Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БРЕННСТНРМИНГ__ 3 страница






ретического знания. Так, в последние годы В. Гейзен-берг был склонен считать, что в то время как предме­том эмпирического познания является действитель­ный мир, предметом теорий (квантовой механики, в частности) является мир возможностей, мир потенций. В несколько ином контексте подобную мысль выска­зывают математики, трактуя последнюю как науку об абстрактных структурах (Н. Бурбаки), оппозициони-руя их от реальных, физических структур. В этом плане интересной представляется мысль интерпрети­ровать мир объективных идей Платона или объектив­ного мышления Гегеля как мир объективных возмож­ностей (у Гегеля — развивающихся при этом) или как сущностный мир, мир по истине, в отличие от действи­тельной, эмпирически наблюдаемой реальности. Объективные возможности могут различаться коли­чественно, иметь различный (больший или меньший) вес или меру. В этом случае вероятность и есть не что иное, как количественная мера возможности и явля­ется, как и последняя, диспозиционной характеристи­кой действительных явлений и процессов. В эмпири­ческом, действительном мире вероятность реализует­ся, репрезентирует себя в виде относительной частоты. Другая бинарная оппозиция возможности — необходимость может рассматриваться, с одной сто­роны, в качестве ее частного случая как возможность, имеющая максимальный вес (значение), равное 1, либо как дополнение к возможности, если из континуума численных значений последней исключить значения О и 1. Тогда весь универсум предстанет в виде трех взаимно-непересекающихся множеств (мир невоз­можного, мир возможного и мир необходимого). (См. вероятность, необходимость, случайность).

ВРЕМЯ — одно из базовых понятий философии и науки. Развитие представлений о времени в различ­ных областях науки, особенно в физике, оказало боль­шое влияние на философские концепции времени. Категория времени выражает проявления бытия с точки зрения прошлого, настоящего, будущего и по­коящихся на них отношениях «раньше, чем...», «поз­же, чем...», «одновременно с...». Время неразрывно связано с изменением. Без изменений, т. е. без про- о/

цессов, нет времени. Но время не тождественно изме­нению и изменяющемуся. Оно относительно незави­симо от них в том смысле, что время относится к из­менению так же, как числа относятся к нумеруемому. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека. Человек не только позна­ет время, но и переживает его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия — потому опре­деленное истолкование времени входит в различные области духовной культуры: грамматику естественно­го языка, мифологию, философию, теологию, искус­ство и литературу, обыденное повседневное сознание. Время является измеряемым. Процессы, используемые для его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, био­логические ритмы, исторические эпохи, процесс сче­та. Человек конструирует специальные приборы для измерения времени, называемые часами (часы песоч­ные, солнечные, механические, атомные, лазерные и т. д.). Процедура измерения осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того чтобы можно было приложить эталон к изме­ряемому времени. В физике появились высоко абст­рактные модели времени, которые далеко отстоят от конкретного бытия как природы, так и человека. В них время репрезентируется множеством моментов, на которые наложена определенная система отношений между ними. Все моменты имеют одинаковый статус существования, т. е. их нельзя характеризовать поня­тиями «настоящее, прошлое, будущее». Этот познава­тельный прием назвали опространствованисм време­ни, или его гсометризацией. Современная наука зна­ет об ассиметрии прошлого и будущего, об относительности одновременности, об относительном ускорении и замедлении времени, о его связи с про­странством и гравитирующими массами, о непрерыв­ности и одномерности времени в макромире, о гипо­тезах многомерного времени, о моделях ветвящегося времени в логике, о циклическом времени в древне­греческой мифологии, о хронотопе, о разорванности и неупорядоченности времени в литературном произ­ведении, о линейном однонаправленном конечном 00 времени 15 христианстве и многое другое; ни одно

философское учение не обходится без концепции времени, которая тесно связана с другими основопо­лагающими принципами и категориями философии. (См. изменение, измерение).

