Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стиль управления и принятие решений






Как уже говорилось, при всем кажущемся многообразии концепций, относящихся к стилю управления, выделяют два выраженных типа руководителей по этому основанию. Все остальные типы руководителей располагаются в промежутке между ними.

Первый тип - это руководитель, который умеет отделять личные качества человека от его работы и получает удовлетворение от того, что ему удается создавать и поддерживать нормальные отношения с персоналом, - это лидеры, ориентированные на человеческие отношения.

Второй тип - лидеры, которые ориентированы на неукоснительное выполнение поставленной задачи и связывают низкую производительность сотрудников с нежелательными чертами их характера.

Не существует единственно правильного стиля поведения. Ясно одно - стиль и обстоятельства можно с успехом сочетать, более того, ситуации и стили лидерства могут изменяться во времени.


Глава 2. Лидерство

Ответственность за принятые решения всегда несет первое лицо, осуществляющее стратегическое управление, это естественно. Однако процесс принятия решений имеет большое разнообразие форм, и умелое пользование этими формами открывает большие возможности в уменьшении издержек при воплощении стратегических замыслов в жизнь.

Хорошие решения - это исполненные решения. Исполнение решений часто зависит от тех взаимных отношений, которые сложатся в иерархии управления.

Ниже мы обсудим основные принципы взаимоотношений «руководитель -подчиненный» при принятии решений.

На стадии реализации решений руководителям необходимы прежде всего управленческие и административные способности, а также умение убеждать других людей. Процесс претворения решения во многом напоминает процесс внедрения стратегии, его успех определяется тем, удастся ли менеджеру преобразовать руководящие идеи в практические действия. Порой на пути внедрения встает нехватка организационных ресурсов или недостаток внутренней энергии у менеджеров. Реализация может потребовать длительных дискуссий с сотрудниками, которых затрагивает принятое решение (а значит, коммуникативных и мотивационных навыков, лидерских качеств).

На этапе оценки руководитель должен проанализировать информацию о том, как выполняется его решение, эффективно ли оно в плане достижения целей.

Большое значение в процессе реализации решений имеет обратная связь, и прежде всего потому, что принятие решений - последовательный и никогда не прекращающийся процесс.

Однако закладывается успех реализации в основном еще на стадии принятия решений.

Удачную концепцию обеспечения реализации решений представляет собой модель Врума-Джаго. Она соединяет в себе три сущности, которые имеют прямое отношение к высокой вероятности реализации решения (рисунок 2).

Источник: Victor H. Vroom and Arthur A. Jago. The New Leadership: Managing Participation in Organizations. Englewood Cliffs, N.J.. Prentice-Hall, 1988.


Раздел I. Искусство стратегической борьбы


Этими сущностями являются:

13.

> стиль руководства;

> существенная характеристика ситуации, в которой принимается решение1J;

> набор правил принятия решений.


Рисунок 2. Три сущности модели Врума-Джаго

Стили руководства. В модели выделяются пять уровней участия подчиненных в принятии решений (см. таблицу 1). Автократические стили руководства обозначаются как AI и АН, консультативные - KI и KII, групповой стиль обозначается буквой Г. В каждой конкретной ситуации менеджер должен выбрать один из них.

Не путать данное толкование «ситуации» с тем, которое дано выше.


 


Глава 2. Лидерство

Таблица 1. Пять стилей принятия решения

Характеристика ситуации. Как лидеру определить наиболее адекватный ситуации стиль руководства? Степень участия сотрудников в процессе принятия решения зависит от ответов на восемь диагностических вопросов относительно самой проблемы, необходимого уровня качества решения и важности вовлечения подчиненных в процесс (см. таблицу 2).


Раздел I. Искусство стратегической борьбы

Таблица 2. Характеристика ситуаций принятия решений

 

Характеристика ситуаций Ключевой вопрос, на который надо искать ответ Возможные действия лидера
  Требования к качеству (TK) Как оценивается значение качества этого решения? Если для достижения желаемых результатов необходимо высококачественное решение, менеджер должен принимать активное участие в процессе выбора.
  Требования к участию (ТУ) Насколько важно участие подчиненных в принятии решения? Если реализация решения требует участия сотрудников в его принятии, руководитель обязан привлечь сотрудников к процессу принятия решения.
  Имеющаяся у лидера информация (ИЛ) Достаточным ли для принятия высококачественного решения объемом информации располагает лидер? Если лидер ощущает недостаток информации или опыта, он должен подключить к процессу принятия решения подчиненных.
  Структура проблемы (СП) Хорошо ли структурирована проблема? Если проблема сформулирована расплывчато, необходимо обменяться информацией со своими сотрудниками, чтобы уточнить проблему и определить возможные решения.
  Поддержка решения (ПР) Если менеджер примет самостоятельное решение, поддержат ли его сотрудники? Если подчиненные беспрекословно выполняют распоряжения руководителя, их участие в процессе принятия решения не имеет особого значения. Но может быть и наоборот.
  Согласованность целей (СЦ) Разделяют ли сотрудники цели компании, на достижение которых направлено устранение проблемы? Если сотрудники не разделяют общеорганизационных целей, лидер не имеет права оставлять решение на усмотрение подчиненных.
  Конфликт между подчиненными (КП) Возможно ли возникновение конфликта между подчиненными относительно предпочтительного варианта решения? Позволив им участвовать в обсуждении решения и его принятии, можно, таким образом, снять разногласия.
  Доступ подчиненных к информации (ИП) Достаточно ли у подчиненных информации, чтобы принять высококачественное решение? Если да, менеджер может предоставить им полномочия по принятию решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.