Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голова номер 2 – Холодная война.






 

  Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х и до начала 1990-х годов.

 

Изначально отцы-основатели коммунистического строительства стремились к Мировой революции, чтобы сразу, во всех странах мира, начать строить новое общество светлого будущего. Эта идея охватывала огромное число умов, не только в нашей стране, но и в странах Европы и даже дальше. Но, по многочисленным причинам, мировая революция не свершилась. Тем не менее, Ленин с соратниками делали все, чтобы добиться результата. Так продолжалось вплоть до самой смерти Ленина и даже чуть позже.

После того, как к власти пришел И.В. Сталин, курс партии начал изменяться. Идея построить коммунизм во всем мире была отвергнута Сталиным[69], как ненужная, даже вредная для развития советской страны. Он сосредоточился на построении мощного, современного индустриального государства с новой социалистической направленностью только в рамках СССР. После его смерти и, в особенности, после 20 съезда КПСС, его подход был подвергнут ревизии.

Во многом это было связано с результатами Второй Мировой войны, а именно – наличием «буферной» зоны, включающей в себя социалистические страны. После окончания Второй Мировой войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего, коммунистические партии. В Греции набирало мощь партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Албании, Югославии и Болгарии, где уже у власти находились коммунисты. СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства.

Наличие этой зоны социалистических стран воспринималось Западной Европой как отторжение Советским Союзом огромной части европейского континента, по сути, как аннексия. Но, если Сталин воспринимал эти страны, как территорию защиты рубежей (не более того), то последующие правители стремились к глобальному насаждению коммунистической идеологии по всему миру.

Уже во времена Н.С. Хрущева целью стало распространение коммунистической идеологии на другие страны. На эти задачи расходовались огромные средства. СССР вкладывал в страны Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии огромное количество денег, поставлял туда природные ресурсы, металл, оборудование и оружие для поддержки потенциальных революций или защиты уже свершившихся.

СССР к этому времени показал себя, как мощное государство, способное к быстрому решению задач развития, избавленному от регулярных кризисов капиталистических стран, имеющему более высокий темп роста экономики, доказавшее свою силу победой в Великой Отечественной Войне. Сам народ Советского Союза, воодушевленный Победой, видя реальные завоевания социализма, гордился этим, и с энтузиазмом брался за новые задачи. В то время СССР представлял собой реальную угрозу для существования мировой капиталистической системы, в первую очередь, как пример для населения других стран. Неудивительно поэтому, что все это вызывало отторжение со стороны западного мира.

Западные страны видели этот советский «вызов» и искали пути борьбы с ним. Военный способ решения проблемы не годился – советская армия была сильна, как никогда. Активные поиски ответа на советский вызов шли и в государственном департаменте США. Еще в 1949 году в США была создана Организация Североатлантического Договора – НАТО[70] во главе с Соединенными Штатами, как противовес растущей силе Советского Союза. СССР также (в 1955 году) создал с участием европейских социалистических стран свой блок противостояния – союз стран Варшавского договора[71]. Это были два военно-политических блока, разделившие мир на два противоборствующих полюса. С этого момента можно считать возникновение двухполярного мира.

И СССР и США активно работали над привлечением на свою сторону других государств, пытались втянуть их в орбиту своего влияния. Однако желаемый результат в полном объеме достигнут не был. Даже среди дружественных СССР стран нашлись такие, что не захотели полностью исполнять волю старшего соседа. Наиболее ярким примером может служить Югославия. Так, руководители коммунистической партии Югославии, вопреки воле Сталина, не захотели включать свою страну в Балканскую федерацию. Между СССР и Югославией были разорваны межгосударственные отношения. И, даже после смерти Сталина, при потеплении советско-югославских отношений при Хрущеве, компартия Югославии продолжала успешно противостоять идеологическому и политическому давлению СССР и даже выдвинула свою собственную модель построения социалистического общества[72].

В 1961 году возникло движение неприсоединившихся стран[73], открыто не примкнувших ни к одной из двух ведущих противоборствующих сторон. Это новое явление в мировой политике, возникшее в результате распада колониальной системы империализма и появления большого числа новых суверенных государств. Стоит заметить, что Югославия, входившая ранее в это Движение, и вступавшая в серьезные идеологические трения с Советским Союзом, более не существует как единое самостоятельное государство. Интересный поворот Истории!

На XXI съезде КПСС Хрущев выступил с докладом, в котором выдвинул новое теоретическое предположение о возможности более или менее одновременного перехода стран социализма во вторую фазу коммунистического общества. В материалах XXI съезда содержался анализ состояния классовой борьбы в буржуазных странах. «В капиталистических странах», – говорится в источнике, – «проявляются зловещие признаки натиска реакции и фашизма». Можно сказать, что с этого момента СССР начал программу активного внедрения и пропагандирования своей модели, как среди стран, уже входивших в социалистический лагерь, так и среди неопределившихся.

Однако, во многих идеологически неопределившихся странах отношение к построению коммунизма было далеко не таким радужным, как это представлялось советским идеологам. На мировой арене разыгралась борьба за влияние в странах третьего мира. Если на первых порах сам факт противостояния двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг государств, открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР свои конкретные узконациональные задачи.

«Холодная война» велась не только в политике, но и в области культуры, спорта. Так, например, США и многие страны Западной Европы бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Оборотной стороной специфического участия СССР в международном разделении труда стала внешняя задолженность его зарубежных партнеров – развивающихся стран. Это глобальная проблема, которая обострилась в начале восьмидесятых годов. Обусловлено это было хроническим дефицитом текущего платежного баланса, структурным дисбалансом экономики в результате односторонней интеграции в мировое хозяйство. Лидерами среди мировых должников стали получатели советских кредитов – Египет, Индия, Индонезия, страны Африки. К концу двадцатого века из 127 развивающихся стран 70 имели просроченную задолженность или реструктурировали свои долги не менее одного раза. Бывшие социалистические страны, быстро освоившие мировой рынок ссудных капиталов, также стали крупными должниками.

Среди получателей кредитов СССР – Куба (около 20% кредитов), Монголия, Вьетнам, КНДР, Ангола, Эфиопия, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, – всего около 100 стран. Из них около 50 и в настоящее время остались должниками России как правопреемницы СССР. Руководство СССР, очевидно, предполагало списание большей части долгов развивающихся стран социалистической ориентации за счет снижения жизненного уровня советского народа[74]. Кредиты СССР развивающимся странам в большей части, в зависимости от страны-заемщика, либо списывались, либо погашались их традиционными экспортными товарами.

К середине 60-х годов в деятельности Советского Союза на международной арене были определены три основные стратегические цели:

· укрепление и расширениесоциалистического лагеря, единство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;

· поддержка национально-освободительного движения, коммунистических и рабочих партий, решительный отпор агрессивным силам;

· мирное сосуществование государств с различным социальным строем, устранение угрозы мировой войны, расширение взаимовыгодных деловых контактов.

Как мы видим, основной упор производился на увеличение и упрочение влияния СССР на развивающиеся страны, на активное участие в их революционных движениях. Порой, ради благой цели, Советский Союз поддерживал откровенно одиозные диктаторские режимы (Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Лаос и др.), ничуть при этом не беспокоясь о том, как будет выглядеть такая политика со стороны[75].

К концу 60-х – середине 70-х годов резко усилилась борьба народов с колониализмом и неоколониализмом. В целом, «колониальную систему империализма в ее классических формах можно было считать уже ликвидированной[76]». Таким образом, необходимо было активизировать наступление социализма в странах, освободившихся от колониальной зависимости, но еще не определившихся в своем дальнейшем пути развития. Во многом это происходило за счет собственных ресурсов советской страны.

Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений, особенно тех, что заявили о выборе социалистического пути развития. Критерием при принятии решения о предоставлении помощи (военной, экономической, технической), стали геополитические выгоды для осуществления имперских глобалистских планов, распространения влияния СССР и социализма на новые регионы. Наряду с геополитическими присутствовали и политико-идеологические мотивы в отношениях СССР со странами «третьего мира». Они основывалась на тезисе В.И. Ленина о возможности для ряда отсталых стран миновать или сократить стадию капиталистического развития.

Важнейшей составной частью интернациональной помощи развивающимся странам стало экономическое сотрудничество, особенно интенсивное в конце 60-х и в 70-х годах. При техническом содействии Советского Союза в освободившихся государствах создавались крупнейшие государственные предприятия в ключевых отраслях экономики: металлургии, энергетике, машиностроении, геолого-разведочных работ, сельском хозяйстве.

Начиная со второй половины шестидесятых годов зоны геополитических интересов СССР расширились, распространившись не только на традиционные для России регионы Европы и Азии, но и на ряд стран Африки, Латинской Америки. Запад воспринимал это как угрозу коммунизма, советский экспансионизм в действии. Ареной противоборства СССР и США становились государства Латинской Америки. Стремление СССР расширить с ними связи, оказание поддержки прокоммунистическим силам в Никарагуа, Чили, Сальвадоре и других странах встречали активное противодействие США. Расширявшееся влияние СССР в центрально-американском регионе поставило мир на грань ядерной катастрофы, когда в октябре 1962 года Советский Союз разместил на Кубе свои ядерные ракеты в ответ на размещение США в 1961 году ракет средней дальности на территории Турции. И только личное общение Хрущева и Кеннеди позволило отвести угрозу. Ракеты были демонтированы и увезены обратно.

Более десяти лет СССР оказывал помощь Северному Вьетнаму, который вел борьбу против американской агрессии. Разносторонняя советская помощь, поддержка других социалистических стран помогла вьетнамскому народу одержать победу. В 1975 году завершилось воссоединение Северного и Южного Вьетнама. Эта победа явилась высшей точкой в расширении сферы влияния социализма в этом регионе. Советское руководство поддерживало повстанческие движения в ряде стран Юго-Восточной Азии, прежде всего в Таиланде, оказывало помощь Кампучии[77], свергнувшей режим Пол Пота. Происходило сближение СССР с арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников.

В семидесятые годы советское руководство стремилось прежде всего оказать поддержку уже зависимым от Москвы радикальным промарксистским режимам, над которыми Москва могла осуществлять большую опеку. По такой модели СССР строил отношения с Анголой, Мозамбиком, Афганистаном, Эфиопией, Народной Демократической Республикой Йемен.

СССР тратил колоссальные средства и усилия на поддержку дружественных режимов в развивающихся странах. По западным данным, с 1966 по 1975 годы СССР предоставил развивающимся странам боеприпасов и военного снаряжения на сумму в 9, 2 миллиарда долларов, а с 1978 по 1982 гг. — на 35, 4 миллиарда долларов. В конце восьмидесятых на Советский Союз приходилось 35 % всех военных поставок в страны «третьего мира». Основными покупателями советского оружия были Ирак, Сирия, Ливия, Индия.

Следует заметить, что внешняя политика СССР в отношении «третьего мира» все больше приходила в противоречие с подлинными национальными интересами страны – обеспечением благосостояния собственного народа. В ущерб материальному положению советских людей, огромные материальные ресурсы тратились на поддержку зачастую сомнительных просоветских режимов, которые, как правило, оказывались ненадежными союзниками.

Советский Союз предоставлял развивающимся странам кредиты на более льготных условиях, чем это делали развитые капиталистические государства. Так, например, при экономическом и техническом содействии СССР на 1 января 1976 было введено в эксплуатацию 507 предприятий и объектов; на долю развивающихся стран приходилось более 37 % всего объема экономического и технического содействия, оказываемого СССР всем зарубежным странам, включая страны социалистического лагеря. При этом Советский Союз не преследовал получение прибыли и имущественных прав в отношении промышленных предприятий и других объектов, сооружаемых с его помощью. СССР также оказывал развивающимся странам помощь в подготовке национальных кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий советские специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей.

Подготовка высококвалифицированных специалистов в советских вузах не стоила ни копейки прибывшим на обучение из развивающихся стран, более того, все они получали бесплатное жилье и стипендии за счет Советского Союза. Однако самому СССР такая щедрая помощь обошлась «в копеечку». На октябрь 1992 года страны «третьего мира» задолжали СССР 146 миллиардов долларов, львиную долю которых вернуть невозможно[78]. При этом Советский Союз сам задолжал капиталистическим странам около 81 миллиарда долларов[79].

Грубейшим внешнеполитическим просчетом СССР было вооруженное вмешательство во внутренние дела Афганистана, очень скоро трансформировавшееся в необъявленную войну, которая тянулась 9 лет, стоила советскому народу гибели, по официальным данным, 14 тысяч солдат, больших материальных затрат, подорвала международный престиж Советского Союза.

Таким образом, в основе отношений СССР с развивающимися странами лежали не экономический расчет и человеческое сострадание, а идеологически перекошенные догмы марксизма-ленинизма, ради которых советское руководство посылало на смерть своих солдат и обирало своих подданных.

И, хотя «холодная война» не являлась в чистом виде внутренним фактором, присущим только Советскому Союзу, огромная часть вины за раздувание этой «войны» лежит на тогдашнем руководстве страны, всеми силами насаждавшими свою идеологию в многочисленных странах мира. Это привело к огромным затратам материальных, финансовых и человеческих ресурсов, отнятых у своего народа, у своей страны. По сути, СССР ради идеи мирового коммунизма «кормил» режимы во множестве стран, откладывая на второй план развитие собственной экономики. И это после тяжелейшей войны! И это в условиях враждебного окружения!

Этот фактор не мог не сказаться на темпах развития страны. И, естественно, сказался!

Никогда не забуду совет, данный «старшим» товарищем из государственной экзаменационной комиссии на экзамене по «Научному Коммунизму»: «Необходимо знать, что целью СССР и Коммунистической партии является построение коммунизма во всем мире!» И этот совет был дан в 1987 году, то есть тогда, когда уже вовсю шла «перестройка». Позвольте, но мне-то какое дело до построения коммунизма в какой-либо африканской стране? Почему я должен отдавать часть своего общественного богатства на развитие племени «Тумба-Юмба»[80]? И почему так же должны делать все остальные советские граждане? Более того, как показала историческая практика, народец из этого племени с легкостью предаст ту или иную идеологию за очередные красивые бусы или новый вид «огненной воды».

Вот это расточительное расходование своих собственных ресурсов в пользу многочисленных стран-потребителей «третьего мира», в ущерб своим собственным интересам, также сыграло существенную роль в процессе гибели СССР.

Следует сказать, что особым фактором «холодной войны», напрямую не связанным с финансированием развивающихся стран, но также сыгравшим серьезную роль в «надрыве» Советского Союза, явилась:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.