Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смерти в диаволе противостоит вечная жизнь во Христе, пребывающем в единении с Богом. (О пребывании в слове Иисуса Христа).




Ин. 8:28, 31, 37, 40, 43, 45, 47, 51

[по еп. Кассиану]: «Поэтому сказал Иисус: когда вы вознесете сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь, и от Себя не делаю ничего, но как научил Меня Отец, так говорю. ...Говорил же Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если вы пребудете в слове Моем, воистину вы ученики Мои, ...Знаю, что вы семя Авраамово; но вы ищете Меня убить, потому что слово Мое не вмещается в вас. ...Теперь же вы ищете Меня убить: Человека, Который сказал вам истину, а услышал Я ее от Бога. Этого Авраам не делал. ...Почему вы речи Моей не понимаете? Потому что не можете слышать слова Моего. ...А Мне, потому что Я говорю истину, вы не верите. ...Кто от Бога, слова Божии слышит; вы потому не слышите, что вы не от Бога. …Истинно, истинно говорю вам: если кто Мое слово соблюдет, не увидит смерти вовек».

* Пребывание в слове Иисуса Христа получает в контексте всего Ин. значение условия познания Отца, принятия Духа и освобождения от греха. Причем «пребывание в слове Иисуса Христа» понимается как причастность к слову Отца, ибо слово Христово есть исполнение Его посланничества Отцом. Пребывание в слове Христовом приобретается познанием и принятием Его «воскресения», т.е. причастности к Его страстям и прославлению. Такое понимание пребывания в слове Христовом делает причастников Его прославления истинными учениками Христовыми. При этом отвержение слова Иисуса Христа инспирирует желание убить Его, о чем свидетельствует весь контекст Ин. Это объясняется тем, что «слово Христово» – это истина о Его Божестве, которую Он «слышал от Бога, т.е. о Божестве, рождающемся от Бога Отца. Причем непонимание речи Христовой объясняется Им в 43 стихе не способностью слышать слов Его, что получает объяснение в 44 стихе в утверждении об усыновлении иудеев диаволу. Как сыны диавола, «человекоубийцы иудеи» не могут принимать слово Христово, как говорящего истину. Именно происхождение «не от Бога» рождает неприятие слова Христова. Т.о., тема пребывания в слове Христовом или неприятия Его органично входит в общую сквозную тему Ин. – тему противостояния света и тьмы. Тема получает завершение в 51 стихе: пребывание в слове Христовом, как участие в Его жизни, страстях и прославлении становится условием жизни и жизни вечной, а неприятие слова приводит к смерти. Тема получает разрешение в метафизической вечности.

* «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (ст.59-59). Чтобы внушить слушателям более серьезное отношение к Своим словам, Христос заявляет, что Он существовал ранее Авраама. Потом Он говорит о Себе «есмь», т.е. имею вечное существование, в противоположность сменяющимся поколениям. Такое выражение какое в ВЗ употреблял о Себе только Иегова (Исх. 3, 14), показалось слушателям прямым богохульством.



Споры об Иисусе на празднике Кущей. Перед появлением Христа на празднике, сообщает евангелист, «Иудеи искали убить Его» (Ин. 7, 1) и о Нем среди иудеев не было единого мнения: «одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев» (Ин. 7, 12-13). Во время беседы в преполовение праздника многие иудеи уверовали в Него (Ин. 7, 31), из-за чего первосвященники и фарисеи послали служителей схватить Господа (Ин. 7, 32). Не понимая слов Христа об отшествии, иудеи подумали, что Он собрался идти в «Еллинское рассеяние» (Ин. 7, 35). Во время беседы в последний день праздника (Ин. 7, 37-39) многие из народа посчитали Христа пророком, другие же говорили, что Он точно Христос, иные же сомневались, ошибочно указывая на несоответствие происхождения Христа со словами Писания (Ин. 7, 40-43). После того как произошла эта распря, уже среди первосвященников и фарисеев произошел спор о Христе. Служители, не исполнившие повеление схватить Господа (совесть, по-видимому, подсказывала им, что грех тронуть такого Человека), возвратились к пославшим их членам синедриона и исповедали перед ними, что сила Господа была столь могуча и неотразима, что они не смогли исполнить данного им поручения. После такого ответа служители были обвинены в прельщении Им. Никодим явно не показывал своего отношения ко Христу, только сослался на слова из закона о судопроизводстве, что было воспринято как отсутствие единомыслия с фарисеями и как незнание, что говорит Писание о происхождении Мессии (Ин. 7, 50-52).



Исцеление слепорожденного (Ин. 9, 1-41). (100 Синопсис)

а) свидетельство Иисуса Христа как о «Свете мира» и исцеление слепорожденного (Ин. 9:4-5, 17-22, 30, 32-33, 37, 39-40)

«И спросили Его ученики Его, говоря: Равви, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился? Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нем. ...Сказали тогда некоторые из фарисеев: не от Бога Этот Человек, потому что субботы не соблюдает. Другие же говорили: как может человек грешный творить такие знамения? И было между ними разделение. …Итак, призвали человека вторично, того, кто был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он же ответил: грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что слеп был и теперь вижу. ...Мы знаем, что грешников Бог не слушает: но если кто боится Бога и волю Его творит, того слушает. ...Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего. Ответил они и сказали ему: в грехах ты весь родился, и ты учишь нас? И выгнали его вон. ...Сказал им Иисус: если бы вы были слепы, не имели бы греха. Ныне же вы говорите: «мы видим». Грех ваш пребывает».

