Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.






Возможность субъектов РФ создавать свои органы конституционного правосудия предусмотрена ФКЗ “О судебной системе”. Таких судов сейчас 24. Наименование суда связано с наименованием основного закона субъекта.

Конституционный (уставной) суд есть орган конституционного контроля. Аналогичными КС РФ являются его полномочия. Конституционные (уставные) суды разрешают дела о соответствии конституции, уставу субъекта нормативных актов субъекта и органов МСУ субъекта. В отдельных субъектах суды наделены правом оценивать договоры субъекта, ращрешать споры о компетенции, толковать конституцию или устав субъекта, выступать с законодательной инициативе. Как правило, в суде от 5 до 9 судей. Назначение на должность судьи осуществляет законодательный (представительный) орган субъекта. Кандидат должен обладать безупречной репутацией, высшим юридическим образованием, высокой квалификацией в области права, стажем работы по специальности, есть возрастные ограничения. Он не может состоять в политической партии, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой.

72.Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: общие принципы организации и деятельности, виды, порядок формирования.

В субъектах РФ есть своя государственная власть и формируется она субъектами. В соответствии с частью 2 статьи 11 КРФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими ОГВ. К госвласти субъектов применяется принцип разделения властей.

ОГВ едины, они устанавливаются в соответствии с основами конституционного строя РФ. (ч. 1 ст.77)
Специальным федеральным актом по теме является ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ” 1999 г.

В каждом субъекте есть основной закон, который регламентирует особенности статуса и деятельности ОГВ.

В субъектах есть законодательный ОГВ (законодательное собрание, которое избирается по пропорциональной или смешанной системе), высший коллегиальный исполнительный – правительство или администрация, высшее должностное лицо, отраслевые исполнительные ОГВ (назначаемые, высшее должностное лицо назначает Правительство или администрацию, само оно назначается легислатурой, представляется Президентом, кандидатуры представляет победившая на выборах в субъекте партия.

Существуют суды субъектов – конституционный (уставной) суд и мировые судьи.

Деяетльность ОГВ субъектов осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- государственная и территориальная целостность РФ

- распространение суверенитета РФ на всю территорию, верховенство законов РФ

- единство системы госвласти, разделеение властей

- разделение предметов ведения между Федерацией и субъектами

- самостоятельность ОГВ субъектов.

Установлены полномочия ОГВ субъектов, законы и иные номративные акты субъектов не должны противоречить федеральным, ОГВ субъектов несут ответственность за нарушениезаконодательства.

Территориальные органы исполнительной федеральной власти могут назначаться с согласования с субъектами.

73.Законодательные(представительные)органы государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ является постоянно действующим, высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Наименования данного органа различны – Законодательное Собрание, Дума, Совет депутатов, Хурал и т.д.

Данный орган действует не полностью на профессиональной основе, это зависит от субъекта.

Число депутатов устанавливается субъектом РФ и зависит от местного усмотрения (в Воронежской области – 56) В течение срока своих полномочий депутат не может работать в иных ОГВ или МСУ, если он осущетвляет свою деятельность на профессиональной основе – не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. В случае привлечения депутата к ответственности, выполнения иных уголовно- или административно-процессуальных действий применяется особый порядок действий. Депутат не может быть подвергнут ответственности за деяетльность в ОГВ.

Представительный орган субъекта преимущественно имеет одну палату, бывают двухпалатные (Великий Хурал Тывы – Палата Представителей – 130 депутатов, Законодательная палата – 32 депутата)

Срок полномочий различается, не может превышать пять лет. Досрочное решение может быть в случае самороспуска, роспуска высшим должностным лицом субъекта, вступления в силу решения суда о неправомочности состава, роспуск органа Президентом РФ.

Основные полномочия ОЗВ субъекта:

- Законодательные – принятие законов субъекта по вопросам ведения субъекта и совместного ведения в пределах полномочий субъекта

- Бюджетные – утверждение бюджета субъекта, территориальных налогов и сборов, порядка управления собственностью субъекта

- Государственное строительство – административно-территориальное устройство, порядок проведения выборов и референдумов субъекта, структура исполнительных органов

- Кадровые – назначение и освобождение от должности некоторых должностных лиц, выражение недоверия главе исполнительной власти

- Контрольные полномочия

В данных органах имеется председатель, который выполняет организационные и представительские функции, заместитель председателя, комитеты и постоянные комиссии, в которых входят депутаты, депутатские группы и фракции.

Особым является законодательный процесс. Инициативой обладать могут депутаты, высшее должностное лицо, представительные органы МСУ. Закон субъекта принимается в двух чтениях.

74.Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.

На оснвоании федерального закона система ОИВ субъекта выглядит следующим образом: высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, отраслевые и территориальные исполнительные органы.

Высшее должностное лицо возглавляет высший коллегиальный орган.

Высший исполнительный орган – правительство или администрация.

Отраслевые – министерства, департаменты, управления

Территориальные – префектуры, администрации на части территории субъекта.

Данные органы являются ОГВ субъекта.

Высший исполнительный ОГВ субъекта является постоянно действующим органом исполнительной власти. Основные направления деятельности и полномочия обусловлены его ответственностью за экономическое, социальное и культурное развитие субъекта. Он наделен полномочиями по исполнению и отчету по бюджету, разрабатывает проект бюджета и программы социально-экономического развития, управляет и распоряжается собственностью субъекта, участвует в реализации федеральной политики, в реализации ПСЧГ, борьбе с преступностью.

Называется по-разному в соответствии со спецификой субъекта. Если он является правительством, то у него есть свои акты – постановления и распоряжения, если администрацией, то акты издает глава администрации.

75.Высшее должностное лицо субъекта РоссийскойФедерации: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.

В субъекте, как правило, совмещается должность главы исполнительного органа и высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта есть представитель субъекта, руководитель высшего коллегиального ргана и всей системы исполнительной власти в субъекте. Различны наименования должности (глава администрации, глава республики, президент (с 2010 года не именуются), губернатор, председатель правительства, мэр). Кандидатура высшего должностного лица субъекта предлагается президентом РФ и утверждается органом законодательной власти. При этом кандидатуры на выбор Президенту предлагают представители победившей в субъекте партии.

Кандидатуры представляются с информационными материалами по кандидатуре, декларацией о доходах, заявлением о согласии на рассмотрение кандидатуры. Высшим должностным лицом субъекта может быть гражданин, достигший 30 лет, который может быть принят на государственную гражданскую службу по основаниям, установленным федеральным законодательством. Он не может быть одновременно членом ОГВ или находиться на оплачиваемой работе. Он наделяется полномочиями на срок не более 5 лет. Полномочия прекращаются досрочно в случаее смерти, отставки, отрешения с выражением недоверия легистратурой, отрешения в связи с утратой доверия Президента, признания недееспособным, умершим, осуждения, выезда за пределы РФ на ПМЖ, утраты гражданства.

Это лицо выполняет функции представительства субъекта РФ, отвечает за состояние дел в субъекте, руководит внутренней политикой, отвечает за управление народным хозяйством, представляет проект бюджета и программ социально-экономического развития, формирует высший исполнительный орган власти и является его руководителем, может участвовать в формировании иных ОГВ, имеет право законодательной инициативы, имеет право награждать почетными званиями и наградами субъекта, издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению в субъекте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.