Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарисуй мне портреты погибших на этом пути! 5 страница






Вывод: некогда грозные вооруженные силы, способные дать отпор любому агрессору, низведены до положения потешной армии времен императора Павла. Стратегические ядерные силы еще способны гарантировать военный суверенитет страны, но и они постепенно теряют былую надежность и мощь благодаря непрерывному сокращению, как количества самих ядерных зарядов, так и средств их доставки. К тому же использование ядерного оружия это Ultima Ratio Regnum[48], прибегать к которому можно только в случае крайней необходимости, и пойдет ли на этот шаг командование в случае незначительного локального конфликта за территории, наподобие южных Курил, если такое событие действительно произойдет?

 

· Массовое сворачивание научных программ. Общеизвестно, что в научной сфере Советский Союз, если и не был «впереди Планеты всей», то был одним из лидеров. В особенности сильно развита была фундаментальная наука. Не вызывает никакого сомнения, что наука успешно развивается только в таком обществе, где есть социальный заказ на научные разработки, где востребованы высококвалифицированные научные кадры. Известно, что мощное развитие науки в СССР стимулировалось постоянным ростом наукоёмкой промышленности. Научные исследования в Советском Союзе были востребованы, прежде всего, военно-промышленным комплексом. Конечно, нельзя утверждать, что все было хорошо; отдельные отрасли и направления «хромали», в последние годы наметилось отставание в области микроэлектроники, химической промышленности, систем управления. Двадцать лет существования «демократии» в стране привели не только к уничтожению её статуса индустриальной державы, но и к резкому снижению объёма научных исследований. За это время наука была «реформирована» таким образом, что научные исследования сведены практически к нулю. Да и зачем что-то исследовать, изобретать, внедрять, зачем вкладывать деньги в науку, если можно всё, что необходимо, купить за нефтегазовые деньги. Финансирование научных исследований уменьшилось в 10-15 раз по сравнению с периодом «застоя», когда страна имела выдающиеся достижения в целом ряде областей науки. По доле финансирования науки из государственного бюджета российская наука находится на уровне Таиланда и Румынии. В среднем на научные исследования тратится 1, 28 % ВВП (уровень Советского Союза 1946-1950гг.); мировой уровень – 1, 5-3 %. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 0, 46 % ВВП. На долю России приходится менее 1 % в торговом обороте наукоёмкой продукции. «Демократические» реформы превратили Россию из великой индустриальной державы в сырьевой «придаток» Запада, а сырьевой стране ни собственная промышленность, ни наука не нужны.

Современный мир находится на пороге тотального энергетического голода. Еще немного и энергии будет просто не хватать для обеспечения жизнедеятельности городов и промышленных предприятий. Современный человек стал тратить несопоставимые с прошлыми периодами объемы электроэнергии. И, хотя работы по энергосбережению и внедрению экономичных технологий ведутся, это не сможет спасти человечество от нехватки энергии. Нужны новые источники. В Советском Союзе активно велись разработки реакторов, построенных на управляемом термоядерном синтезе, так называемые Токамаки[49]. Направление это крайне непростое и сложное, требующее больших финансовых вложений и проведения массы исследований и испытаний. С началом горбачевских реформ положение дел в фундаментальной науке стало ухудшаться. Дело здесь даже не в том, что с началом перестройки прекратилось или резко снизилось финансирование соответствующих институтов и лабораторий. Хотя и это, конечно, было. Дело в том, что масса соотечественников, активно участвовавших в научных программах, видя своими глазами, что успешными и хорошо зарабатывающими становятся не те, кто кропотливо каждодневно «грызут гранит» науки, открывают непознанные страницы бытия, а те, кто сумел хорошо «устроиться», создал свой собственный кооператив, начал «делать деньги». И очень многим стало неважно, даешь ли ты результат для развития своей страны или же вся твоя деятельность приводит только лишь к личному обогащению. Некоторые весьма талантливые молодые ученые, вместо того, чтобы развивать и улучшать отечественную науку, на волне реформ создали свои кооперативы, «присосавшиеся» к существовавшим научным учреждениям, и занимались «перекачкой» денег в свой карман. Немаловажную роль играла и пропаганда западного образа жизни. Людям, в том числе и тем, кто работал в сфере науки, ежедневно со всех сторон показывалось и рассказывалось о том, что в СССР все плохо, что стоит нам только измениться, принять западные ценности, перенять их опыт, и всем станет хорошо. Ученые тут же откроют что-то такое доселе невиданное, технологи разработают и применят на практике сногсшибательные технологии, дающие колоссальный экономический эффект, математики доведут шахматную науку до таких величин, что каждые Васюки в нашей стране станут Нью-Москвой.

Попытки государства в последние годы реанимировать научное развитие, осуществить инновационный прорыв, заканчиваются либо одними словами, призванными лишь взбудоражить общественное мнение, либо «распилом» очередной порции денег, из которых до конечного конкретного потребителя в лучшем случае доходит десятая часть. Тем не менее, в настоящее время основой развития науки является получение конкретного финансового результата, а не работа «на задел». Вот как высказался академик Гинзбург:

- Конечно, в сталинские времена Академия находилась под контролем ЦК КПСС. Но тогда ты мог прийти со своей идеей и работать. Именно так мы запустили в космос первый спутник. Но сейчас власти считают, что наука должна приносить только прибыль, а это абсурд!

В 1990-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию за ненадобностью понятия «отраслевая наука». В условиях уничтожения главного заказчика научных разработок – наукоёмкой промышленности – крах русской науки был неизбежен. Необходимое оборудование приходит ныне по импорту и оплачивается нефтегазовыми деньгами. Тем не менее, сокращение научных учреждений и кадров продолжается. В первую очередь это связано с резким уменьшением финансирования. Финансирование науки в настоящее время в 200 раз ниже, чем в США, в 40 раз ниже, чем в Китае. За прошедший период количество научных и проектных организаций сократилось в 7, 8 раза, конструкторских бюро – в 3, 6 раза, научно-технических подразделений на промышленных предприятиях - в 1, 8 раза. Средний возраст работающих в науке превысил 60 лет. Если учесть, что наиболее активный период работы учёного приходится на 30-40 лет, то творческий потенциал науки приблизился к нулю. Из страны эмигрировали более 800 000 научных сотрудников в основном из области технических и естественных наук, обескровив реальный сектор. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников вузов. По подсчётам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим образованием наносит стране ущерб размере от 300 до 800 тысяч долларов. За последние годы уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%. Возраст большей части научного оборудования превысил 20 лет.

Вывод из всего сказанного такой: двадцать лет «демократии» поставили науку в России на грань гибели. Потерян авторитет, который столетиями имела русская, а затем советская наука в мире. Многочисленные правительственные обещания сводятся к мелким подачкам, которые едва позволяют стремительно стареющим научным кадрам прокормиться. Всё, что сегодня осталось от академической науки - это мощный бюрократический аппарат РАН.

 

· Массовый отток «мозгов» за рубеж. Еще в начале девяностых люди, имеющие хорошее образование, массово начали уезжать за пределы страны и устраиваться на новом месте. Теперь они работают на развитие других государств, на развитие их экономик и их благополучия. В нашей стране они оказались невостребованными. Я мог бы понять эту ситуацию применительно к девяностым годам, когда страну сотрясали кризисы, но первое десятилетие двадцать первого века, дав стране «золотой дождь» от продажи углеводородов, ничуть не изменило ситуацию. Просто темпы отъезда специалистов за рубеж снизились по причине ужесточения миграционного законодательства в тех странах, куда так рвется население, плюс к этому качественный уровень образования современных выпускников стал на порядок ниже, чем был раньше, а на таких «специалистов» за рубежом особого спроса нет. Следует сказать также, что за прошедшие годы вузы стали выпускать огромное количество юристов и менеджеров различного профиля, в ущерб выпускникам естественно-научных направлений. По опросам подавляющее большинство людей хотели бы жить и работать в других странах. И самое интересное заключается в том, что вместо того, чтобы попытаться использовать человеческие ресурсы страны для реального развития новых научных и технологических направлений, наше государство тратит (и планирует тратить) огромные деньги (гораздо большие, нежели те, что платятся нашим специалистам) на привлечение иностранных специалистов для осуществления программ пресловутой модернизации.

Выступая на съезде молодёжного движения «Наши» на озере «Селигер» министр А. Фурсенко критиковал советскую систему образования, которая создавала творцов, и говорил о том, что нужно взрастить потребителя, который может правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими. Неудивительно, что те молодые люди, которые шли в науку ради реальной работы на этом поприще, не видят себя в современной России и стремятся найти себя в других странах, где к их знаниям и умениям относятся совсем по-другому.

Сегодня, подчиняясь требованиям времени, большинство молодых ищет в вузах не знаний, а избавления от военной службы и корочки диплома, но корочки можно купить – всё равно знания для работы не пригодятся.

 

· Серьезная культурная деградация страны в целом. Современное поколение молодежи выросло с весьма скудными знаниями. Подавляющее большинство людей ни писать, ни говорить правильно не могут. Исторические познания также весьма далеки от идеала. Накатывающийся на нас, прежде всего на молодёжь, девятый вал похабщины, уголовщины, всякого рода злобы и жестокости с театральной сцены, с экранов телевизоров, кинотеатров, с журнальных страниц и т.п. не является чем-то случайным. Для чего нашему «славному» Министерству образования понадобилось уменьшать часы на преподавание русского языка или уничтожать традиционную творческую выпускную работу по литературе – сочинение? Зачем вместо преподавания отечественной классической русской литературы вводить натаскивание на глупые вопросники ЕГЭ? В одном из учебных пособий по литературе предлагается ответить на вопрос, с кем «жила» княжна Мария из «Войны и мира», с отцом, с братом или с кем-то ещё? Интересно, здоров ли нравственно «ученый» составитель этого мерзкого вопроса? Не ставит ли он целью развращать детские души? А чего стоит реформа языка, затеянная несколько лет назад? Примитивное упрощение существующих правил; отказ от использования исконных родных слов и замена их иностранными; вольное обращение с ударением; разрешение писать и говорить не так, как правильно, в соответствии с нормами, а так как удобно, – вот неполный перечень того, что навязывают людям нашей страны. Да, конечно, русский язык живой и меняется со временем, но время само расставляет все по своим местам, а принудительное ускоренное реформирование не приводит ни к чему хорошему.

Доступность культурных благ для народа (театров, библиотек, музеев и т.п.) – непременное условие сохранения культурного уровня нации. Между тем в обществе нарастает ощущение непреодолимого культурного и социального раскола. Это фиксирует социология. Это обсуждают исследователи, аналитики и публицисты. Государство продолжает сбрасывать с себя ответственность. Теперь вот и за сферу культуры. Но мировая практика свидетельствует: кризисное состояние отрасли – это повод не для ухода, а для вмешательства государства. Массовая отправка в «автономное плавание» по волнам капитализма музеев и библиотек выглядит полным варварством. Положение – тяжелейшее. Так, например, в 2008 году в стране ликвидировано более 300 общедоступных библиотек. Свыше 80% публичных библиотек все еще не имеют выхода в Интернет. Библиотечный фонд стремительно ветшает. В настоящее время библиотеки большинства регионов сокращают комплектование фондов и время обслуживания посетителей. Сотрудников отправляют в неоплачиваемые отпуска. Да и сама заработная плата сотрудников библиотек и музеев показывает, насколько сильно деградировала культурная отрасль за последнее время.

За последнее десятилетие в России утрачено более двух с половиной тысяч памятников истории и культуры. Из оставшихся более половины нуждаются в реставрации. Нуждаются в ней и свыше половины музейных экспонатов. При этом в стране уже более полутора тысяч музеев, где работа по реставрации и консервации экспонатов просто умерла.

 

· Туберкулез и ВИЧ. Россию ждет глобальная эпидемия туберкулеза – болезнь теперь поражает не только маргинальные слои населения и заключенных, а стремительно распространяется и на состоятельных россиян. Причиной такого положения вещей, по мнению экспертов, является экономический кризис. По мнению экспертов, российским врачам следует ждать нового всплеска эпидемии туберкулеза, вызванного снижением уровня жизни и ухудшением качества здравоохранения. Эпидемия распространяется также из-за недостатка лекарств и перебоев с ними. По данным Роспотребнадзора, в России ежегодно заболевают туберкулезом около 117-120 тысяч граждан, умирают от этого заболевания около 25 тысяч человек. Среди впервые выявленных больных число случаев с множественной лекарственной устойчивостью туберкулеза составляет около 10%. В рамках базовой программы страхования можно будет бесплатно лечить инфекционные и паразитарные болезни. Однако в этот перечень не входят болезни, передающиеся половым путем, туберкулез, и ВИЧ.

 

· Массовое сокращение численности жителей. Это касается не только России, но и Украины. Так, если в РСФСР в 1991 проживало почти 150 миллионов человек, а в УССР – 50 миллионов, то в настоящее время в РФ проживают примерно 141 миллион[50], а на Украине – 46 миллионов[51]. Если за весь период советской власти, кроме периода Великой Отечественной войны, население страны росло, то теперь идет ежегодное снижение. Конечно, часть людей уехала в другие страны и продолжает уезжать, но эта часть погоды не делает. Количественный уровень снижения говорит о том, что в России невыгодно и неинтересно жить. Как правило, в семьях заводят одного ребенка, да и то не во всех. Многие вообще предпочитают обходиться без детей. В современных условиях дети стали не радостью, а обузой. Порой взрослым и самих себя не прокормить, не говоря уже о том, чтобы обеспечить полноценное развитие детям, дать им необходимое образование. Можно сколько угодно спорить о реальных цифрах, но уменьшение численности явный факт, и тенденция такова, что радикальных изменений ожидать не приходится.

 

· Рост националистических настроений и террористическая опасность. Если в советское время народ жил одной большой и дружной семьей[52], то сейчас народ раздроблен. Часть наших соотечественников осталась за пределами страны в нынешних границах, часть уехала в другие страны. Да и в пределах одной страны население живет, как будто в разных концах света. В первую очередь исчезла солидарность. Никому нет никакого дела до того, как живется русским в новообразованных государствах, бывших республиках СССР. Каждый сам за себя. Центробежные тенденции, проявившиеся в середине 80-х годов прошлого века, достигли своей кульминационной точки. Все чаще можно слышать недовольство по поводу приезжих с Кавказа, которые не хотят вписываться в определенный культурный уклад, сложившийся в местах, куда они приезжают. Зачастую эти недовольства выливаются в криминальные действия и даже в марши протеста.

Если в СССР любое экстраординарное событие воспринималось народом с болью в душе, то сейчас чувства людей атрофировались, да и как ждать иного, если каждый день с экранов льется нескончаемый информационный поток о катастрофах, убийствах, насилиях, воровстве и мздоимстве. Немудрено, что информационные сообщения о произошедших то тут, то там катаклизмах и преступлениях, выработали в людях некое подобие иммунитета. Мы уже не так искренне переживаем, не хватаемся за валидол, не падаем в кресло, прижав руку к сердцу и вытаращив глаза. Мы, как ни больно это писать, привыкли к постоянному состоянию страха и ожиданию опасности. Мы стали озлобленными и черствыми, нас не волнуют чужие проблемы. Вспомните, у кого в советское время были установлены металлические двери на входе в квартиру или дом? А сейчас? Часто можно услышать, что не было спроса, вот и двери такие не ставили. Правильно. А почему его не было? Да потому, что советский человек был уверен в стабильности, в надежной защите, и ему совершенно не требовалось ставить пуленепробиваемую конструкцию, чтобы защитить себя и своих близких. Теперь же мы пугаемся, когда видим кем-то забытый сверток, проходим унизительные проверки на входе в аэропорты и железнодорожные вокзалы. Мы спокойно можем пройти мимо человека, лежащего без движения на улице, даже не попытавшись оказать ему помощь, а некоторые еще и выругаются «напился, свинья!» Нет, конечно, не все и не во всех ситуациях так поступают, но в большинстве случаев так и есть. Мы все время живем в напряжении, и это состояние стало для нас обычным. Мы боимся террористических актов, боимся не долететь на самолете до места назначения, боимся наемных киллеров или случайных убийц. Мы привыкли бояться, и это стало нормой.

 

Все это наступило именно благодаря разрушению той слаженной государственной системы и свободе нравов, воцарившейся на просторах страны.

По прошествии времени очень многие люди стали осознавать, что дело не только в том, чтобы сытно жрать и вкусно пить, чтобы кататься по «заграницам» и шиковать с девушками в кабриолетах, чтобы превратиться в выращиваемый в парнике огурец, который вовремя поливают и удобряют, а и в том, чтобы начать отождествлять себя со своей страной, жить ее интересами и чаяниями. Люди стали понимать, что все сомнительные плюсы этого нового российского капитализма обеспечиваются, в основном, продажей углеводородов и полезных ископаемых на Запад. И люди начинают искать ответы на вопросы, которые их мучают.

Попробуем и мы ответить на эти вопросы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.