Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- процесс создания новых потребительных стоимостей (товаров /Ц






и услуг). Цикл инновационной деятельности может быть представлен в виде следующих этапов: новое знание — полезная модель — опытный образец — новая потребительная стоимость. В современных раз­витых странах инновационная деятельность основана на массовом применении в экономике (на всех се уровнях и этапах) новых научных знаний. Ее воспро­изводство и совершенствование являются приоритет­ной задачей как частного бизнеса, так и государства, так как только инновационные продукты, составляю­щие более 90% всех товаров и услуг на мировом рын­ке, обеспечивают фирмам и государствам необходи­мые конкурентные преимущества и возможность про­грессивного развития. (См. научная деятельность, национальный научно-технический потенциал).

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА - подсистема об­щества, прежде всего его экономика, нацеленная не только на воспроизводство, репродукцию достигнуто­го уровня всего развития, но и на его обновление, прогресс. Инновационная система имеет своей серд­цевиной инновационную деятельность. Однако она шире последней, так как включает в себя дополни­тельные звенья: организацию реализации и потребле­ния произведенных новых потребительских стоимостей (товаров и услуг), благодаря успешному осуществлению которых может начаться новый цикл инновационной деятельности. (См. наука, научная деятельность, инно­вационная деятельность).

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - экономика, основанная на существенном и массовом использовании научных знаний в производстве товаров и услуг. Вес научных знаний в производстве таких потребительных стоимостей, особенно с помощью высоких технологий, может составлять значительную часть (до 10—15%) от общей стоимости произведенного продукта. (См. инно­вационная деятельность, инновационная система, наука).

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ - философско-мстодоло-гическая концепция (П. Дюгем, Ч. Пирс, П. Бриджмон, Ф. Франк и др.), согласно которой большинство теоре­тических понятий, в том числе и научные теории в це-

лом, нс имеют эмпирического содержания и в этом смысле не являются описанием объективного мира. Поэтому к ним просто не может быть применима ха­рактеристика объективной истинности или ложности. Цель и ценность теоретического знания в другом — служить хорошим средством (инструментом) органи­зации эмпирического знания и прежде всего его логи­ческой упорядоченности. Как и всякий инструмент, теоретические понятия и конструкции имеют относи­тельную ценность. По отношению к одному множе­ству эмпирических данных они могут хорошо выпол­нять свою функцию, к другому (в частности, в связи с обнаружением принципиально новых фактов) — хуже или совсем плохо. Тогда ученые-теоретики со­здают новый инструмент, при котором все старые и новые факты были бы вновь организованы в единую, логически взаимосвязанную целостную систему. Глав­ным критерием в оценке степени приемлемости тео­ретических конструкций в таком случае становится их эффективность, надежность, простота в выполнении их главной функции: логическая организация эмпи­рической информации. Критерии же истинности или ложности, согласно инструменталистам, применимы только к эмпирическим суждениям и теориям. (См. теория, теоретические и эмпирическое).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - пра­во на владение интеллектуальным продуктом, закреп­ленное за правообладателем юридически. Важнейшим видом интеллектуальной собственности является про­мышленная собственность - исключительное право на владение и распоряжение результатами научно-тех­нического характера: изобретениями, полезными мо­делями, промышленными образцами и др. Охрана ин­теллектуальной собственности, а также все другие от­ношения в сфере интеллектуальной собственности регулируются соответствующим национальным и/или международным законодательством. В современном информационном обществе, экономика которого в существенной степени основана на постоянном ис­пользовании новых научных знаний, вес интеллекту­альной собственности в структуре ВВП неуклонно возрастает. (См. инновационная деятельность).

Г.В. Бромберг Ц]

ИНТЕРВАЛ АБСТРАКЦИИ - понятие, обознача­ющее пределы рациональной обоснованности той или иной абстракции, условия ее «предметной истиннос­ти» и границы применимости, устанавливаемые на основе информации, полученной эмпирическими или логическими средствами. Необходимость введения в методологию понятия интервала абстракции связана с идеей обоснования научной абстракции — как са­мого процесса абстрагирования, так и его результата. Абстрагируя в процессе познания, исследователь дей­ствует отнюдь не произвольно, а по определенным правилам и согласно поставленной познавательной задаче. Поскольку цель любых актов познания в на­уке связана в конечном итоге с достижением истины, то возникает необходимость учитывать в познаватель­ной деятельности те ограничения и те регулятивы, которые имеют место в отношении самой человечес­кой способности к абстракции. Во-первых, то, от чего отвлекаются в процессе постижения объекта, должно быть посторонним (по четко оговоренным критериям) для конкретного результата абстракции. Во-вторых, исследователь должен знать, до какого предела дан­ное отвлечение имеет законную силу. В-третьих, при исследовании сложных объектов следует производить концептуальную развертку объекта в виде совокупно­сти его проекций в многомерном пространстве ин­тервалов. В-четвертых, на определенном этапе необходи­мо осуществлять концептуальную сборку относящихся к делу интервалов абстракции в единую конфигурацию и отвлечение от посторонних перспектив видения дан­ного объекта. (См. абстракция, тождество, абстраги­рование).

Ф.В. Лазарев

ИНТЕРНАЛИЗМ — направление в историографии и теории развития науки, согласно которому главную движущую силу развития науки составляют имманен­тно присущие ей внутренние цели, средства и законо­мерности; научное знание должно рассматриваться как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий се бытия, от степени развитости социума и характера различных 82 его подсистем (экономики, техники, политики, фило-

софии и др.). Наиболее видные представители ин-тернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др. (См. история науки, развитие науки, экстернализм).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — приписывание знакам (сло­вам в частности) определенных значений (денотатов в частности). В качестве самостоятельного и важного научного метода интерпретация была осознана при четком различении формы и содержания научной теории, се синтаксиса (включая различные математи­ческие структуры) и семантики. Это осознание про­изошло в начале XX в. по мере все более широкого использования в науке методов формализации и тео-ретизации сначала в математике, а затем и в естествоз­нании. Необходимо различать два важнейших вида интерпретации в науке: семантическую и эмпиричес­кую. Первое понятие более широкое по объему, чем второе. Эмпирическая интерпретация означает при­писывание (идентификацию, отождествление) терми­нам теории определенных эмпирических значений (например, «материальная точка» суть «планета Сол­нечной системы» и т. д.), тогда как семантическая интерпретация означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений (например, од­ной из семантических интерпретаций эвклидовой гео­метрии могут быть, как показал Д. Гильберт, алгебра­ические объекты — числа, уравнения, системы уравне­ний). Различение научной теории и се интерпретации (в частности, эмпирической) необходимо потому, что одна и та же теория может иметь несколько эмпири­ческих интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение (например, механи­ка Ньютона верна для огромного числа эмпирических интерпретаций ее основного теоретического объекта — материальной точки: планета Солнечной системы, сна­ряд, молекула жидкости, корпускула света и т. д. и т. п.). При этом важно иметь ввиду, что на опыте проверя­ется (подтверждается или опровергается) всегда не теория сама по себе, а лишь система «теория + ее определенная эмпирическая интерпретация». Это оз­начает, что теория имеет относительно самостоятель­ное и независимое существование по отношению к 00

миру опыта, несводима к последнему полностью, име­ет свои собственные правила конструирования и ло­гику функционирования и развития. (См. теоретичес­кое и эмпирическое, редукционные предложения, уровни научного знания).