В.П. Казарян

ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕОРИИ - позна­вательная ситуация в науке, когда исследователь ока­зывается перед необходимостью оказать предпочтение одной из нескольких предложенных теорий для объяс­нения некоторого определенного круга явлений (фак­тов, наблюдений и т. п.): волновая и корпускулярная теория света, модели Солнечной системы Птолемея и Коперника, ламарксистская и дарвиновская теория биологической эволюции, классическая и конструк­тивная математика и т. д. и т. п. Этот выбор, как пока­зывает история науки, осуществляется на основе мно­гих критериев: степени объяснительной и предсказа­тельной силы теории по отношению к множеству известных фактов, степени ее логической доказатель­ности, степени ее простоты (минимальному числу исходных допущений теории), степени ее практичес­кой полезности, степени ее соответствия определен­ным философским основаниям и т. д. и т. п. Трудность осуществления такого выбора состоит не только в сложности количественного определения и сравне­ния указанных параметров конкурирующих теорий, но и в достижении консенсуса относительно веса каждого из параметров в общей системе всего мно­жества параметров выбора. Для современной науки ситуация выбора наилучшей из альтернативных тео­рий является не только массовой, но и по-прежнему драматичной. (См. научный консенсус, социальный репертуар, эмпирический репертуар).

ГАРМОНИЯ — один из ценностных регулятивов научного познания, состоящий в убеждении, что в основе бесконечного разнообразия наблюдаемых яв­лений лежит относительно небольшое количество фундаментальных законов и констант, регулирующих это разнообразие, что все объективные взаимодей­ствия и взаимосвязи основаны на принципе наимень­шего действия или принципе минимакса, что природа в своем функционировании — проста, экономна и не терпит излишеств. (См. симметрия, идеалы и нормы научного познания).

ГЕНЕТИКА — обычно определяется как наука, изучающая закономерности процессов наследствен­ности и изменчивости живых организмов. Формаль­ным годом рождения генетики считается 1900 г., хотя основы ее фактически были сформулированы еще в XIX в. австрийским монахом и ученым Г. Менделем (1822— 1884). Именно Мендель на основе своих клас­сических опытов по растительным гибридам уже в работе 1865 г. сформулировал основные идеи всей классической генетики XX в.: материальность и дис­кретность наследственности (существование особых единиц, факторов наследственности) и случайно-ком­бинаторный механизм их передачи по поколениям живых организмов. В силу центральной роли генети­ческих структур в осуществлении практически всех важнейших процессов жизнедеятельности, генетика в XX в. заняла особое — стержневое — место во всей 40 системе биологического знания о живой природе,

включая и человека как ее части. Начавшись в 1900 г. с переоткрытия законов Менделя, генетика в XX в. прошла стремительный путь развития от формальной идентификации генов (так были в начале века назва­ны менделевскис «факторы» наследственности) с оп­ределенными участками ядерных хромосом до выяс­нения их подлинной химической природы (1944) в форме особого класса химических биополимеров — дезоксирибонуклеиновых кислот (ДНК); от раскры­тия структуры ДНК в виде знаменитой теперь и из­вестной всем двойной спирали (1953) до расшифров­ки кода наследственной информации (1961); и от от­крытия методов быстрого прочтения, определения (или, как говорят ученые, — секвенирования) длин­ных нуклеотидных последовательностей ДНК (1977) до расшифровки (точнее, — секвенирования) генома человека (2000).

Бурное развитие генетики в течение всего XX в. сопровождалось не только сенсациями и бурными дискуссиями в широкой печати. Оно непрерывно по­рождало (и продолжает порождать) и большое число серьезнейших философских, социальных, мораль­ных, этических, юридических и др. вопросов. Их об­суждение уже внесло немалый вклад в общую фило­софию науки XX в., а в будущем именно с их реше­нием можно связывать надежды на окончательное преодоление раскола двух культур — естественнона­учной и гуманитарной. (См. биология, биоэтика, на­следственность).

В.Г. Борзенков

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ задания со­держания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вы­вода, а с помощью изучения его происхождения (опи­раясь на изучение причин, приведших к его возник­новению, механизм становления). Широко использу­ется не только в естественных науках (биология, физиология, медицина, геология, почвоведение и т. п.), и в социально-гуманитарном познании (археология, антропология, языкознание, история и т. п.), но и в ма­тематике (метод математической индукции). (См. ис­торический метод, диахронный анализ). 41

ГЕОПОЛИТИКА — фундаментальная доктрина политического пространства: синтезирует рельеф и ценности, просматривает связи пространственных конфигураций с реальной политической активнос­тью, устанавливает корреляции пространства с на­ционально-государственными параметрами, расцени­вает протяжение через призму его сращенное™ с цивилизационным состоянием народа. С позиций уче­та регионального местоположения, расположения стран в мировой системе государства подразделяются на теллурократии (континентальные державы, прово­дящие материковое расширение — колонизацию — пространств сухопутным путем) и талассократии (мор­ские державы, ведущие захват территорий водным путем). Теллурократии враждуют с теллурократиями: Германия с Францией, Россией; Польша с Россией; талассократии — с талассократиями: Англия с Испа­нией, Голландией. (Иные подходы, отстаивающие идеи, будто талассократии воюют с теллурократиями и всегда побеждают, беспочвенны, основаны на иска­жении фактов, натяжках, недоразумениях. Не Англия победила Францию, а Россия. Не Англия и США вы­играли войну у Германии, а Россия). Центральная роль во всех страновых пикировках отводится сильным державам, обладающим двойной принадлежностью к теллуро- и талассократиям. Это — США, Китай, Гер­мания, Россия. Без их участия ни один сколь-нибудь серьезный вопрос мировой гегемонии, стратегическо­го лидерства не может ни ставиться, ни решаться. США — обладатель капиталов, баз данных, техноло­гий. Китай — средоточие колоссальных людских, ес­тественных ресурсов. Германия — мощный централь-ноевропейский лидер. Россия — индустриально раз­витое государство, великая держава, занимающая около 1/8 планетарной суши. (См. общество, культу­ра, цивилизация).

В.В. Ильин

ГЕРМЕНЕВТИКА — теория понимания текстов и искусство истолкования их истинного смысла. Возник­ла в античной философии и филологии как искусство понимания изречений жрецов, оракулов, мудрецов. В Средние века герменевтика служила умению истин-

ного истолкования религиозных текстов. В современ­ной философии науки герменевтика все больше при­обретает статус общей теории понимания любых тек­стов, а также взаимопонимания участников когнитив­ных коммуникаций. (См. понимание, смысл).

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - категория герме­невтики как науки о понимании. Исследователь име­ет дело с ситуацией герменевтического круга, когда элементы познаваемой им системы взаимоопределя-ют друг друга (например, взаимоопределение части и целого, общего и единичного, текста и контекста, личности и общества, теории и опыта, философии и науки и т. д. и т. п.). Выход из «дурной бесконечнос­ти» повторения в ситуации герменевтического круга состоит в пошаговой конструктивности движения познания при переходе от одного взамоопределяемо-го элемента к другому. (См. герменевтика, понимание).

ГИПЕРТЕКСТ — понятие структурной лингвисти­ки и постмодернистской философии науки, обозна­чающее максимально широкую языковую реальность, фактически налично функционирующее в обществе определенного исторического периода знание. Иног­да понятие гипертекста употребляют как синоним социокультурного фона определенной исторической эпохи. Гипертекст — максимально широкая, глубокая и вместе с тем наиболее неопределенная и многознач­ная языковая социокультурная реальность, но имен­но на этом фундаменте созидается и постоянно пере­страивается здание науки. (См. текст, интертскст, неявное знание).

ГИПОТЕЗА — любое утверждение (или система ут­верждений) эмпирического или теоретического харак­тера, относительно значения истинности которого, веса и существенности в наличной системе знания решение пока не принято. (См. истина, научный кон­сенсус).

ГИПОТЕЗА AD HOC — буквально «гипотеза для данного случая», т. е. введение в теорию после уста­новления се противоречия с опытом такого нового

______________________________________________________________________ ГИПОТЕЗА ЛР ШС

допущения, которое ликвидирует это противоречие, и таким образом спасает теорию от ее фальсификации опытом. Такая защитная стратегия спасения теорий пу­тем их модификации в истории науки действительно часто имеет место (хотя подобное поведение категори­чески осуждается и запрещается в философии науки К. Поппера). Ярким примером ad hoc стратегий в фи­зических науках является гипотеза Лоренца о принци­пиальной невозможности обнаружения сокращения длины отрезка при прохождении его через эфир. При­мером гипотезы ad hoc в социальных науках является, согласно Попперу, предложенная Лениным модифи­кация учения Маркса о возможности социалистичес­кой революции первоначально в одной и даже эконо­мически отсталой капиталистической стране (теория «слабого звена»). Когда после прихода к власти в Рос­сии большевиков, не последовало замены капитализма социализмом в развитых странах Запада, апологеты марксисткой теории решили спасти се от опроверже­ния введением еще одной ad hoc гипотезы: о возмож­ности построения социализма в отдельно взятой стра­не, находящейся в капиталистическом окружении. Не­смотря на то, что такая теория была реализована на практике, она не смогла выдержать длительной провер­ки, так как на ее основе оказалось невозможно постро­ить экономическую систему, превосходящую по про­изводительности труда развитые капиталистические страны. Искусственное дополнение теории Маркса многочисленными ad hoc гипотезами серьезно дискре­дитировало се, превратив из научной теории в волюн­таристскую идеологию. Вообще же роль ad hoc гипо­тез в развитии науки принципиально двойственна, ам­бивалентна. С одной стороны, это средство развития научной теории за счет некоторой ее модификации. С другой, всякого рода такая модификация ведет к ус­ложнению теории, нарушению необходимого уровня ее простоты, что лишает теорию определенности и предсказательной силы. Теория начинает работать не на предсказание, а только на свою собственную защи­ту от опровержения опытом, становясь все более слож­ной и запуганной. (См. гипотеза, научная гипотеза, те­оретическое и эмпирическое).

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - спосоо научного познания наблюдаемых явлений, состоящий в выдвижении (конструировании) таких объясняющих их гипотез, из которых описывающие эти явления выс­казывания следовали бы чисто логически (дедуктив­но) в качестве их следствий. Другое название гипоти-ко-дедуктивного метода — индукция как обратная дедукция. Вся трудность заключается в том, что одни и те же явления могут быть логически выведены из совершенно разных гипотез, и таким образом соответ­ствие гипотезы выводимым из нее наблюдаемым след­ствиям само по себе никак не решает ни проблемы истинности таких гипотез, ни проблемы выбора наи­лучшей из них. (См. научная деятельность, обоснова­ние, теоретическое и эмпирическое).

ГЛОБАЛИСТИКА — междисциплинарная область знания, предметом исследования которого являются глобальные проблемы. (См. глобальные проблемы).

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - проблемы, затраги­вающие существование современного человечества как целого, все страны и народы, независимо от их цивилизационной специфики и уровня развития. Их решение требует столько средств и согласованных усилий, что под силу только коллективным усилиям всего человечества, хотя, разумеется, наибольший вклад должны вносить самые сильные в экономичес­ком отношении страны и государства. Среди списка глобальных проблем, требующих неотложного реше­ния для дальнейшего продолжения существования че­ловеческого рода, необходимо указать: 1) на демогра­фическую, требующую принятия международным со­обществом согласованных мер но замедлению и возможно даже замораживанию темпов роста числен­ности населения земного шара; 2) экологическую, тре­бующую резкого сокращения техногенного воздей­ствия на биосферу, способность которой к воспроиз­водству своих ресурсов приблизилась к нулевой отметке; 3) энергетическую, 4) продовольственную, 5) исключение возможности мировых войн с приме­нением ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей; 6) борьба с международным тер- 45

_________________________________________________________________________ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

роризмом и др. К сожалению, как показали первые аналитические расчеты возможностей решения этих проблем, сделанные учеными — представите­лями Римского клуба уже в 1970-е годы, прогнозы -в целом — пессимистические. Постоянный монито­ринг состояния этих проблем, осуществляемых еже­годно независимыми экспертами из разных стран, пока не дает оснований для разумного оптимизма. (См. глобалистика, коэволюция).

ГНОСЕОЛОГИЯ — общая теория познания, один из важнейших разделов философии. Главной пробле­мой гносеологии является вопрос о том, как (при ка­ких условиях, необходимых и достаточных) возмож­но человеческое познание вообще и его различные виды (научное, художественное, философское, рели­гиозное, мистическое, обыденное и др.). Понятия объекта и субъекта познания, истины и способов ее получения и удостоверения, уровней и этапов процес­са познания, кодификация и организация знания, структура сознания, познавательные способности субъекта и методы познания — вот неполный список существенных проблем гносеологии. Их решение во многом зависит от принятых исходных философских установок по вопросам соотношения бытия и созна­ния (материализм, идеализм, дуализм), чувственного и рационального (сенсуализм, рационализм, ирраци­онализм), познания и практики (созерцательность, де­ятельность), отражения и творчества (детерминизм, конструктивизм). В истории философии реализованы (построены и развиты достаточно глубоко) все пере­численные выше возможные модели познания. Каж­дая из них имеет поддержку не только среди филосо­фов, но и со стороны крупных ученых. Это объясня­ется тем, что те особенности познания, которые в каждой из них абсолютизированы, наиболее адекват­но соответствуют определенным, качественно различ­ным видам, аспектам и уровням познавательной дея­тельности, представляющей собой в целом очень сложную и противоречивую систему. (См. познание, сознание, философия, истина).

ГОМЕОСТАЗИС — тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся сис­тем и состоящий в поддержании существенно важ­ных для сохранения системы параметров в допусти­мых пределах. Простейший пример — терморегуля­тор, который при достижении некоторой минимальной (или максимальной) температуры автоматически включает нагревательное (соответственно охлаждаю­щее) устройство. Понятие гомсостазис введено аме­риканским физиологом У. Кэнноном, описавшим це­лый ряд гомеостатических процессов в биологическом организме. В дальнейшем это понятие получило рас­пространение в кибернетике, психологии, социологии и др. науках. Исследование гомеостатических процес­сов предполагает выделение: 1) параметров, значитель­ные изменения которых нарушают нормальное фун­кционирование системы (напр., температура крови у высших животных); 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием условий внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных ме­ханизмов, начинающих функционировать при вы­ходе значений переменных за эти границы. Каждый такой механизм регистрирует изменение существен­ных параметров и действует по принципу обратной связи в направлении восстановления нарушенного состояния равновесия. Изучение гомеостатических процессов привело к выработке понятий гетеростази-са (отражающего иерархию гомеостатических систем, разделение параметров на более и менее существен­ные) и гомеореза(внутренних механизмов, обеспечи­вающих закономерное изменение существенных па­раметров в процессе развития системы). (См. рав­новесие).

Б.Г. Юдин

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — система мероприятий, планируемых и осуществляемых органами государственного управле­ния в соответствии с их иерархией для обеспечения оптимальных условий динамичного, эффективного и экологически безопасного развития научно-техничес­кого потенциала страны (региона, области, округа и т. п.). 4/

Государство выступает но отношению к сфере науки и техники в следующих основных функциях:

1) как законодатель, устанавливающий правовые ос­новы функционирования науки и общество в це­лом и конкретные нормы регулирования его на­учно-технического сегмента;

2) как крупный заказчик и потребитель новой тех­нологической продукции, в том числе единичной и уникальной (например, крупные ускорители эле­ментарных частиц, радио или оптические телеско­пы, суперкомпьютеры и т. п.);

3) как координатор совместной деятельности всех секторов науки, направленной на развитие науч­но-технического потенциала в целом, на повыше­ние конкурентоспособности национальной науки на мировой арене;

4) как политическая сила, определяющая отношение всего общества к проблемам науки и техники.

Лишь одна из перечисленных функций государ­ства — законотворческая — присуща только ему. Во всех остальных случаях государство выступает как одно из действующих лиц наряду с частными фирма­ми и корпорациями, различными фондами, обществен­ными организациями и политическими партиями. (См. управление наукой, науковедение).

А.Н. Авдулов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕК­ТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ - совокупность це­ленаправленных действий государства, обеспечиваю­щих баланс интересов участников инновационного процесса, включая авторов созданных на средства государственного бюджета объектов интеллектуаль­ной собственности и лиц, содействовавших созданию и использованию этих объектов, а также самого госу­дарства и представляющих его интересы государствен­ных заказчиков. (См. интеллектуальная собственность, инновационная деятельность).

Г.В. Бромбсрг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР НАУКИ - совокуп­ность научно-исследовательских учреждений, принад­лежащих государству и финансируемых из государ­ственного бюджета. Государственный сектор обеспе­чивает все те научные направления, которые будучи необходимыми обществу в целом, не разрабатывают­ся частным капиталом по тем или иным причинам (вы­сокая степень риска, необходимость концентрации очень больших ресурсов и т. п.). Основными из этих направлений являются в большинстве стран оборона, национальная безопасность, исследование космичес­кого пространства и его освоение, научно-методичес­кая помощь сельскому хозяйству, атомная энергети­ка, здравоохранение и сложные медицинские установ­ки, экология. (См. управление наукой).

А.Н. Авдулов

ГОСУДАРСТВО — важнейшая социальная и поли­тическая подсистема общества, основными функция­ми которой являются репрезентация всеобщих инте­ресов различных слоев населения страны, защита ее от внешних и внутренних угроз, поддержание стабиль­ности, экономического развития и благосостояния граждан, охрана общественного порядка, эффектив­ная координация взаимодействия всех социальных подсистем общества. Основными методами реализа­ции государством своих функций являются идеология, право, деятельность средств массовой информации, экономическое регулирование, использование в соот­ветствии с существующим законодательством средств и органов принуждения (армия, полиция, прокурату­ра, судебная система). Государство всегда отражает уровень развития общества и меняется в ходе эволю­ции последнего. (См. политика, политические науки, юридические науки, право).

ГУМАНИЗМ — направление в философии, идео­логии и социальном познании, считающее главной ценностью человеческого существования его реаль­ную, земную жизнь, создание в обществе условий, обеспечивающих достойную человека материальную и духовную жизнь, максимальное раскрытие творчес­кого потенциала каждой личности. (См. человек). 43

ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ - знание о собствен­но человеческом в человеке, что сосуществует в нем вместе и наряду с его физическими, физиологически­ми и прочими натуралистическими определениями. Предмет гуманитарного знания — человечески значи­мое и значащее содержание, личностные измерения объектов, их «судьбоносность». Вещь может стать гу­манитарной в случае сопряжения с ней человеческих ценностей, свойств, качеств. По отношению к челове­ку, по способности воплощать в себе, «излучать» из себя человеческое, по степени замкнутости на чело­века, собственно, и проводится разграничение гума­нитарного и негуманитарного знания. Предмет гума­нитарного знания образует реальность, так сказать, самонетождественная, превосходящая свои физичес­кие пространственно-временные пределы. Она пото­му не равна себе самой, что наделена человеческим смыслом: воплощает вне- и сверхприродные значения, относящиеся к самоопределению человека, его само­деятельности. Реальность, следовательно, борется не в форме объекта, а субъективно, что и позволяет вы­делять в ней специфически человеческие значения и предназначения, квалифицировать ее как гуманитар­ный предмет. Любая картина, скульптура, звук, жест сами по себе, как таковые, еще не гуманитарные объекты. Они становятся гуманитарными, когда вос­производят, побуждают в нас человеческие возмож­ности, отсутствовавшие до контакта с ними.

Экстенсивно предмет гуманитарного знания обра­зует широкий спектр феноменов, выражаемых поня­тием «мир человека», куда входит все актуально и потенциально переживаемое, выстраданное, индиви­дуально значимое. Это — интенции, ценности, значе­ния, смыслы, интерсубъективные и аутокоммуника-тивные отношения, детерминированные различными уровнями сознания; это — текущее настоящее, про­шедшее прошлое, открытое к протеканию будущее, данные в памяти, эмоциях, душевных порывах, всех расположенностяхи предрасположенностях, которые конструируют и конституируют мир из «субъектив­ной спонтанности»; в более общей форме это — цело­стный континуум реальности, составляющий досто-у|| янис и внутреннее богатство индивида.

Гуманитарное знание, следовательно, есть знание о том, что не укладывается в «точную» науку в приня­том понимании слова. Оно есть знание о чисто экзи­стенциальных ценностях, обо всей внутренней слож­ности личности с ее многочисленными потребностя­ми, самовыражением и самореализацией; оно есть знание обо всех приоритетных проблемах человека и человечества, какими являются духовные проблемы, лежащие в границах самоотречения, самоуважения, самопознания, самонр.еобразования, самоосущсствле-ния и подпадающие под столь фундаментальные ак­сиологические начала, как Истина, Добро, Красота, Польза.

Познание в сфере гуманитарного апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу. Последнее определяет ряд особенностей концептуальной реп­резентации предмета гуманитарного знания в форме его объекта. Во-первых, оно обусловливает его более мобильный, гибкий статус. В противоположность объекту естествознания объект гуманитарного зна­ния в гораздо меньшей мере стеснен своей внутрен­ней сущностью, само его существование как объекта (смысла) есть дериват некоего априорного относи­тельно него принципа его осмысления, порождающей семантической модели. Во-вторых, оно обусловлива­ет его двойственную сущность. Дело в том, что сущ­ность объекта гуманитарного знания слагается, с одной стороны, из понимания некоторого знака как достояния человеческого, а с другой — его декодиро­вания, расшифровки, т. е. из его конструктивного понимания-истолкования. Объект знания здесь, та­ким образом, есть смысловая реальность, которая развертывается при контакте с фрагментом реально­сти как конструктивная оценка и переоценка сопря­гаемых с ним личностных ценностей и смыслов. Отсюда вытекает: объект гуманитарного знания об­разует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а пространство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих при усвоении и освоении культуры.

В пределах гуманитарного знания мир задан чело­веку не вещно-натуралистическим, а духовно-смысло­вым образом как ценностная сущность, подлежащая 31

пониманию и истолкованию. Собственно это и опре­деляет основные задачи гуманитария: ценностно ок­расить мир, наполнить его смыслом, сделать соприча­стным человеку (экзистенциальный аспект) и обще­человеческой культуре (культурологический аспект). (См. культура, ценности, человек).

В.В. Ильин

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - в широком смысле -науки обо всех продуктах деятельности человека (на­уки о культуре). В более специальном смысле — на­уки о продуктах духовной творческой деятельности че­ловека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу, общественных (соци­альных) наук, изучающих различные стороны и ин­ституты экономической и социально-политической жизни человека (экономика, социология, политология и др.), а также от антропологии как общего учения о человеке как таковом. (См. естествознание, человек, гуманитарное знание).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.