Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 6 Речевые нарушения первичного характера у детей с нарушениями слуха






 

Речь развивается по мере формирования мозга человека, как и другие психические функции, речь может подвергаться различным расстройствампри воздействии неблагоприятных факторов. Речевая патология может проявляться в разнообразных формах и, как правило, при этом ограничиваются возможности социальной адаптации человека.

Как известно, речь развивается на основе слуха. Патология слуховой системы приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи. Характер нарушения речи при патологии слуха зависит от степени его потери, времени наступления нарушения, от своевременности начала специальных занятий, а также индивидуальных особенностей детей.

Речь усваивается ребёнком в определённой последовательности и в своём развитии закономерно проходит ряд этапов. Общие закономерности развития речи ребёнка в норме действуют при формировании речи детей, имеющих нарушения слуха, но в своеобразном её становлении. Отсутствие или частичная потеря слуха не даёт возможности или значительно их сужает в познании окружающей действительности.

Обучение детей с нарушениями слуха речи строится так, чтобы дети овладели ею в разных формах: дактильной, устной, письменной; всеми видами речевой деятельности, которые в совокупности образуют речевую систему неслышащих.

Практика показывает, что из детей, имеющих нарушения слуха, можно выделить группу таких детей, у которых встречается патология речи, не являющаяся следствием сенсорного нарушения, т.е. это дети с комплексным дефектом, где сочетаются нарушения слуха и речи, при этом учащиеся имеют сохранные предпосылки для интеллектуального развития. Указанные нарушения речи затрудняют общение с окружающими, чрезвычайно осложняют организацию учебно-воспитательного процесса, отрицательно влияют на развитие личности. Затруднения в работе по обучению речи, как мы полагаем, не всегда могут быть объяснены несовершенством методики обучения и недоработкой со стороны педагога, причину следует искать в существующем речевом расстройстве, которое не зависит от нарушения слуха. Подобное сочетание нарушения слуха и патологии речи будет являться многоплановым, т.е. каждый из дефектов сохраняет свои особенности и возникает в целом сложная структура отклонений у ребенка. Каждое из существующих нарушений будет определенным образом влиять друг на друга, специфически взаимодействовать, вызывать своеобразные последствия.

Сложность работы по выявлению и определению речевого нарушения у
неслышащих детей связана с трудностями дифференциальной диагностики, т.к. существуют проблемы своеобразия речевого развития детей с нарушениями слуха, где наблюдаются недостатки речи, «регулярного» вторичного характера, обусловленные патологией слуха. Вторичные недостатки речевого развития могут маскировать проявления первичного речевого нарушения, которое имеет более сложную природу.

Были выявлены неслышащие дети с нарушениями речи дизартрического характера. Эти нарушения особенно заметно проявляются в работе над устной речью. В литературе отмечается (А.Г. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др.), что дизартрии могут быть различной степени выраженности, в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения.

Причинами дизартрических нарушений являются органические поражения центральной нервной системы в результате неблагоприятных воздействий во внутриутробном и раннем периодах развития. Наиболее часто дизартрии наблюдаются при детском церебральном параличе. Наряду с выраженными расстройствами артикуляции, как, например, на фоне ДЦП, могут наблюдаться менее выраженные, так называемые стёртые формы дизартрии или, как в настоящее время чаще указываются, минимальные дизартрические расстройства, при которых наблюдаются специфические изменения звукопроизношения.

У неслышащих и слабослышащих учащихся отмечались расстройства артикуляционной моторики, нарушения тонуса мышц губ, языка; наблюдались дискоординационные расстройства, проявляющиеся в нарушении точности артикуляционных движений; не сохранялись определённые артикуляционные позы; отмечались нарушения в переключении с одного движения на другое.

У детей с недостатками слуха подобное нарушение определяется по внешним признакам: отклонения языка от середины, выражено слюнотечение, приоткрытость рта. Нередки случаи, когда большинство звуков изолированно дети произносят правильно, однако в спонтанной речи - смазанно. У детей отмечались замедленный темп при выполнении артикуляционных упражнений, слабые модуляции голоса. В работе над произношением возникали большие трудности при постановке звуков, особенно трудно произносимых, таких как свистящие, шипящие, аффрикаты, вибранта, где особенно требуется проявление силы воздушной струи, определённого мышечного напряжения при движении органов речи, например, при опоре языка в резцы, поднятие спинки языка и т. д.

На основании анализа проявлений речевых отклонений и динамики их устранения, на наш взгляд, было бы правильным отнести их к расстройствам дизартрического ряда. Общим для детей с этим нарушением является расстройство речевой моторики. Степень выраженности этих нарушений различна, она обусловлена тяжестью анамнеза неврологического состояния. Выявление речевого дефекта и отнесение его к нарушению дизартрического ряда мы проводили с учётом только явных, хорошо заметных отклонений от нормы в функционировании артикуляционного аппарата, так как чёткая дифференциация форм дизартрии, как принято в логопедии, на материале детей с нарушениями слуха значительно затруднена.

Говоря о детях, у которых сочетаются нарушения слуха и речевое нарушение по типу дизартрии, отметим, что важное значение в оценке речевой деятельности необходимо придавать выраженности и специфичности первичного дефекта, а также степени снижения слуха, так как это должно быть положено в основу разработки и организации коррекционно-пропедевтической логопедической работы, в которой нуждается данная категория детей.

У обследованных детей с нарушениями слуха нами были выделены случаи аномалии развития нёба, его незаращения, следствием которого явилась открытая ринолалия. У детей были выявлены: дефектная артикуляция, отклоняющийся от нормы акустический эффект при произнесении звуков речи, гипо- или гипернозальность. В сурдопедагогике одним из нарушений, который особым образом влияет на внятность речи, является открытая гнусавость, которая выражается либо в носовом оттенке гласного, либо в его замене носовым заднеязычным согласным, который слышится в конце, как английский «ng» («нг»). Данное нарушение объясняется неточным функционированием органов артикуляции при произношении и ограниченными возможностями слухового контроля. В нашем случае, выявленные нарушения произношения обусловлены анотомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, при котором фонация, артикуляция звуков существенно отличается от нормы. Это в особой степени затрудняет работу над устной речью детей с нарушениями слуха.

Опыт работы с таким детьми ещё недостаточно велик, так как эти случаи редко встречаются в нашей практике, однако очевидным является то, что в коррекционной работе над произношением у детей, где сочетаются нарушение слуха и речевое нарушение как ринолалия, следует опираться на комплексное использование сохранных анализаторов, а также использовать технические средства обучения такие, как виброскоп, компьютерная программа «Видимая речь».

Другую значимую группу составляют дети с нарушениями речи по типу алалии. Первоначально наблюдаемыми симптомами такого речевого расстройства у неслышащих детей явились исключительно слабые результаты в работе по накоплению и активизации словаря.

Наблюдались и специфические нарушения в восприятии дактильной речи (в понимании значений слов, смысла обращенной речи). Аналогичные смысловые ошибки обнаруживались и в собственной дактильной речи детей при названии предметов и действий с ними, в ответах на вопросы. В дактильной, письменной речи имели место частые характерные искажения слов. В учебном процессе эти дети значительно медленнее, чем другие, овладевали речевым материалом. Для выражения мысли ребёнок часто заменял слова жестами. У неслышащих детей, имеющих подобное нарушение речи, в нейрофизиологических электроэнцефалографических данных, которыми мы располагаем, тоже были отмечены некоторые отклонения.

Проведённое обследование словесной речи неслышащих детей, имеющих, как мы предполагали, речевое нарушение по типу алалии, позволило сделать вывод, что в его основе лежит нарушение процесса овладения дактильно-звуко-буквенным составом слова. Эти учащиеся испытывали огромные трудности в воспроизведении слова, не усваивали его правильного знакового образа. Обследование устной речи неслышащих детей, имеющих подобное речевое расстройство, и наблюдения за процессом формирования их произношения позволили заметить, что в данном случае дело не идёт о нарушениях произношения, связанных с дефектами артикуляционного аппарата (таковых в отдельных случаях и не было выявлено). Основное внимание учащихся направлялось на долгие поиски нужного положения артикуляционных органов при произнесении какого-либо звука. Причиной является, как мы полагаем, имеющиеся трудности создания чёткого образа артикулемы. Ученику не удаётся осознать особенности выполняемых речевых движений, как отдельно, так и в комплексе, которые должны образовывать нужную артикулему. Таким образом, по-видимому, можно говорить об особо выраженных затруднениях анализа и синтеза собственных речевых движений у такого ребёнка.

Специально проведённый эксперимент, нацеленный на проверку словесной памяти детей с нарушениями слуха, где мы пронаблюдали процесс усвоения новых слов неслышащими учащимися, позволил нам представить некоторые особенности речевого процесса у детей примерно одного уровня обучения, не имеющих первичного речевого нарушения по типу алалии, и тех, кто имеет его. У неслышащих с нарушениями речи по типу алалии, отчётливо проявилась недостаточность речевой памяти, что, безусловно, отрицательно сказалось на эффективности обучения. Изучение процесса усвоения детьми новых слов и сравнение индивидуальных показателей в припоминании заученных слов позволяют нам с большим основанием говорить о возможном наличии подобного первичного речевого нарушения у отдельных детей с нарушением слуха. Значительное недоразвитие речи, по-видимому, у них обусловлено не только нарушением слуха, как у большинства детей, имеющих сенсорное нарушение, а имеет самостоятельную природу. Наблюдаемые нами нарушения речи затрагивали процессы и восприятия, и порождения речи. Эти дети значительно медленнее, чем другие неслышащие, продвигаются в речевом развитии. Имеющиеся «провалы» в усвоении слов затрудняют понимание учебного материала, учащиеся не успевают воспринять в достаточной степени даже знакомый материал и переработать новый.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.