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - общезначимость, консенсуальное (явное или неявное) согласие среди субъектов познания относительно принятия различ­ных когнитивных решений (понимания значения и смысла конкретных терминов и понятий, истинност­ного значения конкретных высказываний и теорий, принятие оснований и логики обоснования конкрет­ных истин, их возможной и реальной полезности и практической эффективности и т. п.). Интерсубъек­тивность является операциональной интерпретацией метафизического понятия «объективность». Понима­ние «объективности» как интерсубъективности проч­но закрепилось в философии и методологии науки с начала XX в., времени кризиса классической науки и ее философии и становления новой неклассической парадигмы научного познания. Непосредственным поводом интерпретации «объективности» в науке как «интерсубъективности» явилось четкое осознание того, что объект сам по себе однозначно не детерми­нирует его мысленную репрезентацию (модель), под­тверждением чему явилось появление в науке боль­шого числа альтернативных описаний, теорий, пара­дигм для одной и той же предметной области (классическая и неклассическая механика, классичес­кая и неклассичсская математика, волновая и корпус­кулярная квантовая теория, историческое языкозна­ние и структурная лингвистика и т. д. и т. п.). (См. выбор альтернативных гипотез, научный консенсус, теоретическое и эмпирическое).

ИНТЕРТЕКСТ — понятие структурной лингвисти­ки и постмодернистской философии науки, означаю­щее более широкую языковую систему, чем контекст. Последний входит в качестве элемента в интертекст и взаимодействует в его рамках с другими контекста­ми. Так, если для физических теорий их контекстом является физическое знание (явное и неявное), то в

качестве интертекста для них выступает как минимум все естественно-научное и математическое знание, со­держание и методы которого всегда явно либо неявно имеются в виду, либо непосредственно используются при построении и обосновании физических теорий. Неопределенность и неоднозначность интертекста служат, с одной стороны, источником порождения новых идей в привычной для них среде, а с другой — приводят к трудностям однозначного их истолкования и оценки и к длительному процессу достижения опре­деленного консенсуса. (См. текст, гипертекст, неявное знание).

ИНТУИЦИОНИЗМ (математический) — одно из направлений в философии математики (Л. Кронекер, А. Пуанкаре, Л. Брауэр, Г. Рейтинг), представители ко­торого предложили новую концепцию предмета и обо­снования математики, резко противопоставив ее не только эмпиристской, объективно-идеалистической (платонизм) и наивно-интуиционистской (Декарт) тра­дициям в истолковании предмета и природы матема­тики, но и таким новым направлениям философии математики XX в. как логицизм (Фреге, Рассел и др.) и формализм (Гильберт, Гедель и др.). Согласно инту-иционистам, математика есть синоним максимально однозначных и доказательных построений человечес­кого разума. Математические объекты и структуры конструируются человеческим мышлением, и до него и вне него не существует. Математическое знание является содержательным, синтетическим, имеющим интуитивную основу, однако в математике допускает­ся только элементарная, так называемая «глобальная» интуиция, которая в силу своей элементарности нахо­дится под максимально возможным контролем чело­веческого сознания. Назначение этой интуиции состо­ит во введении элементарных единиц содержания и способности их различения или отождествления. На­пример, глобальная интуиция способна однозначно различить такие элементарные объекты как 0 и 1, все остальные объекты математики должны быть постро­ены из элементарных с: помощью простых операций, которые однозначно контролируются глобальной ин­туицией (например, + и —). Согласно интуиционис- Щ]

там, в математике слово «существовать» должно озна­чать только одно — «быть построенным» в конечное количество шагов под контролем глобальной интуи­ции. На этом основании интуиционисты отказывают в законности понятию «актуально бесконечное мно­жество» (допускаемого в классической математике: в теории множеств и арифметике). Понятие «актуаль­ной бесконечности» предлагается из математики уда­лить и ввести вместо него понятие «потенциальной бесконечности», понимаемой как конечная последо­вательность, которая реально всегда может быть про­должена. Закон исключенного третьего, широко ис­пользуемый при доказательствах в классической ма­тематике, должен быть ограничен только его применением в рассуждениях о конечных множе­ствах. Не является универсальным, с точки зрения интуиционистов, и закон двойного отрицания (А = А). Общий вывод интуиционистов в отношении класси­ческой математики очень категоричен: вся классичес­кая математика — ненадежная и нестрогая наука, и поэтому требуется построить новую математику, от­вечающую более строгим критериям, предложенных интуиционистами. Усилиями многих представителей интуиционизма и конструктивизма в XX в. были пе­рестроены с позиций новых требований строгости многие разделы классической математики. Сначала многие математики расценивали эти построения как проявление крайнего педантизма, не имеющие ника­кого теоретического и практического значения для реально работающей математики. Только с развити­ем вычислительной техники, компьютеров, машинной математики оказалось, что наиболее эффективным языком математических программ для этой техники является язык именно конструктивной математики. (См. логицизм, формализм, философия, математика).

ИНТУИЦИОНИЗМ (философский) — гносеологи­ческая концепция (Сократ, Платон, Аристотель, Авгу­стин, Декарт, Лейбниц, Бергсон и др.), согласно кото­рой, наряду с аналитическими процедурами (анализ, синтез, абстрагирование, рассуждения, выводы, мыс­ленное конструирование и др.), мышление обладает и некоторой синтетической, интегральной способнос-

тью схватывать, усматривать в предметах и процессах познания их сущность, существенность, необходимость, причастность к Истине. Согласно интуиционистам, ис­тинные основоположения наук, их фундаментальные законы, принципы и аксиомы могут быть постигнуты только в актах интуиции достаточно развитого мышле­ния и сознания (См. мышление, сознание, синтез).

ИНТУИЦИЯ (в науке) — использование в процес­се познания, при решении научных проблем огромно­го массива неструктурированной заранее в языке (дис­курсе) информации, как подсознательной, так и бес­сознательной. При четко поставленной проблеме и сильной мотивации в ее решении в сознании ученого на уровне интуиции происходит огромная работа по извлечению из недр сознания и отбору релевантной для решения поставленной проблемы информации. В сознании эти решения появляются внезапно, при са­мых различных внешних обстоятельствах, и обозна­чаются словом «инсайт». Однако «инсайт» бывает только у хорошо подготовленных профессионалов. Ин­туиция в науке выполняет функции фиксации и удо­стоверения определенного (элементарного) содержа­ния знания (интеллектуальная интуиция). Огромную роль интеллектуальной интуиции в процессе научно­го (и особенно — математического) познания отводи­ли Р. Декарт, Г. Галилей, А. Пуанкаре, А. Рейтинг, А. Эйнштейн, Ж. Адамар и др.). (См. интуиционизм (фи­лософский), контекст открытия, научное творчество).

ИНФОРМАЦИЯ — 1) в естествознании и матема­тике — мера упорядоченности, организованности объектов, процессов, систем; 2) в гуманитарных на­уках — совокупность сведений об объектах, явлени­ях, процессах, их свойствах и отношениях.

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ - процедура, в ходе которой испытуемый знакомится с целями, ус­ловиями и опасностями, с которыми сопряжено его участие в исследовании, и соглашается (обычно в письменной форме) принять в нем участие. (См. эти­ка науки, биоэтика).

Б.Г. Юдин

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - уступка ли­цензиаром лицензиату монопольного права использо­вать объект лицензии в соответствующем условиям до­говора объеме, сроках и на определенных договором рынках.

Неисключительная (простая) лицензия предостав­ляет лицензиату обычное право пользования, что не исключает права третьих лиц; при простой лицензии лицензиар вправе сам производить и реализовывать продукцию, выдавать любое количество простых ли­цензий, однако в каждом последующем договоре про­стой лицензии могут быть изложены различные огра­ничения. (См. интеллектуальная собственность, лицен­зия, патент).

Г.В. Бромберг

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУ­АЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - их введение в хозяй­ственный оборот. Продукт (изделие) считается изго­товленным с использованием, например, изобретения полезной модели, а способ, охраняемый патентом на изобретение, считается примененным, если в нем использован каждый признак изобретения полезной модели, включенный в независимый пункт формулы, или эквивалентный ему признак. Изделие признается изготовленным с использованием запатентованного промышленного образца, если оно содержит все его существенные признаки. Использование в коммерчес­ких целях — это продажа, сдача внаем или иной спо­соб коммерческого распространения, а также предло­жение осуществлять эти действия. Под использованием понимается именно использование в коммерческих це­лях, если не оговорено иное. (См. интеллектуальная соб­ственность).

Г.В. Бромберг

ИСТИНА — такое содержание знания (данных чув­ственного опыта, интуиции, суждений, теорий, когни­тивных систем), которое тождественно (в определен­ном интервале) предмету знания. В подавляющем боль­шинстве случаев это тождество и его границы лишь относительны, условны, приблизительны. Наиболее жестко это тождество может контролироваться и удо-

стоверяться в теоретическом познании. Самая эффек­тивная реализация этого требования имеет место в аналитических истинах и логико-математических дис­циплинах. Однако и там достижение абсолютного тождества (абсолютной истины) недостижимо. Впро­чем, как показывает историческая практика, в том числе и научная практика, для целей высоко адаптив­ного существования человечества вполне эффектив­ным, надежным средством человеческой деятельности является относительная истина (относительно-истин­ное знание). (См. знание, тождество, синтетическое знание).

ИСТИННОСТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ - континуум оце­нок соответствия содержания некоторого знания оп­ределенному предмету в интервале {0...1}, включая крайние значения: 0 — ложь (полное несоответствие содержания высказывания о предмете самому пред­мету) и 1 — истина (полное тождество содержания мысли о предмете содержанию предмета). В различ­ных системах логик допускается разное количество возможных истинностных значений высказываний (классическая двузначная логика, трехзначные логи­ки, n-значные логики, бесконечнозначные логики). (См. логика, ложь, истина).

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ - совокупность дисцип­лин, изучающих изменение, эволюцию и развитие любых объектов и систем: материальных и идеальных (когнитивных), природных и социокультурных, зем­ных и космических. Поскольку сущность любого пред­мета в его настоящем может быть адекватно понята и объяснена только как следствие его предшествующе­го состояния, его прошлого бытия, постольку истори­ческое исследование предмета является необходимой компонентой любой науки. Однако, как правило, под историческими науками обычно имеют в виду иссле­дование во времени различных аспектов человеческо­го общества и областей человеческой деятельности (мировая история человечества как целого, история отдельных стран, народов, цивилизаций, культур, ис­тория науки и техники, история языка, искусства, политическая история и т. д. и т. п.). Основными кате-

гориями истории являются понятия: историческое время, осевое и нартикулярно-культурное время, ис­торическая необходимость и творчество, историчес­кий закон, формация, эволюция, революция, про­гресс, регресс и др. (См. история, эволюция, время, науки о культуре, науки о Человеке и др.).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ - основные этапы развития и бытия науки как особого вида по­знавательной деятельности Человека, обусловленные как внутренними возможностями и закономерностя­ми ее становления, так и влиянием со стороны социо­культурного контекста, органическим элементом ко­торого наука, как и остальные подсистемы культу­ры, всегда являлась и является. Выделяют обычно шесть различных исторических форм науки: 1) древ­няя преднаука (или пранаука (Вавилон, шумеры, Древ­ний Египет); 2) античный тип науки (VII в до н. э. — III в. н. э.; 3) средневековая европейская наука (IV в. — XVI в.); 4) классическая (XVII — XIX вв.); 5) некласси­ческая (начало XX в. — 70-е гг. XX в.); 6) постнеклас-сическая (70-е гг. XX в. по наст. вр.). Каждая из исто­рических форм науки отличается от других не только своей предметной спецификой, но и идеологически­ми, социально-культурными и методологическими ос­нованиями. Особенности древней пранауки: непосред­ственная связь с практикой, рецептурный, эмпиричес­кий, сакрально-кастовый и догматический характер знания. Характерные черты античной науки: созерца­тельность, внутренняя самодостаточность, логическая доказательность, системность, методологическая реф­лексивность, демократизм, открытость к критике. Особенности европейской средневековой науки: тсо-логизм, тслеологизм, герменевтика, схоластика, дог­матизм. Принципиально новые интенции и особенно­сти естествознания складываются в эпоху Возрожде­ния и Новое время (XV —XVII вв.): светский характер, Е1атурализм, объектность, экспериментально-матема­тический характер, практическая применимость, до­казательность. Триумфом развития классической науки становится создание механики Галилея —Ньютона, ге­лиоцентрической космологии Коперника —Кеплера, 3D механико-математической картины мира. Гуманитар-

ные дисциплины (история, педагогика, медицина, язы­кознание) также постепенно освобождаются от влия­ния теологии и рассматриваются как средство со­вершенствования человека и его самореализации. К XVIII в. в Европе полностью формируется новая со­циокультурная реальность: классическая наука. Ее идеология: критический дух, объективность, практи­ческая направленность. Принципы онтологии класси­ческой науки: антителсологизм, детерминизм, меха­ницизм. Ее гносеологические основания: однознач­ный характер научных законов, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научно­го знания. Методология классической науки: количе­ственные методы исследования, эксперимент, матема­тическая модель объекта, дедуктивный метод постро­ения научных теорий, критицизм. Постепенно происходит институализация науки, создаются про­фессиональные научные сообщества со своими уста­вами, возникают научные и учебные заведения ново­го типа (инженерные, политехнические вузы и шко­лы, лаборатории, испытательные стенды, полевые исследования, академии наук, научные журналы). Во второй половине XIX в. происходит резкое усиление социальной базы науки, возникает «большая наука», укрепляется связь науки с производством, создается промышленный сектор науки, происходит формиро­вание новой системы «наука-техника-технология». В конце XIX в. — начале XX в. возникает кризис в основаниях классической науки, происходят научные революции в математике, физике, социальных науках, создаются и принимаются научным сообществом но­вые фундаментальные теории, во многом несоизмери­мые с прежними: неевклидовы геометрии, теория от­носительности (частная и общая), квантовая механи­ка, генетика, синтетическая теория эволюции, интуиционистская математика и логика, неклассичсс-кие экономические социальные и гуманитарные тео­рии. Создается неклассическая наука с новыми фило­софскими основаниями. Онтология неклассической науки: релятивизм, вероятностный детерминизм, мас­совость, системность, эволюционность научных объек­тов. Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность науч- 91

ных законов и теорий, частичная эмпирическая и те­оретическая верифицируемость научного знания, антифундаментализм. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, когнитивный конструктивизм. В середине XX в. про­исходит научно-техническая революция, результатом которой становится создание в развитых странах на­укоемкой экономики, главным источником массовых инноваций в которой становится наука. С превраще­нием науки в решающую силу общественного разви­тия наука становится важнейшим объектом госу­дарственной научной политики развитых стран. В кон­це XX в. начала складываться новая историческая форма науки — постнеклассическая (или неонеклас-сическая, или постмодернистская). Ее преимуществен­ный предмет исследования — сверхсложные и эволю­ционные системы. Лидерами постнеклассической на­уки становятся биология, экология, глобалистика, науки о человеке. Социальным основанием пост-неклассической науки является необходимость эколо­гического и гуманитарного контроля над научно-тех­ническим развитием, уменьшением его негативных по­следствий для настоящего и будущего человечества. В настоящее время происходит формирование новых философских оснований науки. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, нелиней­ность, эволюционизм, антропологизм. Ее гносеологи­ческие основания: проблемность, коллективность на­учно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гума­нитарная направленность научной информации. Ме­тодология постнеклассической науки: методологичес­кий плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, эффективность и целесообразность научных решений. В современной науке и обществе происходят компьютерная, телекоммуникационная и биотехнологическая революции. Основой развития экономики все более становятся высокие технологии. В гуманитарных и социальных науках происходит «лингвистический поворот», начинает преобладать установка, с одной стороны, на микроанализ, а, с дру-BZ гой — на контекстуальность рассмотрения, возмож-

ный и необходимый плюрализм подходов, на «демис­тификацию факта», на социокультурное и ценностное измерение гуманитарных и социальных теорий.

Будущее науки видится в сосуществовании и ин­теграции сформированных ранее исторических типов научности: классического, неклассического и пост-неклассического. В разных научных дисциплинах в за­висимости от степени их развития и характера реша­емых теоретических и практических проблем реали­зуется один из ни-х как более эффективный. Глобализация науки становится одним из главных резервов дальнейшего поддержания высоких темпов развития и эффективности мировой и национальной науки. (См. наука, история науки, развитие науки, ме­тодологический кластер, парадигма, фон науки).

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ изучения сущ­ности и содержания природных и социальных объек­тов, когда существенное внимание уделяется длитель­ности и скорости их формирования и развития, сте­пени влияния на динамику изучаемых объектов внутренних закономерностей и внешних условий су­ществования («среды»). Применяется там и тогда, когда скорость изменения свойств объекта является достаточно важной с точки зрения практических ин­тересов человека (астрономия, космология, геология, история общества и др.). Адекватное использование исторического метода предполагает наличие такой шкалы времени, которая опиралась бы на устойчивые естественные ритмы самой природы (проблема геохро­нологии и «реального» исторического времени). (См. развитие, эволюция, диахронный анализ, история).

ИСТОРИЯ — 1) последовательное изменение лю­бого процесса от прошлого к настоящему, фиксируе­мого с помощью определенной временной шкалы, 2) описание такого рода процессов, 3) комплекс наук об изменении и развитии общества в целом и его раз­личных подсистем (стран, цивилизаций, этносов, со­циальных институтов, духовной жизни и т. д.). (См. изменение, время, развитие, эволюция). по

ИСТОРИЯ НАУКИ — изложение в хронологичес­кой последовательности динамики научных измене­ний (зарождение науки в целом и различных облас­тей научного знания, открытие новых эмпирических явлений, фактов, законов, объясняющих их гипотез и теоретических моделей, практических приложений, социокультурного значения). Существует много вари­антов истории науки, прежде всего, по широте охвата научных изменений: общая история науки в целом; история ее важнейших отраслей: история логико-ма­тематических наук, социально-гуманитарного позна­ния, инженерно-технических достижений; история отдельных научных дисциплин (история физики, хи­мии, биологии, социологии, права и т. д. и т. п.). Во-вторых, различают внутреннюю и социальную исто­рию науки. В рамках внутренней истории науки абст­рагируются от ее зависимости от социокультурного контекста, в социальной истории науки — акцентиру­ют. Во многом это зависит от предпочтения той или иной модели развития научного знания (интернализм или экстернализм). Наконец, существуют история национальной науки, история научных биографий, история великих научных открытий и т. д. Как и лю­бая конкретно-научная дисциплина, история науки не свободна от принятия тех или иных философских оснований и предпосылок: кумулятивизм или антику-мулятивизм, прогрессизм или просто эволюционизм, внутренняя взаимосвязь науки с философией или независимость от последней, социальная и ценност­ная нейтральность науки или ее аксиологическая на-груженность и др. (См. наука, исторические формы науки, развитие науки).

КАРТИНА МИРА — общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основа­ниям: 1) степени общности и 2) средствам моделиро­вания реальности. По первому основанию класси­фикация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, все­общая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. кар­тина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию разли­чают следующие картины мира: философскую, рели­гиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково закон­ны», исторически относительны и изменчивы, взаи-модогюлняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реаль­ности. (См. онтология, онтология науки, метатеорети-ческое знание).

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ - сетка ка­тегорий предшествующего исторического типа науч­ного познания, сквозь призму которого в науке вос­принимается любое вновь познаваемое содержание. Термин, введенный в философию науки М.Г. Ярошев-ским. У разных ученых категориальная апперцепция вообще говоря не одинакова. Она зависит от условий их воспитания и образования, профессиональных ин-

тересов, общей культуры, ценностей структуры их личности. Так, у И.П. Павлова функцию категориаль­ной апперцепции выполняла причинно-системная матрица биологического детерминизма (с се катего­риями эволюции, адаптации, гомеостаза и др.). Он не ограничивается ими и вводит новые категории: под­крепление, временная связь и др., сквозь которые он рассматривал отныне любой физиологический фено­мен. А.А. Ухтомский обогатил аппарат категориальной апперцепции физиологии понятиями «доминанта», «саморегуляция», «торможение», «предвкушение», «про­ектирование среды» и др. В отличие от трансценден­тальной апперцепции категориальная апперцепция имеет лишь относительно априорный характер. (См. апперцепция, теоретическое и эмпирическое).

КАЧЕСТВО — взаимосвязанная совокупность (кла­стер) свойств и отношений предметов, явлений, про­цессов, которая отличает их от других предметов, явлений, процессов и делает их теми, что они есть. Познание вообще, научное познание, в частности, часто начинает с фиксации качественной определен­ности интересующего ее объекта исследования (каче­ственное описание предмета исследования). Однако в отличие от других видов познания, наука всегда стре­мится понять то или иное качество через его количе­ственные характеристики («больше», «меньше», «рав­но»), ответить не только на вопрос «что», но и на воп­росы «как» и «сколько» в отношении и самого объекта, и составляющих его свойств. Познание качества объектов через количественные характеристики их проявления — вот главная цель науки. Это имеет ог­ромное адаптационное значение для человечества, так как позволяет ему познавать предметы более точно и определенно, а следовательно, более эффективно ори­ентироваться в окружающем мире и использовать количественное знание качества в своих практичес­ких целях. (См. количество).

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА - теория, описывающая

свойства и законы движения физических объектов, для

-„ которых размерность действия (эрг • с) сопоставима с

Но планковским масштабом h = 6, 62 • 10~27 эрг • с. Этому

условию удовлетворяют микрочастицы, а потому мож­но сказать, что квантовая механика — это наука, опи­сывающая свойства микромира.

Квантовая механика включает в себя систему специальных понятий и соответствующий им мате­матический аппарат. Законы квантовой механики образуют фундамент наук о строении вещества. Ме­тоды квантовой механики позволили решить боль­шое количество научных задач: расшифровка атом­ных спектров, объяснение периодической системы элементов Д.И. Менделеева, строение и свойства атомных ядер, теория фотоэффекта, физика твер­дого тела и полупроводников, ядерные и термоядер­ные реакции и др. (См. неклассическая наука, инде­терминизм, принцип неопределенности, принцип до­полнительности).

Л.В. Лесков

КЕНТАВРОВОЕ ЗНАНИЕ (в науке) - специфи­ческая форма научного знания, представляющая со­бой единство качественно разнородных, часто про­тиворечащих в некоторых отношениях элементов научного знания. Кентавровое знание существует в виде кентавровых научных понятий («волна-час­тица», «пространство-время», «мыслящая машина» и т. д.), кентавровых высказываний («планеты Солнечной системы — материальные точки», «чело­век — это микрокосм», «элементарные частицы имеют аромат» и т. д.), кентавровых теорий (фило­софия науки, религиозная философия, искусствоз­нание, социальная физика и т. д.). Наличие в науке кентаврового знания говорит о необходимости се рассмотрения в более широком гносеологическом контексте, нежели тот, о котором обычно идет речь в логике и методологии науки, где научное знание рассматривается только как гомогенное, логичес­ки-организованное, доказательное. Некоторые ав­торы (Д. Данин, в частности) предложили назвать систематическое изучение разнообразных проявле­ний кентаврового сознания в культуре и науке «кентавристикой».

КИБЕРНЕТИКА — наука о процессах и законах управления, протекающих в сложных динамических системах природы, общества и человеческой культу­ры на основе использования информации. (См. цель, деятельность, целесообразность, информация).

КЛАССИФИКАЦИЯ — способ упорядочения, струк­туризации некоторого множества объектов, рассече­ния его на определенные подмножества путем артику­ляции, выделения некоторого признака объектов исход­ного множества как основания их структуризации по данному признаку. Такого рода признак называется основанием классификации и должен быть вполне определенным. Классификация множества познавае­мых объектов является одной из первичных и вместе с тем фундаментальных форм как эмпирического, так и теоретического познания. Хорошо известными приме­рами классификаций в науке являются классифика­ции видов в животном и растительном мире (Линней, Бюффон, Ламарк и др.), в социальном мире (К. Маркс и др.), в духовном мире (И. Кант, Г. Гегель и др.). Раз­личают два основных типа классификаций: 1) есте­ственные, в которых основанием классификации выс­тупает некоторый реальный существенный признак, присущий объектам исходного множества (периодичес­кая система химических элементов Д.И. Менделеева, классификация элементарных частиц в современной физике и т. п.), и 2) искусственные, в которых основа­нием классификации выступает любой признак (напри­мер, классификации всех слов русского языка по ко­личеству букв, составляющих слово и т. п.). Классифи­кация — необходимая форма предметного познания, без осуществления которой невозможно понятийно-дискурсное моделирование действительности. (См. эмпирическое знание, факт).

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА - специфическое состоя­ние научного интеллекта, реализовавшееся как главен­ствующее умонастроение на масштабном историко-куль­турным ареале от Галилея до Пуанкаре. Эвристическое начало типических особенностей теоретизирования (спо­собы постановки проблем, приемы исследования, описа­ние предметных областей, характер обоснования вы-

водов, формы подачи, изложения, фиксации резуль­татов) на классической фазе развития науки составля­ли: фундаментализм, финализм, имперсональность, аб­солютизм, наивный реализм, субстанциальность, дина­мизм, сумматизм, эссенциализм, аналитизм, механицизм, кумулятизм. (См. исторические формы науки, методологический кластер).

В.В. Ильин

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - один из логически возможных типов философии науки, рас­сматривавшийся с наибольшей полнотой в самопозна­нии классического естествознания (XVII — XIX вв.). Необходимо различать понятия «философские осно­вания классической науки», «философия классичес­кой науки» и «классическая философия науки». Фило­софские основания классической науки — это реаль­ные философские предпосылки различных дисциплин и теорий классической науки. Философия классичес­кой науки — это одна из интерпретаций ее философ­ских оснований. Наконец, классическая философия науки — одна из логически возможных конструкций философии науки в рамках теоретической филосо­фии. Хотя все указанные выше понятия тесно связа­ны между собой, категориальный кластер «классичес­кой философии науки» как возможного образа науки составляют: трансцендентальная субъективность, им-манентизм (интернализм), всеобщность, однозначная детерминация содержания научного знания объектом, теоретический монизм (один объект — одна истинная теория), дедуктивная организация научных теорий, объективная истинность научного знания, корреспон­дентская концепция научной истины, социально-цен­ностная нейтральность научного знания, фундамента­лизм научного обоснования, доказательность научно­го знания, эксплицентный характер всех научных утверждений, абсолютная определенность (однознач­ность) языка науки, сциентизм. Ее логически возмож­ные варианты: эмпиризм — теоретизм, индуктивизм — дедуктивизм, джастификационизм — фальсификаци-онизм. (См. философия науки, нсклассическая фило­софия науки). {]{]

КЛОНИРОВАНИЕ — процесс создания генетически идентичных копий живых организмов (или их фрагмен­тов — молекул, клеток, тканей, органов и т. д.). Термин «клон» происходит от греческого слова klon, что означа­ет — веточка, побег, черенок. С] процессом создания клонов в этом смысле почти каждый знаком по вегета­тивному размножению растений черенками, почками или клубнями в сельском хозяйстве. Однако, в отличие от растительных, клетки животных, дифференцируясь в процессе онтогенеза, лишаются так называемой тоте-потентности (т. с. способности к образованию любых типов клеток данного организма), что и было долгое время главным препятствием для осуществления кло­нирования взрослых позвоночных животных. И лишь в 50-е гг. XX в. стали нарабатываться технологии и мето­дические приемы пересадки ядер соматических клеток амфибий в лишенные ядра (или, как говорят биологи, энуклеированные) яйцеклетки, что, в конце концов, сде­лало свершившимся фактом возможность клонирования животных, в том числе и млекопитающих. Рубежным в этой области принято считать 1997 г., когда в феврале из Эдинбурга (Шотландия) пришло сообщение, что в ре­зультате использования донорного ядра клетки молоч­ной железы взрослой овцы было получено клональнос животное — овца по кличке Долли. Эта новость вызвала невиданный взрыв эмоций, поскольку с этого времени речь могла идти и о клонировании человека как вполне технологически реализуемой задаче. О клонировании заговорил весь мир, причем не только ученые, но и по­литики, государственные деятели, юристы, философы, представители разных религиозных конфессий и др. Как и следовало ожидать, мнения разделились самым ради­кальным образом: от призыва признать исследования в области клонирования человека преступлением до дек­ларации крупнейших деятелей науки и культуры в за­щиту клонирования человека и неприкосновенности научных исследований. Анализ этих дискуссий со всей очевидностью показывает, что в отношении проблемы клонирования человека современному обществу требу­ется не настороженное и не восторженное, а ответствен­ное отношение. (См. биоэтика, этика науки, генетика).

В.Г. Борзенков

КОГНИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ (к. с. н.) -

направление в философии и социологии науки, воз­никшее в 70-х гг. XX в., представители которого счи­тают, что адекватная модель функционирования и динамики науки должна учитывать существенное влияние социокультурных факторов не только на выбор научных проблем (направлений) и темпы их разрешения (за счет создания максимально благо­приятных финансовых, материальных и организаци­онных условий), но и на способ, результат их реше­ний (в конечном счете' на содержание научных тео­рий). Представители к. с. н. (М. Малкой, С. Уолгар, К. Кнорр-Цетина, Р. Уитли и др.) отвергают класси­ческие модели бессубъектного или трансценденталь­но-субъектного характера научного познания, наста­ивая на существенном влиянии реальных, эмпиричес­ких субъектов научного познания (их мировоззрения, психологических особенностей и ресурса знаний) на процесс конструирования как самих объектов теории, так и способов их теоретического описания. Они настаивают на принципиальном значении для адекват­ной теории научной деятельности того обстоятельства, что научное познание всегда совершается конкретны­ми учеными в конкретной социокультурной среде, имеющей специфическое историческое измерение. Согласно к. с. н., важную роль в формировании со­держания научной теории, наряду с эмпирической ин­формацией об объекте («эмпирическим репертуа­ром»), играет разделяемая учеными система общих философских принципов и ценностных мотиваций (их «социальный репертуар»). Последний формируется либо в результате присоединения ученого к опреде­ленной научной традиции, школе, авторитету, либо благодаря собственной актуализации накопленных об­ществом культурных ресурсов вплоть до творческого участия в его создании (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Нью­тон, Н.Бор, А. Пуанкаре, Д. Гильберт и др.). В пользу социокогнитивного подхода его представителями при­водится большой историко-научный и социологичес­кий материал на примерах анализа творчества как классиков пауки, так и се современных творцов. (См. социология науки, научное познание, субъект науч­ного познания).

КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - важнейшая состав­ляющая процесса научного познания, основанная на понимании последнего как принципиально межсубъ­ектного процесса, как диалога между Я и не Я (Дру­гой). Любой мыслительный акт всегда имеет двойную интенциональность (направленность на определенный объект мысли и обращенность к некоторому субъек­ту, адресату своей мысли). В этом смысле мышление всегда не только субъект-объектно, но и субъект-субъектно, т. е. диалогично. «Другой» часто выступа­ет как alter ego, как другое «51». Когнитивное обще­ние выступает в таком случае как беседа, общение субъекта познания с самим собой, убеждение, объяс­нение некоторой информации самому себе как друго­му. В этом случае научное мышление выступает как свернутый диалог и часто имеет форму монолога. Но это лишь мимикрия принципиально коллективной, диалогичной природы научного мышления. Часто субъект для того чтобы добиться понимания со сторо­ны Другого вынужден смотреть на себя его глазами, осуществлять рефлексивное проникновение в свою личность и в свои намерения. В конечном счете все процедуры научного познания — объяснение, доказа­тельство, понимание и др. направлены на убеждение Другого и себя самого в своей правоте. Многие круп­ные ученые обладали незаурядными способностями убеждать себя и других в истинности своих взглядов, используя для этого в том числе и свои блестящие литературные способности (Платон, Галилей, Декарт, Бэкон, Ньютон, Витгенштейн, Бор, Пригожий и др.). (См. научное познание, субъект научного познания, научный консенсус).

КОГНИТИВНОЕ РЕШЕНИЕ - одна из важнейших категорий современной философии и социологии на­уки, основанная на понимании того фундаментально­го обстоятельства, что не существует окончательного (абсолютного) ни эмпирического, пи теоретического обоснования любой концепции, что прекращение рег­ресса в бесконечность и в том, и в другом случае осу­ществляется только принятием конкретными субъек- 1ПП тами познания решения о достаточности имеющихся IUl оснований для положительной или отрицательной

когнитивной оценки рассматриваемой концепции. Принятие подобных решений опирается на познава­тельную волю субъектов и определяется множеством факторов предметного, логического, психологическо­го, практического и социального характера. Когнитив­ные решения в науке являются результатом научного консенсуса, итогом более или менее длительных дис­куссий, критического анализа и оценок и всегда не­сут в себе определенную долю риска. (См. научный консенсус, когнитивная социология науки).

КОГНИТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ - господствующие в обществе представления о целях и результатах по­знавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой дея­тельности (эмпирические, теоретические и техноло­гические знания). К числу общих когнитивных ценностей относятся Рациональность, Истинность, Доказательность, Полезность. Содержание этих цен­ностей формируется объективно в ходе конкретной практики познания, частично стихийно, но во мно­гом благодаря сознательной рефлексивной деятель­ности выдающихся ученых и философов. В целом, как показывает исторический опыт развития познания, в том числе история научного познания, содержание когнитивных ценностей изменчиво и обусловлено тремя основными факторами: социокультурными ус­ловиями осуществления познавательной деятельнос­ти, философской рефлексией содержания этих цен­ностей и преимущественным типом объектов позна­вательной деятельности. В науке когнитивные ценности конкретизированы в виде идеалов и норм научного исследования. Понимание этих идеалов и норм и соответственно их содержание также весьма изменчиво и разнообразно как в диахронном, истори­ческом разрезе бытия науки (древняя восточная на­ука, античная наука, средневековая наука, новоевро­пейская наука и т. д.), так и в ее синхронном сечении (логико-математические науки, естествознание, соци­ально-гуманитарное знание, технико-технологические науки). Анализом всего многообразия когнитивных ценностей, их природы, видов, факторов изменчиво­сти, инвариантности, системного характера занимает-

ся философия в таких ее разделах как гносеология, аксиология, философия науки. Когнитивные ценнос­ти — имманентная и основополагающая часть процес­са познания и его структуры. (См. ценности, созна­ние, идеалы и нормы научного исследования).

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ - операциональная ха­рактеристика процесса научного познания, делающая акцент на специфике языка науки, его общих катего­рий, методов получения и обоснования знания, спо­собов принятия когнитивных решений и их утверж­дения. Различают общий когнитивный стиль научно­го познания (стиль научного мышления вообще) в отличие от вненаучных способов познания (обыден­ное мышление, художественное познание, религиоз­ный стиль мышления, мифологическое мышление и др.) и особенные когнитивные стили мышления в на­уке. Последние определяются предметными, методо­логическими и коммуникационными особенностями той или иной частной науки (физический стиль мыш­ления, естественно-научный стиль мышления, матема­тический стиль мышления, гуманитарный тип мышле­ния и т. д.). Независимо от степени общности когнитивно­го стиля и особенностей различных конкретно-научных стилей мышления все они не зависят от отдельных ученых, принимаются ими в целом в силу своей про­фессиональной принадлежности и в этом смысле име­ют объективный характер в отличие от индивидуаль­ного когнитивного стиля. (См. парадигма, методоло­гический кластер, когнитивные ценности).

КОЛИЧЕСТВО — важнейшая категория филосо­фии и науки, обозначающая численную или структур­ную определенность предметов, процессов и явлений, относительно безразличную их качественной опреде­ленности, то есть тому конкретному множеству обра­зующих их свойств и отношений, которые отличают их от других предметов, процессов, явлений и делают их тем, что они есть. Количество, тем не менее, не абсолютно внешняя для качества предмета характери­стика, а является таковой только в границах меры. Так Л. статистическое распределение людей по росту, изоб-IU" ражаемое кривой Гаусса, показывает различие этой

характеристики для людей в очень широком, теорети­чески бесконечном диапазоне. Ясно, однако, что ре­ально, начиная с некоторой величины роста (очень ма­ленькой или очень большой) люди не могут существо­вать в принципе, в силу определенных физических и биологических законов. Переходя границы своей ко­личественной меры по определенному параметру, предмет теряет свое прежнее качество и переходит в новое, существенно отличное состояние или качество. (См. «качество», «форма»).

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ - методологическая кон цепция, абсолютизирующая роль конвенций в науч­ном познании (Ле Руа, А. Пуанкаре, П. Дюгем и др.). Конвенции играют действительно большую роль в научном познании (определение значений основных научных терминов, выбор эталонов и систем единиц измерения физических и других величин, принятие той или системы логических законов и правил и др.). Однако конвенционалисты не правы, когда утвержда­ют конвенциональный характер всех истин, явно не­дооценивая при этом, во-первых, объективную детер­минацию содержания научного знания, а, во-вторых, социально-детерминированный характер принятия самих научных конвенций. (См. научные конвенции, определения, интерпретация, научная истина).

КОНСТРУИРОВАНИЕ (мысленное) - деятель­ность мышления, направленная на создание теорети­ческого мира и описывающих его моделей. Конструк­тивная деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувствен­ному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования, а именно задаче создания логически непротиворечивых, доказатель­ных, содержательно богатых систем знания, обладаю­щих при этом значительной объясняющей, организу­ющей и предсказательной силой. Конструированию научных теорий невозможно научиться, занимаясь только эмпирическим исследованием реальности. Объективная реальность лишь предпосылка и конеч­ная цель научной теории. Тождество между ними по содержанию лишь относительное (только в определен- Ши

ном интервале) и приблизительное. Теоретические конструкты обязательно должны не только совпадать с объективной реальностью, но и существенно отли­чаться от нее. Важнейшими операциями мысленного конструирования являются определения, конвенции, логические выводы, идеализации и др. (См. продук­тивное воображение, синтез, теория).

КОНСТРУКТИВИЗМ (математический) - на

правление в метаматематике и построенные на его ос­нове математические теории (конструктивная логика, конструктивная теория множеств, арифметика, ана­лиз и т. д. и т. п.). Возникло в 40-50-е гг. XX в. в СССР как результат «скрещивания» основных математичес­ких идей интуиционизма (Л. Брауэр, Г. Гейтинг и др.) с аутентичной теорией познания марксизма, где про­цесс познания трактовался не как процесс пассивного отражения сознанием объекта, а как активная деятель­ность мышления с идеальными объектами, изоморф­ными по своей структуре материально-предметной де­ятельности человека. Наиболее видными представите­лями математического конструктивизма были Цейтин, Марков, Шанин, Заславский. С точки зрения конст­руктивистов вся классическая математика является не­достаточно строгой наукой, так как основана на таких «темных» понятиях как «актуальная бесконечность», «универсальный характер законов исключенного тре­тьего и двойного отрицания», логической непротиво­речивости как необходимого и достаточного критерия существования математического объекта и т. д. Со­гласно конструктивистам, основным методом постро­ения математических теорий должна быть не дедук­ция, а конструктивно-генетический метод, согласно которому любой математический объект и любые утверждения о нем должны быть результатом деятель­ности мышления по построению более сложных кон­струкций из более простых, по определенным, про­стым и легко контролируемым правилам построения — алгоритмам, позволяющим с помощью конечного чис­ла шагов, конечного числа операций за конечное вре­мя однозначно получить итоговую конструкцию. Полу- чил широкое признание и развитие в связи с развити-

ем вычислительной математики и информационной техники. (См. интуиционизм, философия математики).

КОНСТРУКТИВИЗМ (философский) - одно из влиятельных течений современной философии на­уки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, 3. Шмидт, X. фон Фер-стер, У. Матурана, Г. Рот, II. Луманн, Г. Ром и др.). Кон­структивисты выступают против наивного реализма, интерпретации познания любого вида и любых его продуктов как результатов отражения во взаимодей­ствии субъекта с объектом и т. п. Согласно конструк­тивистам, не существует никакой иной реальности, кроме той, которая создастся человеком. В этом смыс­ле радикальные конструктивисты утверждают, что вся реальность (и научная, в том числе) и все утвержде­ния о ней антропогенны, антропоморфны и аксиоло-гичны. Не существует некоей объективной, одинако­вой для всех и независимой от людей реальности. Равно как не существует некоей, независимой от людей, одинаковой для всех объективной («божествен­ной» по своему статусу) истины. Согласно конструк­тивистам, принципиальное отличие человека от дру­гих существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конст­руктивное, творческое и постоянно самотворящее себя бытие. Естественно, что человек стремится все­гда создать полезные, ценные для существования вида и собственного бытия продукты, однако это в прин­ципе невозможно, так как в механизме творчества изначально и имманентно заложен такой существен­ный элемент как случай, случайность, хотя и ограни­ченный в своем действии накопленным ранее опытом. Конструктивно по своей сути не только познаватель­ное отношение, но и все другие отношения (комму­никационные, практические, экзистенциональныеит. д.), в пространстве которых живет и которое постоянно создает заново любой человек, в том числе (и особен­но) ученые. С позиций радикального конструктивиз­ма его представителями строятся соответствующие модели научного познания и научной деятельности и критикуются любого рода объективистские, детерми- _ нистские и созерцательные концепции философии ill/

науки. Эта позиция хорошо корродируется с когни­тивной социологией науки, социальной психологией науки, философией деятельностной природы челове­ка. (См. научное творчество, синтетическое знание, продуктивное воображение).

КОНТЕКСТ — языковая или объективная струк­тура более широкая, чем, соответственно, отдельный текст или отдельное событие, являющееся элемента­ми контекста. Методологический смысл данной кате­гории состоит в том, что контекст как целое, с одной стороны, существенно определяет смысл любого тек­ста, как своего элемента, а, с другой — лишает его од­нозначности и замкнутости, делая открытой и всегда недоопределенной системой. (См. текст, интертекст, гипертекст, неявное знание).

КОНТЕКСТ ОБОСНОВАНИЯ - понятие филосо­фии науки, обозначающее процесс доказательства и обоснования научного знания. Согласно логическим позитивистам, хотя не существует логики открытия научных законов и теорий, существует логика их обо­снования. Для логико-математических наук основным методом их обоснования служит логический анализ их отдельных высказываний и взаимоотношений меж­ду ними. Способом их обоснования является либо показ тавтологического характера логико-математи­ческих утверждений, имеющих аналитическую при­роду, либо логическое выведение подавляющего их большинства из небольшого числа аксиом, условно принятых за истинные высказывания. Большие уси­лия логическими позитивистами были приложены для того, чтобы логически смоделировать процесс обо­снования научных законов и теорий в естественных (и шире опытных) науках. Однако здесь они в целом потерпели неудачу. Во-первых, потому что модель естественно-научной теории как дедуктивно органи­зованного, логически замкнутого множества высказы­ваний, оказалась слишком сильной идеализацией по отношению к реальным естественно-научным и соци­альным теориям, ни одна из которых не построена подобным образом. Во-вторых, столь же неадекватны­ми оказались попытки логического моделирования

отношения эмпирического и теоретического знания с помощью создания различных систем индуктивной логики. Оказалось, что индуктивные методы не могут выполнять функцию не только способов доказатель­ства научных законов, но и функцию подтверждения вероятности их истинности. Это обусловлено как па­радоксами материальной импликации, так и нсанали-тическим характером самого отношения подтвержде­ния. (См. научное обоснование, научное доказатель­ство, контекст).

КОНТЕКСТ ОТКРЫТИЯ - понятие, обозначающее процесс открытия научных законов и теорий. Было введено Г. Рейхенбахом для отличения его от процес­са доказательства и обоснования научного знания, получившего названия «контекст обоснования». Со­гласно воззрениям логических позитивистов, контекст открытия радикально отличается от контекста обосно­вания, они — существенно ассиметричны по своему содержанию и методам. Только контекст обоснования может быть предметом философии науки, так как только здесь существенную роль играют методы логи­ки, и он поддается логической реконструкции. Про­цесс же выдвижения научных гипотез является недо­ступным для логического анализа, так как не существу­ет логики открытия, логических методов восхождения отданных опыта к научным законам и теориям. Про­цесс открытия — это предмет психологии научного творчества, и здесь важнейшую роль играют интуи­ция, талант, воображение и удача конкретного иссле­дователя. В конечном счете, процесс научного откры­тия, по мнению логических позитивистов — это ирра­циональный процесс. (См. научное открытие, интуиция, контекст, научное творчество).

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАЗВЕРТКА - отображение одного и того же исходного объекта исследования в разных мысленных плоскостях (картинах) и соответ­ственно нахождение для него множества интервалов абстракции. Так, например, в квантовой механике один и тот же объект (элементарная частица) может быть попеременно представлен в рамках двух картин — то как корпускула (в одних условиях эксперимен- Ши

та), то как волна (в других условиях). Эти картины логически несовместимы между собой, но лишь взя­тые вместе они исчерпывают всю необходимую ин­формацию о поведении микрочастиц. Подобно это­му в социологии индивид может рассматриваться в разных социокультурных контекстах, в которых он играет разные социальные роли. Каждый такой кон­текст может быть основанием для выработки поня­тия с соответствующим интервалом абстракции. (См. абстракция, абстрагирование, интервал абст­ракции).

Ф.В. Лазарев

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СБОРКА - представление объекта в многомерном когнитивном пространстве путем установления логических связей и переходов между разными интервалами, образующими единую смысловую конфигурацию. Так, в классической ме­ханике одно и то же физическое событие может быть отображено наблюдателями в разных системах отсчета в виде соответствующей совокупности экс­периментальных истин. Эти разные картины, тем не менее, могут образовывать некое концептуальное целое благодаря, например, «правилам преобразо­вания» Галилея, регулирующим способы перехода от одной группы высказываний к другой. (См. абстрак­ция, абстрагирование, интервал абстракции).

Ф.В. Лазарев

КОСМОЛОГИЯ — наука, изучающая Вселенную как единое целое, ее строение и эволюцию.

Термин «космология» образован из греческих kosmos — мир, гармония и logos — учение, слово. Теоретическим базисом космологии является физи­ческая теория, а ее экспериментальные методы ос­нованы на использовании астрономических наблю­дений и специальных космических аппаратов.

Первой научной системой мира явилась геоцентри­ческая система, разработанная К. Птолемеем (II в. н. з.). В XVI в. Н. Коперник проанализировал недостатки этой модели и обосновал необходимость перехода к гелиоцентрической системе. Открытие Коперника стимулировало развитие физической теории. Впср-

вые использовав телескоп для наблюдения небесных явлений, Г. Галилей получил многочисленные экспе­риментальные свидетельства в пользу гелиоцентричес­кой системы мира. И. Ньютон открыл закон всемир­ного тяготения и разработал классическую механику, с помощью которой удалось теоретически описать большинство небесных явлений.

В начале 1922 г. А.А. Фридман нашел нестационар­ные решения общей теории относительности, а в 1929 г. Э. Хаббл открыл эффект красного смещения в спект­рах излучения далеких галактик. Из открытий Фрид­мана и Хаббла следовало, что Вселенная расширяется, причем этот процесс начался 13, 7 миллиардов лет на­зад в процессе так называемого Большого взрыва, ког­да Вселенная имела микроскопические размеры.

Современная космология опирается на мощную экспериментальную базу: радиоастрономические, инфракрасные, рентгеновские и другие методы на­блюдения. При исследовании планет и их спутников, астероидов и комет активно используются специали­зированные космические зонды, оснащенные богатой измерительной аппаратурой. Разработаны космичес­кие аппараты для наблюдений с околоземной орбиты, крупнейшим из которых является телескоп «Хаббл».

Открытия в области космологии имеют принципи­альное значение для совершенствования современно­го миропредставления. (См. физика, космос, неклас­сическая наука).

Л.В. Лесков

КОСМОС— модель мира, возникшая в Древней Греции, согласно которой мир является самодостаточ­ной реальностью, структурно упорядоченной, все про­цессы которой управляются внутренними, естествен­ными законами этой реальности и не требуют для своего объяснения обращения к сверхъестественным силам. В соответствии с этой моделью все в мире про­исходит закономерно и с необходимостью. Случайным же является либо то, причину чего (лежащий в его основе закон) мы еще не знаем, либо то, что является результатом сложного переплетения (пересечения) множества законов. В любом случае в рамках Космо­са как модели мира необходимость — первична, а 111

случайность — вторична и есть лишь одна из форм проявления необходимости. Взгляд на мир как на Космос явился отправной точкой формирования науки как особого способа познания мира и способ­ствовал формированию детерминистской картины мира. В современной науке понятие «космос» ис­пользуется также как синоним «Вселенной» или «физической Вселенной». (См. космология, хаос, природа).

КОЭВОЛЮЦИЯ — концепция современной фи­лософии науки, считающая необходимым осуще­ствить переход от раздельного рассмотрения эволю­ции человеческого общества и биосферы к постро­ению общей теории эволюции единой системы «биосфера + человеческое общество». Только таким путем, считают представители этой концепции (Н. Мои­сеев и др.), возможно предложить оптимальное ре­шение не только современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем. (См. глобальные проблемы, глобалистика, биосфера, общество).

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ - множество специ­фических характеристик знания, являющихся в сво­ей совокупности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.