Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 13 (2). Конституция РБ. Введение должности Президента РБ.




Особо важную роль в закреплении государственного суверенитета Беларуси сыграло принятие 15 марта 1994 г. Верховным Советом Конституции Республики Беларусь, согласно которой Республика Беларусь объявлялась унитарным демократическим социальным правовым государством.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе федеративных единиц (республик, штатов и т. п.), а делится на административно-территориальные единицы (области, районы и т. п.). Республика Беларусь разделяется на области, которые не имеют статуса самостоятельного государственного образования. Вместе с тем они обладают определенной самостоятельностью в решении ряда вопросов, сочетая при этом общегосударственные интересы с интересами местного населения.

В демократическом государстве обеспечиваются права человека, а единственным источником государственной власти является народ. Это положение закреплено в Конституции Республики Беларусь.

Правовое государство — государство, в котором реализуется принцип разделения властей на три ветви: на законодательную и исполнительную, которые взаимно контролируются, а также на независимую судебную. В правовом государстве осуществляется принцип верховенства закона, обязательное исполнение всеми государственными органами и должностными лицами законов, равенство всех людей перед законом, обеспечение прав и свобод граждан/

Понятие «социальное государство» обозначает, что основной целью Республики Беларусь является создание условий для свободного и достойного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества.

24 ноября 1996 года Конституция была обновлена и дополнена по результатам референдума. Существенная часть изменений - перераспределение полномочий в пользу исполнительной власти и президента, в частности президент получил право назначать и увольнять с должности всех министров, генерального прокурора, судей и руководство Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, из Конституции была убрана статья, в которой Республика Беларусь провозглашалось национальным государством белорусского народа.

Современная редакция Конституции Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей.

17 октября 2004 года на референдуме из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока.

Конституция 1994 г. устанавливала в Республике Беларусь президентскую форму государственного управления. В Конституции утверждалось — Главой государства является Президент Республики Беларусь. Его обязанности включали важнейшие вопросы жизнедеятельности республики — охраны суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения политической и экономической стабильности, соблюдения прав и свобод граждан. Президент призван был руководить системой органов исполнительной власти и обеспечивать их взаимодействие с представительными органами, формировать высший исполнительный орган и нести ответственность за его работу.

Летом 1994 г. в Республике Беларусь состоялись первые президентские выборы. Большинство избирателей (свыше 80 %) отдали свои голоса за Александра Григорьевича Лукашенко.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал