Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие трудовой правосубъективности.






Необходимой предпосылкой участия в трудовом правоотношении, т. е. обладания тру­довыми правами и обязанностями, является трудовая правосубъектность (праводееспособность), которая включает два элемента: правоспособность и дееспособность. Трудо­вая правоспособность - это способность иметь субъективные тру­довые права и нести трудовые обязанности, а трудовая дееспособ­ность - способность своими собственными действиями приобретать и осуществлять трудовые права, приобретать и исполнять трудовые обязанности. В отличие от гражданского права, в котором правоспо­собность и дееспособность могут не совпадать (например, малолет­ний обладает гражданской правоспособностью, но недееспособен), в трудовом праве правоспособность и дееспособность возникают одновременно и неотделимы друг от друга. Это связано с тем, что ра­ботник как субъект трудового права всегда выступает только в лич­ном качестве. В трудовом правоотношении, в отличие от гражданско­го, нельзя участвовать через представителя. Нельзя быть субъектом трудовых прав и обязанностей, не имея возможности самостоятельно эти права осуществлять, а обязанности исполнять. Поэтому в трудо­вом праве действует правило: кто правоспособен, тот и дееспособен, а вместо категорий правоспособности и дееспособности использует­ся, как правило, обобщенное понятие правосубъектности, или праводееспособности.

Трудовая правосубъектность работника

По общему правилу, трудовая праводееспособность работника возникает с 16 лет. Именно с этого возраста закон допускает возмож­ность заключения трудового договора с лицом, желающим устроиться на работу (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Следовательно, с достижением 16 лет каждый гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения. Вместе с тем существуют и ис­ключения из этого общего правила. Их можно разделить на две груп­пы. Первую составляют случаи, когда закон допускает прием граж­данина на работу (т.е. его вступление в трудовое правоотношение) до достижения им 16 лет. Таких исключений три:

1) в случаях получения основного общего образования (9 классов) либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет;

2) трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения им в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В данном случае трудовой договор может быть заключен только с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, которым является орган местного самоуправления;

3) в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства заключе­ние трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию.

Другую группу исключений составляют случаи, когда закон, наоборот, запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на некоторых работах. Заключение трудовых договоров на выполнение этих видов работ допускается, поэтому только с совершеннолетними, т.е. лицами, достигшими 18 лет. К таким работам относятся:

· работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

· подземные работы;

· работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, пе­ревозка и торговля спиртными напитками, табачными изде­лиями, наркотическими и токсическими препаратами).

В некоторых случаях для вступления в трудовые правоотно­шения закон требует наличия специальной праводееспособности. Так, для выполнения некоторых видов работ необходимо наличие специальных познаний, подтвержденных документом об образо­вании (диплом учителя, врача, юриста, водительское удостовере­ние и др.). Трудовой договор в этих случаях может быть заключен лишь при условии предъявления такого документа.

Иногда трудовая праводееспособность может быть ограничена. Такие ограничения устанавливаются либо для охраны жизни и здоро­вья самих работников, либо для обеспечения общественных интере­сов. Например, инвалиды не могут быть приняты на работу, которую они по состоянию здоровья не могут выполнять; лица, страдающие ин­фекционными заболеваниями, не могут быть допущены к работе в пи­щевых предприятиях и предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию (бани, парикмахерские и др.); лица, имеющие физиче­ские недостатки или страдающие психическими заболеваниями, не допускаются к работе с механизмами, которые могут представлять опасность для населения (например, городской общественный транс­порт); не могут приниматься на вредные работы лица, организм кото­рых не в состоянии противостоять вредным факторам производства; суд может лишить гражданина права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью в качестве меры уго­ловного или административного наказания (дисквалификация) и др.

Работодатель не вправе принимать работника на работу, не соответствующую его праводееспособности (общей, специальной или ограниченной). При нарушении этого правила, работник под­лежит увольнению, если его невозможно перевести с его пись­менного согласия на другую работу, соответствующую объему его праводееспособности. Однако при этом работнику должна быть выплачена заработная плата за фактически отработанное время, а также, если нарушение правил заключения трудового до­говора было допущено не по его вине, выходное пособие в разме­ре среднего месячного заработка (см. также § 4 гл. 7).

 

 

Трудовая правосубъективность работодателя

Работодателями в трудовых правоотношениях как уже отмечалось, являются, по общему правилу, физические или юридические (организации). Физические лица чаще всего выступают работодателями, если они занимаются предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица, т.е. имеют статус индивидуального предпринимателя. Развитие ры­ночной экономики в России потребовало законодательного за­крепления их трудовой правосубъектности, поскольку граждане-предприниматели в своей деятельности широко используют наемный труд. Трудовую правосубъектность такие граждане приобретают в момент их государственной регистрации в качестве индивиду­альных предпринимателей. Кроме того, работодателями выступают граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, но использующие наемный труд других граждан в своих интере­сах, не связанных с предпринимательством. Наиболее распрост­ранено использование гражданами труда «домработниц» (убор­щиц, горничных, кухарок и т. п.), а также сторожей, садовников, гувернёров, водителей автомобилей и др.

Юридические лица (организации) приобретают трудовую правосубъектность одновременно с гражданской, т.е. в момент их государственной регистрации. Права и обязанности организа­ций-работодателей в трудовых отношениях осуществляются их органами управления или уполномоченными ими лицами (адми­нистрацией). В состав администрации входят руководитель, его заместители, руководители структурных подразделений органи­зации и другие должностные лица, имеющие в своем подчинении работников. При этом представители администрации действуют в порядке, установленном законами, иными нормативными право­выми актами, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами.

Правоотношения, непосредственно связанные с трудовыми, их субъекты

Помимо основного трудового правоотношения, содержанием которого является обязанность работника трудиться с подчинением правилам утреннего трудового распорядка, а работо­дателя - обеспечивать надлежащие условия труда и выплачивать заработную плату, суще­ствует ряд иных правоотношений в сфере труда, производных от ос­новного. Это коллективно-трудовые отношения, возникающие, напри­мер, в связи с заключением коллективного договора; охранительные правоотношения, в рамках которых реализуются меры дисциплинар­ной и материальной ответственности сторон трудового договора; пра­воотношения по профессиональному обучению на производстве; про­цедурные и процессуальные отношения, возникающие в связи с рас­смотрением индивидуальных и коллективных трудовых споров, и т.п. Участниками указанных правоотношений, наряду с работниками и работодателями, могут выступать и иные субъекты. Таковыми, напри­мер, являются профессиональные союзы и их организации, представ­ляющие интересы работников в сфере социального партнерства, а также в сфере общественного контроля за соблюдением трудового законодательства. Субъектами правоотношений в сфере государст­венного надзора и контроля за соблюдением трудового законодатель­ства выступают органы федеральной инспекции труда. Участниками отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров явля­ются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды, а коллективных - примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений

Ведущим, наиболее значимым и самым рас­пространенным основанием возникновения трудовых правоотношений является трудовой договор, представляющий собой двухсторон­ний юридический акт, направленный на уста­новление трудовых прав и обязанностей ра­ботника и работодателя (см. подробнее гл. 7). Как правило, трудовой договор заключается по усмотрению сторон. Но иногда одного желания работника и работодателя для его заклю­чения недостаточно, необходимо наличие некоторых других фактов. В таких случаях говорят, что правоотношение возникает в силу сложного юридического состава, элементами которого выступают трудовой договор и иные факты, служащие основаниями для его за­ключения. Этими юридическими фактами согласно ст. 16 ТК РФ яв­ляются:

· избрание (выборы) на должность. Этот юридический факт часто предшествует заключению трудового договора с ру­ководителями организаций;

· избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Избрание по конкурсу на замещение должности может иметь место, если нормативными правовыми актами или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. Например, по конкурсу заме­щаются должности профессорско-преподавательского со­става высших учебных заведений;

· назначение на должность или утверждение в должности. Соблюдение этого порядка необходимо в случаях, предус­мотренных законом, иными нормативными правовыми

· актами или уставом организации. Работниками, назначаемыми на должность, являются, к примеру, государственные служащие;

· направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты. В ряде случаев на работодате­лей по закону возлагается обязанность принять на работу лицо в счет установленной квоты. Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и испытывающих трудности в поиске работы. В настоящее время квоты установлены для приема на работу инвалидов, а также несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· судебное решение о заключении трудового договора. Су­дебное решение является основанием для заключения тру­дового договора в случае, если гражданину было необосно­ванно отказано в приеме на работу, он обжаловал действия работодателя в суд и суд эту жалобу удовлетворил.

