Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение слуха Нарушение зрения






       
   

 

 


Психическое развитие детей с комплексными нарушениями происходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Дефицитарность информационных каналов становится тормозящим фактором, задерживающим все возможные формы развития детей. Сочетание первичных нарушений приводит к отставанию вербального мышления, внимания, памяти, восприятия, это в целом негативно отражается на функционировании познавательной системе ребенка. Повышенная истощаемость всех психических процессов выражается в низкой работоспособности, утомляемости, эмоциональной лабильности, что приводит к патологическому развитию личности. Глубокое понимание взаимосвязей в структуре комплексного нарушения, чрезвычайно важно для выбора оптимальной стратегии коррекционно-развивающих мероприятий. Существующие ныне программы специального обучения не могут быть эффективно использованы в работе с этими детьми из-за качественного своеобразия структуры нарушений в каждом конкретном случае. На первый план выдвигается требование поиска путей организации системы обучения и развития детей данной категории, выражающейся в адекватном выборе содержания, методов, средств и форм работы, дифференцированном подходе к детям, создания индивидуальных программ, технологий и оптимальных условий развития и обучения.

В ряде случаев может иметь место осложненный дефект. На практике существует немало моментов, когда бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, установить структуру дефекта. Это происходит тогда, когда патология неярко выражена, а аномалии в развитии имеют негрубые формы.

При осложненном дефекте, как отмечает Е.М. Мастюкова (1988), необходимо выделение ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. Например, при олигофрении, задержках психического развития, детском церебральном параличе могут наблюдаться различные формы не резко выраженных нарушений зрения, слуха, дизартрические расстройства речи и т.д. При многих формах аномального развития могут наблюдаться двигательные нарушения, нередко в виде отдельных не резко выраженных синдромов детского церебрального паралича, проявляющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях равновесия, неловкости движений. Особую структуру основной вид аномального развития приобретает при осложнении его различными неврологическими и психопатологическими синдромами. Например, недоразвитие речи, осложненное гипертензионно-гидроцефальным, судорожным синдромом или синдромом двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, синдромом раннего детского аутизма. Среди категории детей с речевыми нарушениями выявлена достаточно большая группа с особой структурой дефекта, обусловленной сочетанием речевого дефекта с незначительным снижением периферического слуха, которое может иметь стойкий или нестойкий характер (временное нарушение слуховой функции, возникающее при острых воспалительных процессах в ушах и носоглотке) (Е.Л. Черкасова, 2003).

Представляем вниманию схематично структуру осложненного дефекта.

Схема №6

 
 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.