Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История возникновения и основные этапы развития маркетинга.






Современный маркетинг прошел достаточно долгую эволюцию. Теория маркетинга зародилась в экономической литературе США на рубеже XIX и XX веков как реакция на обострение проблемы реализации товара. Уже в начале ХХ в маркетинг выделился в особую учебную дисциплину, которая преподавалась в ведущих американских университетах – Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском и других.

В дальнейшем трактовка маркетинга как теории сбыта и рекламы стала очевидно ограниченной. Значительную роль в этом сыграл кризис 1929–1933 годов, после чего маркетинг приобрел гораздо более комплексный характер, начал охватывать различные стороны деятельности фирм.

Важным рубежом в истории маркетинга стали 50-е годы, когда его теория сомкнулись с теорией управления, и началось массовое использование маркетинга на практике, отразившееся в коренной перестройке организационных структур большинства компаний. Одними из первых фирм, принявших в начале 50-х годов в США на вооружение рыночную концепцию управления, были «Дженерал Электрик», «Дженерал Фудз», «Макдональдс». Впоследствии, под влиянием положительных практических результатов маркетинга, к ним присоединились такие ведущие фирмы, как «Проктер энд геймбел», «Жилет» ИБМ и другие. Маркетинг распространился на страны Западной Европы, Японию. Маленькая компания «Сони», используя маркетинг, вступила в конкурентную борьбу с именитыми гигантами электротехнической промышленности и достигла уникального коммерческого успеха.

В 50-е и 60-е годы стратегия маркетинга для крупных фирм исходила из изобилия сырьевых, энергетических и других природных ресурсов. В 70–80-е годы, в связи с реальной угрозой истощения природных ресурсов и подрыва экологического равновесия, появились новые существенные изменения в теории и практике маркетинга. На центральное место выдвинулась проблема издержек, экономии энергии, сырья, охрана окружающей среды, формирование здорового образа жизни. Большую работу по координации маркетинговой деятельности, по пропаганде идей маркетинга проводят специализированные национальные и международные организации.

В международных маркетинговых организациях наиболее авторитетной является ЭСОМАР (ESOMAR) – Европейское общество общественного мнения и маркетинговых исследований.

Целью деятельности ЭСОМАР является установление контактов между специалистами, занимающихся маркетинговой деятельностью, распространение наиболее эффективных методов маркетинговых исследований, установление и соблюдение этических норм и правил проведения рыночной деятельности. ЭСОМАР, являющаяся юридическим лицом не преследует коммерческих целей, основная его деятельность заключается в регулярном проведении конгрессов и семинаров, разработке кодексов этических норм, издание журнала «Юропиан Рисёч» и т.п. Созданное в 1948 г. общество в настоящее время насчитывает более двух тысяч членов, почти во всех странах Западной Европы действуют национальные представители ЭСОМАР.

В США действует несколько национальных маркетинговых организаций, среди которых выделяется старейшая и крупнейшая «Американская маркетинговая ассоциация» (АМА). Она насчитывает более 50 тысяч членов.

Наряду с индивидуальным членством возможно и коллективное членство – участие отдельных фирм. Ассоциация имеет 300 профессиональных бюро, из которых 240 функционируют при университетах и колледжах. Деятельность АМА активна и многогранна:

- оказание содействия учебным заведениям в подготовке кадров;

- финансирование практических маркетинговых исследований;

- проведение конференций и семинаров;

- широкая издательская деятельность.

Во многих других странах также имеются национальные маркетинговые организации (ассоциации, общества, институты и т.п.). В нашей стране работа по изучению маркетинга активизировались впервые в 70-е годы, когда при Торгово–промышленной Палате СССР была создана секция маркетинга. В 1990 г. образовалась ВАМ – Всесоюзная ассоциация маркетинга. После ликвидации СССР и союзных структур, усиления экономических реформ рыночной направленности, эта работа получила новый импульс и практический, прикладной характер. Изучение, пропаганду и координацию маркетинговой деятельности возглавляет в России Ассоциация маркетинга. В этой области успешно действуют

также фирма «Маркетинг-сервис», «Маркетингбанк» и др. Издается журнал «Маркетинг», курс маркетинга введен в учебные программы многих российских вузов и средних специальных учебных заведений.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.