мнение при обсуждении вопросов Думы.

В Думе пятого созыва существует 32 комитета и пять комиссий. Комитеты вносят предложения по формированию законопроектной работы, осуществляют подготовку законопрокектов по своему профилю, организуют парламентские слушания, готовят заключения по законопроектам, прояводят анализ практики применения законодательства и т.д.

Каждый депутат обязан состоять в одном из комитетов Думы. Комитет может созадвать подкомитеты по основным направлениям сооей деяетльности. Комитеты также проводят, помимо заседаний, иные формы работы – конференции, совещания, семинары и т.д.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Кворум для заседаний – 50%+1, первое заседание открывает дуайен – старейший депутат. На первом заседании избирается счетная комиссия, временная комиссия и секретариат. Заседания проводятся открыто, гнласно и освещаются в СМИ, Палата может проводить закрытое заседание. ГосДума собирается на сессии – весеннюю с 12.01 по 20.06, осеннюю – с 1.09 по 25.12. Депутаты работают на пленарных заседаниях, в комитетах, комиссиях, фракциях, а также непосредственно с избирателями.

Депутаты могут отправить запрос как индивидуально (в порядке обращения), так и от имени Думы, в случае, если она этот запрос поддерживает.

В Думе приоритетному рассмотрению подлежат срочные законопроекты, послания и обращения Президента, проекты ФЗ о бюджете, ФКЗ, возвращенные ФЗ, нормативные акты Собрания Союзного государства Беларуси и России, проекты постановлений Думы, Регламента, ФЗ о ратификации договоров.

Акты Думы – Постановления, заявления, парламентские запросы.

К ведению ГосДумы относятся вопросы, предусмотренные ст. 103 КРФ

- дача согласия Президенту о назначении Председателя Правительства

- решение вопроса о доверии Правительству

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах деяетльности (введн в 2008 году поправкой к КРФ)

- назначение на должность и освобождение от должности Председателей ЦБ, Счетной палаты, половины аудиторов, Уполномоченного по правам человека

- объеявление амнистии

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал