Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом






Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом были предметом исследований М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донской, Л.И.Тиграновой, М.Ф.Титовой, Л.С.Томошюнене и др. Описывая детей, принадлежащих к этой категории комплексного нарушения, исследователи отмечали сложность диагностики. Особую трудность вызывает дифференциально-диагностическое отграничение вторичного специфического недоразвития интеллекта при снижении слуха (М.С.Певзнер, Г.П.Бертынь, Н.Ю.Донская, 1979). В отличие от детей с нарушениями слуха и сохранным интеллектом у данной категории обнаруживается ярко выраженная инертность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие, неумение использовать оказываемую помощь, некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля. Значительное отставание отмечается в речевом развитии: крайне ограничен словарь, фразовая речь в зачаточном состоянии.

Ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, бедность эмоций являются обуславливающими факторами, сказывающимися на темпе и качестве развития умственно отсталых глухих.

Исследование мыслительной деятельности умственно отсталых слабослышащих школьников выявило особые трудности в понимании учебной задачи. Это выражается в манипуляциях предметами, заменяющих поиск способа решения, в хаотичности действий. Умственно отсталые слабослышащие дети отличаются малой восприимчивостью к помощи педагога. Они с большим трудом включаются в учебную деятельность. Ориентировка в задании требует продолжительного и многократного объяснения цели и содержания. Дети не умеют выделять существенные признаки предметов, при этом отвлекаются на несущественные признаки, это особенно четко проявлялось при анализе предмета, при сравнении двух предметов. Особые трудности у детей возникают при выполнении заданий по конструированию, по заполнению недостающей части в сюжетной картинке. У детей оказываются несформированными умения проанализировать расположение фигур в пространстве, удерживать в памяти целостный образ предмета.

Анализ познавательной деятельности данной категории детей, показывает, что сочетание двух первичных дефектов (снижение слуха и умственная отсталость) обуславливает склонность к шаблонам, стереотипам. Необходимо отметить трудности формирования потребности в пользовании словесной речью (Н.Ю. Донская, 1998.).

Дети, у которых имеет место сочетание нарушений слуха и интеллекта, обучаются в специальных классах при школах (1, 2 вида). В настоящее время в России в большинстве школ (1, 2 вида) действуют такие классы, в которых обучение осуществляется по программам специальной общеобразовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы (М.: Просвещение, 1989). Основная задача обучения умственно отсталых глухих и слабослышащих является подготовка к общественно полезному труду, формирования у них умения организовать свой труд.

Программа обучения детей, имеющих нарушения слуха и интеллекта в специальных классах, построена на основе программ школы глухих, а также ориентирована на аналогичную программу вспомогательной школы. Особая специфика обучения глухих с интеллектуальными нарушениями прослеживается на начальной ступени обучения.

Систематическому обучению учащихся в специальном классе предшествует пропедевтический период, который имеет свои специфические задачи, а именно педагогическое изучение подготовки учащихся к выполнению программных требований. В ходе изучения учитель выясняет уровень знаний и умений каждого ученика, в том числе речевое развитие, индивидуальные особенности, с тем, чтобы наметить пути дифференцированного подхода.

В течение 9 лет дети с нарушениями слуха и интеллекта изучают основные вопросы математики, языка, естественных наук, изобразительное искусство, физкультура, ритмика, трудовое обучение, предметно-практическое обучение. Проводится также работа по развитию слухового восприятия и формированию устной речи.

Образование умственно отсталых детей с нарушениями слуха организуется с учетом особенностей их развития, своеобразия его комплексного нарушения в условиях специально организованной учебно-воспитательной среды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.