Основаниями изменения и прекращения трудового правоотно­шения могут быть самые разнообразные обстоятельства (юридичес­кие факты): соглашение работодателя и работника (например, о пере­воде на другую работу, об изменении оплаты труда, о расторжении трудового договора), одностороннее волеизъявление одной из сторон трудового правоотношения (увольнение по инициативе работодателя, увольнение по собственному желанию работника), событие (прекра­щение трудового правоотношения в связи со смертью работника) и т.д. Поскольку изменение и прекращение трудового правоотношения есть одновременно изменение или прекращение трудового договора, их основания будут рассмотрены ниже, в гл. 7 настоящего учебника.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое труд? Какие отношения складываются в про­цессе труда, и каково их взаимодействие? В чем состоит не­обходимость правового регулирования трудовых отношений? Каковы социально-исторические предпосылки формирования трудового права как самостоятельной правовой отрасли?

2. Охарактеризуйте предмет трудового права. Назовите при­знаки социально-трудовых отношений. Что такое техническая и общественная организация труда?

3. Что понимается под отношениями, непосредственно свя­занными с трудовыми? Перечислите эти отношения.

4. Каковы особенности метода трудового права?

5. Опишите систему трудового права.

6. Какова роль Конституции РФ и норм международного права в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений?

7. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ и иного федерального законодательства в сфере труда. В чем состоит принцип верховенства ТК РФ?

8. Назовите и охарактеризуйте иные нормативные акты, со­держащие нормы трудового права. Что такое локальное нормотворчество и какова его роль в регулировании трудо­вых отношений? В чем смысл иерархии нормативных актов?

9. Раскройте содержание принципа единства и дифферен­циации трудового законодательства. Каковы специфические особенности системы источников трудового права РФ?

10. Дайте понятие трудового правоотношения. Каково содер­жание трудового правоотношения?

11. Кто является участниками трудового правоотношения? Что такое трудовая правосубъектность и каковы ее элементы? Расскажите о трудовой праводееспособности работника.

12. Кто может выступать в трудовых правоотношениях на стороне работодателя? Охарактеризуйте трудовую право­субъектность работодателя. Назовите участников правоот­ношений, непосредственно связанных с трудовыми.

13. Каковы основания возникновения, изменения и прекра­щения трудовых правоотношений?

 

 

ГЛАВА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

 

§ 1. Организация занятости и трудоустройства населения в России

Вступление России в рыночные отношения означало неиз­бежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и за­прета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, а это предполагает более справедливую оплату труда тех работ­ников, кто действительно трудится. В то же время работники, ра­бочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке труда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, воз­росла по сравнению с 1992 годом в 2, 3 раза и к началу 1994 года достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистриро­ванных безработных за этот же период возросла в 1, 4 раза и со­ставила на начало 1994 года 835 тыс. человек[19]. Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регули­рования отношений занятости и трудоустройства.

Законодательство и трудоустройство

Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является 3акон РФ от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации»[20] (далее - Закон о занятости), подробная характеристика которого будет да­на ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройст­ве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специаль­ной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Про­фессиональная подготовка, переподготовка и повышение квали­фикации работников» и др.). Кроме того, отношения занятости и трудоустройства регулируются иными федеральными закона­ми, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.

Важнейшим условием эффективного правового регулирова­ния занятости и трудоустройства является разработка государст­венной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокра­щение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государст­венные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет феде­ральные целевые программы содействия занятости населения [21] .

Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустрой­ству играет определение Законом о занятости основных юридиче­ских понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подхо­дящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.

Понятие и формы занятости

Занятость - это деятельность граждан, свя­занная с удовлетворением личных и обще­ственных потребностей, не противореча­щая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются граждане: • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо непол­ного рабочего времени, а также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуют­ся специально для безработных;

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продук­цию по договорам;

· выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

· являющиеся членами производственных кооперативов (ар­телей);

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность;

· проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполни­тельной системы;

· проходящие очный курс обучения в образовательных уч­реждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обуче­ние по направлению службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, пере­подготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подго­товкой к военной службе, исполнением других государст­венных обязанностей и др.);

· являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества - общественных и религи­озных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчерк­нуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законо­дательству России каждому гражданину принадлежит исключи­тельное право распоряжаться своими способностями к производи­тельному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные права граждан и гарантии государства в области занятости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.