Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения. 1. Являются ли следующие понятия совместимыми: а) «автобус», «троллейбус», б) «экран», «телевизор», в) «черный квадрат»






1. Являются ли следующие понятия совместимыми: а) «автобус», «троллейбус», б) «экран», «телевизор», в) «черный квадрат», «красный квадрат», г) «лейтенант», «старший лейтенант», д) «хищник», «рыба», е) «Европа», «Азия»?

2. Определите вид отношения между следующими понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера: а) «высшее учебное заведение»,» университет», б) «дворянин», «декабрист», в) «русский писатель», «автор поэмы «Мертвые души»«, г) «президент», «президент России», «глава государства», д) «художественная литература», «литература», «драматургия», е) «отец», «сын.

3. Подберите понятия, находящиеся в отношении подчинения к данным: «студент», «военнослужащий», «социальный работник», «молочный продукт», «испанец», «сломанный велосипед», «неудачливый бизнесмен».

4. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие: а) «учебник», б) «роман», в) «дипломат», г) «имя» (в логике), д) «химический элемент», е)»комедия», ж) «игра».

5. Определите вид отношений между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем: а) А — «ученый», В — «писатель», С — «общественный деятель», б) А — «участник отечественной войны 1812 года», В — «генерал», С — «гусар», в) А — «автор романа «Воскресение»«, В — «писатель», С — «русский писатель», д) А — «еженедельник», В — «периодическое издание», С — «газета «Брянский рабочий»«.

Для определения вида отношений между понятиями по объему нужно: 1) соотнести представление об объеме понятия с кругами Эйлера; 2) если дано несколько понятий, определить сначала отношение между двумя, а затем присоединять по одному остальные. Пример: А — человек, В — студент, С — юрист. Всякий студент обладает признаками человека, но только некоторые люди обладают признаками студента. Значит между понятиями «студент» и «человек» отношение вида и рода, т.е. круг В входит полностью в круг А. Такое же отношение между понятиями «юрист» и «человек», значит круг С тоже входит в круг А. Но содержание следующих истинных суждений: «Некоторые юристы — студенты» и «Некоторые юристы не являются студентами» — позволяет установить, что отношение между В и С — это отношение пересечения. Другие истинные суждения, соответствующие приведенной схеме, можно сформулировать следующим образом: «Некоторые люди не являются студентами», «Некоторые студенты — юристы», «Некоторые студенты не являются юристами».

Таким образом, все понятия в задаче являются совместимыми: отношение подчинения между А и В, А и С; отношение пересечения между В и С.

 

 

 

В С

 

А

 

Рис. 8

6. Подберите понятия, которые находились бы в отношениях, соответствующих следующим круговым схемам:

 
 


В

 

А В С

 

А С

 

 

Рис. 9 Рис. 10

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.