Христос есть «свет мира» и ищущим Его дает «свет жизни» (ср. 8, 12), а тем, которые не принимают Его свидетельства и отвергают Его Самого, Он принесет «суд», состоящий в том, что они останутся во тьме неведения и греха. Подробности же допроса, учиненного фарисеями исцеленному и его родителям, Иоанн сообщает для того, чтобы показать, как фарисеи всячески старались внушить народу мысль, что никакого чуда Христос не совершал. В прежнее время они не осмеливались оспаривать самого факта чуда (гл. 5), теперь же дошли до того, что отрицают и само совершение чуда. С одной стороны их ненависть ко Христу очень усилилась, с другой – они решили подавить в народе всякое сочувствие ко Христу, даже путем извращения фактов [Лопухин].

[по Кассиану]: Свидетельство Христа о Себе как о свете миру входит в сквозную тему Ин. Противостояния света и тьмы. В Ин.9 понятие света получает личностное отождествление со Христом, причем время пребывание Его в мире понимается как день («Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру»: Ин. 9, 4-5), день милосердия и деятельной любви. В контексте 9-й гл. Ин. тема света и тьмы получает свою актуализацию в противопоставлении прозрения слепорожденного и духовного ослепления иудеев. Тема получает разрешение в сговоре иудеев отлучить от синагоги принявших свет - признавших Иисуса Христом. Но в словах слепорожденного неприятие Света-Христа выглядит абсурдным. Это объясняется прежде всего опытным переживанием не только чуда своего исцеления, но и встречи со светом-Христом. Эта мысль получает подтверждение в исповедании исцеленным своей уверенности в богопосланничестве Христа.

Эта уверенность становится верой во Христа о опытной встречей с ним в словах Христа «И видел Его, и Он говорит с Тобою». Т.о. тема фактически заканчивается победой света в отдельном человеке как в единой покаявшейся овце. Тема получает завершение и одновременно новый виток развития в заключительном отрывке 39-41 стихов, где в словах Христа тема «свет-тьма» приобретает значение покаяния как обращения к свету и духовный слепоты как воплощения и средоточия греху.

[Ответ по плану Емельянова]:

- Ин. 9, 2: в Исх. 20, 5, Втор.5, 9; Иереем. 32, 16 сказано, что Бог наказывает детей за грехи родителей до 3-го и 4-го рода, но как можно считать слепоту этого человека следствием собственных грехов, если он родился слепым? Основательнее других думают те, которые толкуют, что ученики при этом вопросе имели ввиду Божественное предвидение будущих грехов этого человека и сообразно с этим предварение наказания по примеру с историей Исава, над которым тяготел уже приговор, когда он находился еще в утробе матери (Быт. 25, 23), хотя Исав уже впоследствии презрением права первородства и продажей его совершил грех, за который объявлено наказание (ср. Рим. 9, 11 и 9). Бог предвидит злое как свободное действие человек, не желая, конечно, совершения его, и так как всякое земное наказание заключает в себе и возмездие, и переход к освобождению от него, то Он посылает наказание прежде греха, чтобы ослабить грех в его совершении и тем сильнее возбудить чувство раскаяния [Барсов].

Иисус Христос отрицает обе указанные в вопросе причины слепоты. Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: «Не согрешил ни он, ни родители его» (Ин. 9, 3а), хотя, как люди они не безгрешны вообще. «Но для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3б), т.е. чтобы через это исцеление открылось, что Христос есть Свет мира, что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная [Аверкий].

- Видимые действия при исцелении: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9, 6-7). Помазание очей брением из плюновения и вода были физическими знаками, посредством которых Он передал и сообщил слепому чудотворную силу, так же как и в Церкви Христовой сообщение Его благодати происходит посредством внешних знаков. Господь употребляет эти внешние средства главным образом для того, чтобы возбудить доверие в слепом и таким образом приготовить его к вере [Барсов].

- Отправление слепого к купальне Силоам. Еврейское имя Силоам евангелист переводит словом «посланный» и находит в этом названии купели прообразовательное значение, но не в отношении к Мессии как посланнику Божию, а в отношении к слепому, который был послан в купель. Данное прежде название этой купели, по мнению евангелиста, было пророчесвом на посольство слепого к этой купели и на совершившееся чудо.

- Господь исцелил слепорожденного в субботу. Замечание евангелиста (ст. 14), что исцеление произошло в субботу, сделано не для того, чтобы представить основание, почему соседи и знакомые привели его к фарисеям, но потому, что это обстоятельство некоторыми из фарисеев (ст. 16: «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы») выставлено было, чтобы подорвать значение чуда [Барсов].

Тема слепоты духовной и духовного зрения:

- Чудо исцеления слепорожденного как просвещение светом Христовым.

- Фарисей: «не от Бога этот человек» (Ин. 9, 16).

Слепой исповедует Христа пророком: «Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (9, 17).

- Фарисей: «Человек Тот грешник» (9, 24)

Слепой: «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (9, 33).

- Фарисеи «выгнали его вон» (9, 34).

Слепой уверовал во Христа «и поклонился Ему» (9, 38).

- Слепой обретает полноту духовного зрения: «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (9, 39)

Господь обличает фарисеев, которые точно понимают слова Спасителя (9, 40), но не принимают Его: «Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (9, 40-41).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал