Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Искусство стратегической






Борьбы

Глава 1.

Управление как стратегическое искусство

«Знать людей - это путь правителя, а знать дела - это путь поданного»

ЛюШао

1.1. Историческийэкскурс

Термин «стратегия» пришел в управление из воинского искусства. Сколько себя помнят, люди воюют, и секреты успеха в борьбе были предметом постоянного изучения и совершенства. Среди западных авторов, которые ввели понятие «стратегического менеджмента» в обиход бизнес-деятельности, бытует устойчивое представление о принципиальном различии «западного» и «восточного» подхода к разработке стратегий. Думаю, что это различие преувеличено. Лучшие стратегические решения всех великих полководцев, напротив, поражают своей единой природой. Другое дело, эту природу стратегического поведения необходимо умело реконструировать.


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

Интерпретации воинского искусства стратегов, предлагаемые теоретиками менеджмента, на мой взгляд, страдают упрощениями. Эти упрощения, в свою очередь, ведут к надуманной оппозиции: «западная концепция стратегий» - «восточный подход к стратегии». Итак, противоположны не действия гениальных полководцев, противоположны теоретические объяснения их действий и концепции, построенные на этих объяснениях. В данной книге мы не будем подробно останавливаться на обсуждении этой темы. Однако мои результаты исследования данного вопроса будут здесь использованы.

Прежде чем перейти к подробному обсуждению принципов стратегического искусства, посмотрим на общее представление об идее управлять и стратегическом управлении, которое развивалась на протяжении тысячелетий.

Люди - существа социальные, то есть они трудятся и живут совместно. И если у людей не достает умения осуществлять совместное свое проживание, они прибегают к различным формам насилия - от прямого физического до мало заметного манипулирования одних людей другими. Во все времена для достижения целей, которых нельзя было достичь в одиночку, люди находили некие способы организации совместных действий. Всегда в таких случаях надо было решать, как минимум, две задачи:

> разделение обязанностей (функций) между всеми участниками совместной работы;

> согласование (координация) действий отдельных людей и групп для достижения общей цели.

С доисторических времен до наших дней управляющие решают две эти задачи.

Первой исторической формой решения этой задачи были, по-видимому, земледельческие, скотоводческие и охотничьи племена.


Глава 1. Управление как стратегическое искусство

Социальная «мегамашина»1 Древнего Египта. Второй этап в развитии способов управления и знаний, с ним связанных, видимо, относится к цивилизации древнего Египта, которая сложилась 4-5 тысяч лет назад. Имхотеп - имя одного из бессмертных менеджеров человечества, которое мы можем назвать в связи с этим. Он спроектировал и соорудил для фараона Зосера пирамиду, решив проблему широкомасштабной организации совместного труда тысячи людей. Управление транспортировкой колоссальной гранитной статуи на огромное расстояние, изображенное на древнем памятнике, свидетельствует о том, что менеджеры этой цивилизации уже владели всеми основными функциями управления.

Вклад египетской цивилизации в развитие управления кратко можно сформулировать так:

> осознание необходимости планирования, организации и контроля;

> признание важности выработки и сохранения на протяжении всего проекта некоторых «правил игры»;

> необходимость децентрализации в управлении огромным проектом и, в связи с этим, использование «письменных документов» в управлении и выделение штабных функций.

Главный вывод, который можно сделать в отношении достижений египетского менеджмента, таков: была изобретена и опробована огромная социальная машина, имя которой - бюрократия.

Различия между людьми были «стерты с лица земли», их место заняли функциональные различия отдельных категорий работников. Благодаря этому:

> тысячи участников работ были организованы в стандартные функциональные группы;

> возникла управленческая пирамида - иерархия ответственности за исход работ;

> стало возможным пооперационное разделение труда.

1 Современный менеджмент: принципы и правила. Научное издание. /Под ред. В.И. Данилова-Данил ьяна. - Нижний Новгород: НКЦП, 1992.


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

Создание социальной мегамашины по имени «управление» было огромным достижением человеческого рода. Но это был первый шаг. Чтобы осознать управление как специальную деятельность, людям древнего Египта надо было абсолютизировать единообразие людей и строгое подчинение единой воле. Отдельный человек и даже племя «растворились» в безликой социальной машине. За это рано или поздно надо было расплачиваться. Невыносимо тяжелые условия работы и извечное стремление человека к индивидуальности «развалили» египетское социальное изобретение уже к VI веку до Рождества Христова.

Городской муравейник - управляемый хаос. Следующим этапом в развитии идеи менеджмента был «городской муравейник». Античный город стал новой альтернативой организации труда больших масс народа. Городской уклад удивительным образом обеспечивал согласование действий тысяч людей при невероятном разнообразии их целей, функций, интересов и навыков. Магия города заключалась не в механически-бюрократической регламентации совместных действий, а в гармонизации всего ансамбля человеческих существ (и их творений), населявших и приезжающих в город. Великая заслуга греческих полисов перед человечеством в том, что горожане вместо стирания различий между ними ради эффективности труда научились использовать богатство различий.

Человек становится центром и мерой вселенной. Чтобы избежать насилия в соорганизации дел и достижении общих целей, надо было в центр внимания поставить вопросы нравственной основы человека. Только на основе разделяемой нравственности можно было выстроить общие цели и разнообразные пути создания блага.

Реализовался важный принцип: блага создают не категории работников, а качества людей (их способности, умение дружить, красота и т.п.).

В развитие идей менеджмента античные греки внесли следующие основные идеи:

> этический принцип - как универсальную основу для регуляции человеческих отношений;

> признание управления в качестве особого вида искусства;

^ применение научных методов изучения трудовой деятельности людей и управления этой деятельностью.


Глава 1. Управление как стратегическое искусство

Абсолютизация любых сторон нашей жизни обречена с исторической точки зрения. Уже в период распада великой Римской империи был утрачен приоритет человеческой индивидуальности, и с утерей этого животворящего источника совместной деятельности в Европе воцаряются феодальные формы взаимоотношений.

Из монастырей в светскую жизнь мастерских и артелей. Новым историческим местом, где искусство управления обрело свежее дыхание, впитав все лучшее, что было в прошлом, стали, по всей видимости, христианские монастыри.

Все, что достигалось ранее невероятным скоплением народа для строительства пирамид или в античных городах, теперь осуществлялось в относительно малых социальных институтах - монастырях. Порядок здесь был не менее строгим, чем при строительстве пирамид. Однако обязанность трудиться покоилась на моральных установках св. Бенедикта Нурсийского. Труд уже воспринимался не как проклятие, дисциплина понималась как добровольная обязанность, отношения носили человеческий характер.

Важным этапом в развитии новых принципов управления было:

> изобретение трудосберегающих машин (водяные и ветряные мельницы и т.п.);

> осознанное чередование умственного и физического труда;

> совместное (коллективное) планирование работ.
Трудосберегающие машины, связанные в единую технологическую цепочку, а

также принципы гибкой ненасильственной организации труда приблизительно с XI века вышли из монастырей и осели в небольших городах и деревнях, обретая новую жизнь. Благодаря этому люди получили разнообразную трудовую занятость, наличие свободного времени для духовного развития, достаточное количество еды и одежды. Разумеется, средневековый способ управления трудовой деятельностью, вобравший в себя в той или иной мере идеи предшественников, был далек от совершенства. Однако это был ощутимый шаг вперед.

В XIX веке к достижениям средневекового ремесленничества достаточно было:

> добавить мельчайшее разделение труда;

> реставрировать бюрократическую машину, изобретенную еще в Египте;

> разработать строгую регламентацию деятельности;


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

> обеспечить пожизненную прикованность к профессии.

В результате условия труда ухудшились, однако производительность труда увеличилась.

Вот некоторые вехи средневековой и более поздней Европы в развитии идей управления:

> попытка сформулировать требования к руководителю (Альфараби, 900г.);

> изобретение двойной записи в бухгалтерии (Л.Пачоли Генуэзец, 1340г.);

> учет издержек производства (Франсиско Ди Марко, 1395г.);

^ осознание важности массового согласия, формулирование требований к лидеру, необходимость целеустремленности в организации (Макиавели, 1525г.);

> специализация промышленных рабочих, контроль и расчет оплаты труда (Адам Смит, 1776);

> анализ и обобщение человеческой мотивации (Дж Милл, 1820г.).

С такими достижениями в области управления человечество и вошло в XX век.

Во второй половине XX века люди с удивлением обнаружили, что просто управлять производством недостаточно. Необходимо еще управлять стратегически, то есть имея ввиду, что мир постоянно меняется и эти изменения вносят коррективы как собственно в цели компании, так и в способы достижения этих целей. И если для людей, занятых производством благ, это было новостью, то для военных стратегов это было азбукой. Во все времена им приходилось действовать в условиях, которые могут изменяться непредсказуемо. В переосмыслении возникшей проблемы во второй половине XX века практики и теоретики управления стали все чаще обращаться к опыту воинского стратегического искусства.

В настоящее время завершается осмысление опыта, накопленного на войне, и от военного сленга и поверхностных аналогий2 теоретики и практики бизнеса впервые смогут перейти к нетривиальному применению уже существующих принципов борьбы, а также к развитию этого искусства.

Достаточно показательными в этом отношении являются наивные аналогии Ф. Котлера: «оборона флангов», «позиционная борьба» и т.п. См. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 1999, гл. 13.


Глава 1. Управление как стратегическое искусство

1.2. Принципы стратегического искусства

Какой картиной мира пользовались полководцы всех времен и народов, гениально побеждавшие на полях сражений? Они пользовались, на мой взгляд, такими представлениями о мире, которые принято приписывать китайской (восточной) традиции. Китайская традиция более глубоко и правдоподобно описала действия реальных стратегов-победителей в дошедших до наших дней текстах. Поэтому мы и считаем ошибочно это искусство побеждать восточным. Различия лежат не в действиях великих западных и восточных полководцев, различия коренятся в объяснениях их действий. Устойчивый и воспроизводимый успех в борьбе основывается на понимании каких-то фундаментальных законов бытия, не зависящих от времени и места. А вот объяснение «побед» и «поражений» находится в сильной зависимости от эпохи и социо-культурного контекста, в котором творит автор, анализирующий свой или чужой опыт. Однако нас интересует реконструкция и применение военного стратегического искусства в бизнесе, а не приоритеты.

На мой взгляд, древние дошедшие до нашего времени тексты позволяют следующим образом реконструировать представления стратегов о своем искусстве. Все они полезны в стратегическом развитии современного бизнеса.

Ниже приводится краткая интерпретация стратегического искусства древних источников3:

1. Базовая установка - необходимо использовать естественный ход вещей для

победы. Желая вырастить цветок, было бы странно тащить его в нетерпении вверх за стебель, правильнее ухаживать за почвой, в которой он растет. Цели стратега не могут быть его произволом. Их диктует складывающаяся стратегическая ситуация. Стратег должен понять тенденции ситуации и подчинить себя этой тенденции, что позволит ему самому подчинить себе противника. Использовать потенциал ситуации правильнее, нежели свои собственные ресурсы.

3 1) Щуцкий Ю.К.. Китайская классическая " Книга перемен". /Пер. с древнекитайского. В 2-х т. -СПб.: " Издательский Дом " Нева" "; М.: " ОЛМА-ПРЕСС", 2000. 2) Конрад Н.И.. Синология. Репринт с изд. 1977 г. - М.: Ладомир, 1995. 3) Дао: гармония мира. - М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс; Харьков: Издательство Фолио, 1999. 4) Харро фон Зенгер. Стратагемы: о китайском искусстве жить и выживать. М: Прогресс, 1995. 5) Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. М. Новая книга, Ковчег, 2001.

Приведенная литература ни в коем случае не претендует на полноту. Это лишь попытка указать «следы», по которым можно начать свой путь.


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

2. Эффективно все то, что исключает:

> принуждение,

> присвоение,

> пресыщение.

Принуждение проистекает от непонимания тенденций, присущих ситуации, в которой осуществляется стратегическое управление.

Присвоение проистекает от непонимания того факта, что победу нельзя одержать своими собственными силами, в таких «победах» потери всегда соизмеримы с приобретениями. Результаты, полученные ценой больших усилий, недолговечны. Победу можно одержать, только используя потенциал ситуации. Поэтому нет смысла приписывать победу себе.

Пресыщение всегда ведет к противоположности: «пустое становится полным» по достижении своего предела, «победа - поражением». Если победа достигнет своей полноты - то есть полководец купается в славе, приписывая победу себе лично, и попытается бездумно повторить опыт в других ситуациях, он непременно потерпит поражение. «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. Господь победил три искушения - пресыщения, тщеславия и любостяжания. Это главные из страстей, следовательно, кто победил их, тот тем удобнее преодолеет прочие». Правильное поведение никогда не провоцирует наступление абсолютной полноты: еще никто не видит победу, а полководец уже бросил думать об этом. Даже избыток эффективности ведет к потере эффективности. То, что хорошо работает, говорил Бир, уже устарело. Поэтому мера является здесь центральной категорией, как впрочем, и во всем.

3. «Ничего не предпринимать — и не останется ничего, что не было бы
совершено» (Лао-цзы). Полководец понимает, что «потенциал ситуации» - это
не только счастливое стечение обстоятельств. Важно, чтобы счастливое
стечение обстоятельств не застало стратега врасплох. Только подготовленные
могут воспользоваться благоприятным моментом.

4 Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. М. Новая книга, Ковчег, 2001.


Глава 1. Управление как стратегическое искусство

«Если вы хотите что-то уловить, вы должны встать раньше, чем звери, пойти так, чтобы весь лес не проснулся от ваших шагов, сесть где-нибудь, чтобы быть как можно более незаметным, и в себе совместить как бы парадоксальные состояния: с одной стороны, такой живости духа, такого внимания, чтобы ничто не могло избежать вашего взора или слуха, с другой - такой гибкости, чуткости, чтобы все отзывалось в вас. Это парадоксально в том смысле, что это не пассивность и не активность».

Поэтому необходимо внимательное и вдумчивое наблюдение за ситуацией и обнаружение в ней тех зарождающихся тенденций, по выражению И. Ансоффа, «слабых сигналов», которые еще неведомы конкуренту. Будучи правильно использованными, эти тенденции помогут выиграть сражение еще до наступления боя. Это поведение «нырнувшего дракона»7: «...победоносные войска сначала достигают победы, а затем уже стремятся начать сражение, в то время как побежденные начинают с того, что развязывают сражение, а потом уже пытаются победить» (Сунь-цзы).

Ставить собственные цели без учета тенденции означает обрекать себя на войну с двумя врагами: с обстоятельствами и собственно с самим противником.

4. Ситуация может меняться «каждую минуту», поэтому полководец не может

пользоваться теоретической заготовкой или планом, он должен уметь строить оперативные образы ситуации, не упуская из виду основную тенденцию. Внимание стратега сосредоточено не на собственном плане, а на постоянной проверке правильности своего понимания складывающейся тенденции и выявлении потенциала ситуации, которым можно воспользоваться. Тот, кто схватывает ситуацию, способен действовать спонтанно. Когда тенденция предельно ясна и благоприятна, стратег действует «как европеец», он ставит рациональную цель и одним движением достигает желаемой победы. Когда тенденции не ясны, необходимо уходить от борьбы до уяснения обстоятельств и терпеливо ждать. Если активные действия происходят от непонимания

5 Митрополит Сурожский Антоний. Беседа в Москве, 1971 г. 1-я публ.: Искусство кино. 1994, №5.

6 Ансофф И.. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Издательство " Питер", 1999.

7 Щуцкий Ю.К.. Китайская классическая " Книга перемен". /Пер. с древнекитайского. В 2-х т. - СПб.:
" Издательский Дом " Нева" "; М.: " ОЛМА-ПРЕСС", 2000.


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

ситуации, они всем мешают (создают врагов) и требуют неоправданно больших ресурсов. Тот, кто понимает ситуацию, не действует (понятие «недеяния»), а преобразовывает ситуацию, подчиняясь ей, и малыми усилиями подчиняет себе все остальное.

Практиковать недеяние очень трудно, для этого надо обладать мужеством и мудростью, тогда как проявлять активность, неся потери - легко. Мир - это процессы бесконечных превращений. Если система, внутри которой вынужден

о

действовать стратег, имеет стационарную природу, эти превращения имеют свои естественные циклы. Действия стратега должны подчиняться естественным циклам объемлющей его ситуацию системы. В свете этой идеи особенно нелепо выглядит позднеевропейская оппозиция «активный-пассивный». Если полководец правильно понял жизненные циклы развития системы и подчинился им, он пассивен (не проявляет внешней активности), все за него делает «система», то есть это как раз высшее проявление активности. Результат достигается в недеянии. Когда он перестает понимать, что происходит, он может впасть в искушение действовать, то есть быть активным. Но результат будет ничтожным, то есть таким, как если бы он вел себя пассивно.

Бывают системы нестационарные по своей природе - в них в любую секунду может произойти все, что угодно. В этой ситуации надо терпеливо ждать, всматриваясь в нарождающиеся тенденции, потому что действие, даже внешне успешное, всегда ведет к диспропорции, так как нарушает отношение «часть-целое», тогда как преобразование затрагивает все части целого — «преобразование не знает пробелов». Грамотное стратегическое управление ведет к тому, что непосвященному видны результаты, а не действия, ведущие к результатам. Нет насилия, не будет и сопротивления. Только посвященные могут оценить глубину осмысления и подготовки действия настоящего стратега, так как его победы непосвященным кажутся легкими. Недеяние возможно на ранней стадии открывающейся тенденции, когда еще процесс не созрел, не оформился в устойчивую закономерность достаточно легкого

8 Пригожий И., Стенгерс И.. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. М., 1986.

9 Пригожий И., Стенгерс И.. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой. М., 1986.

10 Щуцкий Ю.К.. Китайская классическая " Книга перемен". /Пер. с древнекитайского. В 2-х т. - СПб.:
" Издательский Дом " Нева" "; М.: " ОЛМА-ПРЕСС", 2000.


Глава 1. Управление как стратегическое искусство

прикосновения, чтобы дела двигались так, как нужно. Трудность состоит не в действии, а в обнаружении «пустоты», которая в будущем станет «полнотой» зарождающегося процесса. Наоборот, когда все созреет, все увидят оформившуюся «полноту», но поздно, теперь для того, чтобы влиять на этот процесс, необходимы большие усилия.

Неразумно противопоставлять цель и средства. В цели, которая является следствием хорошо понятой тенденции, уже содержатся почти все необходимые средства. Обязанность полководца уловить тот момент, когда сама ситуация обеспечивает успех - то есть «все совершается без того, чтобы к этому стремились» (Сунь-цзы). Сам полководец и его воины всегда должны избегать определенности и завершенности. Ибо то, что приняло определенную форму, похоже на камень, потерявший гибкость и ставший видимым, утративший способность принять любую другую форму. Каждый может, приложив усилие, разбить его.

Хороший полководец подобен воде, способной подчиниться любым обстоятельствам, принять любую форму, обойти любые препятствия, проникая туда, где открылся путь, чтобы в итоге победить. Вода, скопившаяся в горах незаметно для противника, подобна мощному горному потоку, она сметает все на своем пути. Для своих подчиненных, с другой стороны, надо быть океаном воды. Все реки питают океан потому, что он занял правильную позицию. Эта позиция внешне не привлекательна: «быть внизу», «быть одиноким и ответственным», но она эффективна. В бизнесе это положение формулируется в виде еще одного требования к стратегии - она должна быть гибкой. Гибкость должна проявляться по отношению к внешней среде, например, за счет диверсификации деятельности.

Если социально-экономическое окружение, в котором необходимо осуществлять бизнес, крайне непредсказуемо (как это сейчас имеет место, например, в России), необходимо «присутствовать» в различных областях бизнеса. Если вдруг один из рынков неожиданно обрушится, можно будет сохранить жизнеспособность за счет других рынков.


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

6. Полководец видит скрытые тенденции, которые неведомы подчиненным.

Не все им надо объяснять, так как стратег видит такие вещи, которые можно только видеть, усвоить их с чужих слов нельзя. Поэтому полководец должен приучать подчиненных к безусловному подчинению, но главное - создавать условия, в которых для подчиненных есть один выход - исполнение воли стратега. Это близко к тому, что в европейской традиции называется манипуляцией.

По отношению к подчиненным необходимо действовать также внимательно и терпеливо, как и к изучению ситуации. Надо пойти к подчиненному «пустым», то есть полностью освободиться от домыслов о внутреннем мире подчиненного, с вниманием и похвалой (даже лестью) заставить его раскрыть свою душу, а вернуться «полным», то есть, изучив помыслы подчиненного, сделать так, чтобы «ничего больше не выходило из его души и не входило в нее, обработав ее как драгоценный нефрит».

Удивительные вещи проявляются в наше время, когда специалисты пытаются осмыслить стратегические инициативы в бизнесе. Так называемый мягкий системный подход заново открывает древние представления о воинском искусстве, теперь уже применительно к «управлению поведением сложных систем».

Уже в конце XX века люди с трудом расстались с мыслью об объективной оценке эффективности в бизнесе. Эффективность - нравственная категория, а не экономическая. Оценки сильно зависят от ценностных установок и той картины мира, которую принял человек. В конечном итоге эффективность стратегических целей определяет лицо, наделенное полнотой власти в данной компании.

Наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие положения:

1. Определение эффективности поставленных целей является субъективной оценкой стратега. Если он ошибается, то проигрывает или несет большие издержки.

2. Эффективность покоится на основе учета композиции целей групп влияния, а также оценке альтернативной стоимости используемых для достижения стратегических целей ресурсов.


Глава 1. Управление как стратегическое искусство

3. Эффективными являются в конечном итоге те цели, достижение которых не

требует чрезмерных усилий, но совершается «как естественное движение к предустановленной гармонии».

Обобщения, которые изложены в этой главе - это всего лишь начало поисков, которые завершаются только новым началом.

1.3. Основные выводы

Осмыслив тысячелетний опыт управления, во второй половине XX века люди с удивлением обнаружили, что просто управлять производством недостаточно. Необходимо еще управлять стратегически, то есть имея ввиду, что мир постоянно меняется и эти изменения вносят коррективы как собственно в цели компании, так и в способы достижения этих целей.

В стратегическом искусстве всего шесть основных принципов:

1. Базовая установка - необходимо использовать естественный ход вещей для победы

2. Эффективно все то, что исключает: принуждение, присвоение, пресыщение.

3. «Ничего не предпринимать - и не останется ничего, что не было бы совершено»

4. Стратег должен уметь строить оперативные образы ситуации, не упуская из виду основную тенденцию.

5. Неразумно противопоставлять цель и средства.

6. Полководец видит скрытые тенденции, которые неведомы подчиненным.

Эффективность - нравственная категория, а не экономическая. Оценки сильно зависят от ценностных установок и той картины мира, которую принял человек. В конечном итоге эффективность стратегических целей определяет лицо, наделенное полнотой власти в данной компании.


Глава 2. Лидерство

«Учитель не тот, кто учит,

учитель тот, в чьем

присутствии вы можете

учиться» Ошо. Дао: путь без пути

2.1. Три источника эффективности лидера






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.